От ямочного до капитального

Оценить
Новые технологии и новые материалы для ремонта саратовских дорог

Две недели назад в Саратов внезапно пришла весна. Снег неожиданно быстро растаял, а вместе с ним растаял и асфальт на большей части саратовских дорог. «Бдительная» городская власть ждать праведного гнева горожан не стала и судорожно принялась искать решение проблемы. Там, где зима унесла с собой в небытие весь асфальт, ремонт предстоит капитальный, там, где исчезли только куски дорожного покрытия, – ямочный. В общем, если верить Cаратовской городской администрации, в этом году мы станем свидетелями масштабных дорожно-восстановительных работ с применением новых, доселе не виданных технологий.

Зимой уцелели не многие

К оценке состояния дорог после зимовки власть подошла основательно. Глава города Олег Грищенко ещё в конце марта, когда снежные сугробы, кажется, вовсе и не собирались покидать Саратов, поручил городскому дорожному комитету провести мониторинг состояния основных автомагистралей. Комитет взял под козырёк и уже 2 апреля выдал результат своих наблюдений: «большая часть саратовских дорог нуждается в срочном (!) ремонте». При этом, как сообщили в комитете, из 468 тысяч квадратных метров отремонтированных в последние два года небольшие повреждения обнаружились только на 6,3 тыс. кв. м (1,3 %) дорог.

К пострадавшим от зимы, снега и льда отнесли и съезд в Затон, сданный в эксплуатацию в 2010 году. К счастью саратовцев, этот и другие повреждённые погодой дорожные участки находятся на гарантии, поэтому компании, которые укладывали здесь дорожное покрытие, залатают дыры за свой, а не за бюджетный счет. Обещано сделать это уже в ближайшее время.

Совсем без повреждений из зимы вышли лишь те автомагистрали, которые в 2010–2011 годах ремонтировались с применением новых материалов и новых технологий. Но их совсем мало: часть улицы Большая Горная (от Астраханской до М. Горького), отрезок проспекта 50 лет Октября (от Стрелки до пл. Ленина), улица Большая Затонская целиком, улица Танкистов частично (от Соколовой до Навашина) и улица Театральная (благо она короткая – от Горького до Радищева). Вот, пожалуй, и всё. Ах да, ещё уцелела выделенная для общественного транспорта полоса на улице Московской (от Чапаева до Астраханской), которую в прошлом году, эксперимента ради, ремонтировали с применением щебёночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА). Тот же материал, к слову, применялся и на других уцелевших после зимы участках саратовских автодорог.

Для всех современный метод, для Саратова – новая технология

Щебёночно-мастичный асфальтобетон по сути и есть та самая новая технология, с помощью которой городские власти обещали саратовцам «порешать» все дорожные проблемы. Конечно, сама по себе технология нисколько не нова. Просто, как однажды верно подметил председатель дорожного комитета города Валерий Данилин, то, что для остального мира давно стало привычным явлением, в Саратове всё ещё воспринимается как ноу-хау.

Итак, щебёночно-мастичный асфальтобетон в своём составе имеет горные породы высокой прочности и модифицированные дорожные битумные смеси с импортными добавками. Стоит такое покрытие, в отличие от обычного асфальта, конечно, дорого. Но, как уверяют эксперты, все затраты окупит высокая «износоустойчивость» материала.

Да и у саратовцев было время на то, чтобы своими глазами убедиться, что новый асфальт гораздо надёжней старого. По проспекту 50 лет Октября я лично езжу ежедневно и могу подтвердить, что асфальт от 3-й Дачной до Стрелки действительно и сейчас выглядит как новый. А ему ведь уже целый год, что по саратовским меркам приравнивается к вечности.

Прежние технологии, говорят специалисты-дорожники, предусматривали использование известкового щебня. Он значительно менее прочный и не рассчитан на большие нагрузки, которые обеспечиваются постоянно увеличивающимся потоком транспорта, а также плохо переносит период таяния снегов и заморозков. Другими словами, городские власти, рассмотрев проблему со всех сторон, окончательно убедились в том, что использовать устаревшие технологии нецелесообразно.

Деньги будут, не плачьте

Как сказал глава города Олег Грищенко в одном из своих недавних интервью, начиная с текущего года и в дальнейшем дороги в Саратове будут ремонтироваться «исключительно с применением новых технологий и отлично зарекомендовавших себя современных материалов» (читай: ЩМА). Город, мол, не настолько богат, чтобы постоянно переделывать одну и ту же работу.

«Лучше сделать покрытие один раз, пусть дороже, но надолго и качественно, чтобы использовать бюджетные деньги максимально эффективно. Применение же старых технологий ведет к тому, что отремонтированные дороги разрушаются буквально через пару лет, что вызывает и возмущение автовладельцев, и упреки со стороны горожан в том, что средства на ремонт выделяются, а дорог нет», – отметил Олег Васильевич.

Кстати, о выделяемых на ремонт дорог средствах. Буквально месяц назад Олег Грищенко всерьёз был обеспокоен этим вопросом. Вместо обещанных городу 410 миллионов рублей на 2012 год региональная власть выделила Саратову только 175 миллионов.

Обеспокоенный Олег Васильевич стал писать упреждающие письма Валерию Радаеву, который к тому моменту пересел из кресла председателя Саратовской областной думы в губернаторское. Глава Саратова напоминал, что из-за проблемы недофинансирования на протяжении многих лет в городе накопилась масса проблем. В их числе и плачевное состояние дорог и дворовых территорий. Цифры говорили сами за себя.

В ремонте нуждаются 1196 дворовых территорий Саратова. Работы оцениваются почти в 1,5 млрд рублей. Около двух миллиардов рублей необходимо на одно только восстановление городских дорог. Так Олег Васильевич подчёркивал острую нужду в обещанных областным уровнем власти 410 млн 467 тысячах рублей «на капремонт и ремонт автодорог общего пользования, дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов».

Подробности переговоров соратников в борьбе «с произволом Ипатова» нам не известны, но спустя две недели после обращения Грищенко к Радаеву город располагал обещанием областной власти о передаче второй части обещанной суммы. «Поступление оставшейся суммы из средств фонда ожидается в апреле-мае текущего года», – заверил всех на совещании у главы администрации Саратова Алексее Прокопенко 11 апреля Валерий Данилин.

По тайному плану на больших скоростях

Весь свой план на асфальтирование Саратова городская администрация не раскрывает. Как мы ни уговаривали председателя дорожного комитета города Валерия Данилина поделиться с нашим изданием информацией о том, сколько километров (ну, или квадратных метров) дорог готовится к ремонту и восстановлению в этом году, ответа он нам не дал. Правда, людей о проводимом ремонте всё же стараются информировать – дозированно, но зато практически ежедневно.

Например, всю прошлую неделю муниципалитет оповещал жителей Саратова о том, на каких участках каких улиц и в какое время предполагается ямочный ремонт. При этом администрация города предупреждает горожан, что движение транспорта на обозначенных участках ограничиваться не будет, но просит водителей «по возможности не парковать свои автомобили там, где идёт ремонт, чтобы не мешать рабочим».

Восстанавливают дорожное покрытие с помощью литого асфальтобетона струйно-инъекционным методом, а также традиционным уплотняемым асфальтобетоном. Как сообщили в администрации города, с 12 апреля на городские улицы выведено сразу четыре дополнительные ремонтные установки, благодаря чему скорость ремонта дорог увеличилась до 400 кв. м в сутки. До этого скорость ямочного ремонта составляла 250 кв. м в сутки.

По данным комитета дорожного хозяйства Саратова, закончить ликвидацию разрушений на тех дорогах, по которым двигается общественный транспорт, планируется к 1 мая, ремонт остальных транспортных магистралей должен завершиться до 1 июня.

Молча, чтобы не сглазить?

Закатывание Саратова в щебёночно-мастичный асфальтобетон – ещё не все обещания городской администрации. В этом году горожан ждёт сюрприз в виде плитки на тротуарах улицы Московской. Об этих планах глава дорожного комитета Данилин проговорился пару недель назад на одной из комиссий городской думы. Как пояснил Валерий Юльевич депутатам, плитка в отличие от обычного асфальтового покрытия удобна тем, что для проведения вскрышных работ её можно снять не разрушая, а потом вернуть на место.

Наш запрос о подробностях нового для Саратова вида тротуарного ремонта комитет по дорожному хозяйству, транспорту и благоустройству традиционно оставил без внимания. Вернее, на десяток вопросов о том, с кем ведутся переговоры по реализации проекта, сколько проект будет стоить, на какой срок службы плитка рассчитана и т. п., специалисты комитета ответили одной только фразой: «принято решение о замене асфальтового покрытия на ул. Московской щебёночно-мастичным асфальтобетоном».

«Спасибо, Капитан Очевидность!» – сказали мы. Правда, вдогонку, в устной форме и через третьих лиц из комитета нам передали оправдание сухости официального ответа. Мол, у города и, соответственно, у самого ведомства нет опыта по укладыванию плитки на тротуары. Поэтому и сказать нам ничего толкового здесь пока не могут.

«Пардоньте» за неудобства

Ещё одно отличие от прошлогодней ситуации с ремонтом дорог внесла Волжская ТГК. Эта компания, кроме того что является основным поставщиком тепла в дома и учреждения города, известна ещё и тем, что ежегодно перекрывает как минимум на месяц улицу Соколовую. И всегда по одной и той же причине: ремонт теплотрассы. В этом году Соколовую оставят в покое. Как сообщили в ВоТГК, плановые ремонтные работы там закончены. Перекроют движение только в случае форс-мажорных обстоятельств – порывов и аварий.

Теперь эта неугомонная компания отняла у саратовцев часть улицы имени Горького. На минувшей неделе здесь начались работы по капитальному ремонту тепломагистрали № 1.

Капитальный ремонт был начат в прошлом году. Но тогда сумели заменить 175 метров трубопровода. В этом году обещают заменить 370.

«Тепломагистраль № 1 от СарГРЭС стала первым крупным объектом годовой ремонтной программы Саратовского филиала ОАО «Волжская ТГК», – сообщает пресс-служба компании. – 16 апреля подрядная организация произвела вскрытие дорожного полотна на ул. Горького от ул. Дзержинского в сторону ул. Яблочкова. 17 апреля начался демонтаж труб. В связи с ремонтными работами мы вынуждены перекрыть часть улицы для движения автотранспорта. Закончить работы планируется 1 мая. Компания приносит саратовцам извинения за созданные неудобства».

Высокий штраф – эффективный стимул

После ремонта своего имущества, теплотрассы, Волжская ТГК обязана будет полностью отремонтировать вскрытый участок дороги. По действующим в Саратове правилам благоустройства восстановление дорожного покрытия после вскрышных работ, проводимых коммунальными компаниями, должно проводиться «на всю ширину проезжей части и в длину по три метра в каждую сторону по протяженности участка восстановления асфальтобетонного покрытия». Это правило существует не первый год, но до сих пор коммунальные службы выполнять его не спешили. По словам Валерия Данилина, некачественное устранение разрушений после проведения вскрышных работ – это ещё одна причина плачевного состояния саратовских автомагистралей.

В этом году ситуацию обещают кардинально развернуть. По словам Данилина, уже составлен график восстановления участков дорог, вскрытых и кое-как заделанных ВоТГК в прошлые свои ремонты. При этом чиновник подчёркивает, что проводить ремонт ВоТГК будет за свой счёт.

Такая покладистость энергокомпании объясняется просто – многократно возросшими штрафами за нарушение установленных в городе правил благоустройства. На минувшей неделе депутаты областной думы по инициативе городской администрации утвердили новую шкалу материальной ответственности за нарушение правил. Теперь минимальный размер штрафа начинается не с десятков тысяч рублей, а с сотен тысяч.