Кто толкает Россию?

Оценить
В Саратове задумались о судьбе молодёжи в бизнесе

Молодёжное предпринимательство в Саратовской области существует и даже имеет перспективы. На круглом столе, устроенном областным комитетом по молодёжной политике в минувший вторник, юные годами предприниматели смогли познакомиться друг с другом и более старшими (по возрасту и опыту) собратьями-бизнесменами. Узнали о существовании общественных объединений и организаций, готовых протянуть каждому «малолетнему» предпринимателю руку помощи, и о возможностях претендовать на государственную поддержку, придуманную в помощь малому и среднему бизнесу.

Основа бизнес-класса?

Круглый стол собрали без какого-либо особого повода. Видимо, это мероприятие было плановым, для галочки. Потому что обсуждали здесь всё подряд. Степан Парфёнов, возглавляющий молодёжный комитет, в своём приветственно-вступительном слове читал с листа пафосные фразы про «важнейший фактор устойчивого развития нашего общества» – «эффективную государственную молодёжную политику». Это он к тому, что государство, мол, сейчас всерьёз нацелено на формирование из своих граждан так называемого бизнес-класса, а потому всячески поддерживает любое деловое начинание молодых людей. В подтверждение министр Парфёнов привёл примеры: механизм выдачи грантов начинающим предпринимателям, конкурс инновационных проектов и федеральная программа поддержки начинающих фермеров.

Все эти инструменты действительно существуют, а некоторые даже довольно эффективно работают, но ни один из них вовсе не рассчитан исключительно на молодых людей. Этими механизмами госпомощи могут воспользоваться граждане любых возрастных категорий, пожелавшие заняться бизнесом. То есть федеральное законодательство никак не разграничивает понятие «предпринимательство» на молодёжное и возрастное.

А вот в Саратовской области, по словам Степана Парфёнова, есть целый ряд проектов, нацеленных на поддержку именно «молодёжного предпринимательства», то есть такого, которым занимаются молодые люди «в возрасте от 18 до 25 лет». Как сказал министр, все эти программы носят обучающий характер. Молодым людям с их помощью пытаются привить навыки создания собственного дела и успешного управления им. В качестве примера, правда, был приведён только один, недавно запущенный, проект «StartUp Project». В конце вступительной речи Степан Парфёнов признался, что все попытки государства привлечь в бизнес как можно больше молодёжи пока выглядят тщетными. Количество именно молодых предпринимателей, пользующихся механизмами государственной помощи, остаётся низким.

Никаких статистических данных по количеству молодёжи, занимающейся предпринимательством в Саратовском регионе, ни у кого из присутствовавших не оказалось. Более-менее ясна только общероссийская картина присутствия молодёжи в предпринимательстве. По данным фонда «Общественное мнение», молодые люди в возрасте 18-30 лет составляют на сегодняшний день 30 процентов всех предпринимателей России. В то же время собственное дело имеют сегодня всего два процента молодёжи.

«Я считаю, что необходимы какие-то дополнительные меры привлечения молодых людей в бизнес. Например, новые обучающие программы, которые запускать нужно уже в школах», – заявил министр Парфёнов.

Пара открытий и одно напутствие

А потом начались выступления. Высказаться рвались чиновники, ответственные за предоставление государственной помощи начинающим бизнесменам, представители общественных бизнес-организаций, а также уже состоявшиеся, но всё ещё молодые бизнесмены, желающие поделиться своими историями успеха.

Иван Куцевляк, возглавивший две недели назад управление развития предпринимательства и социальных проектов областного министерства экономики, рассказал о бизнес-инкубаторе, предоставляющем начинающим предпринимателям офисы по льготной цене, о фонде микрокредитования, выдающем короткие и дешёвые кредиты начинающим малым и средним предприятиям, о гарантийном фонде.

Многих молодых заинтересовала возможность попадания в бизнес-инкубатор. Ольга Лутьянова, заместитель министра промышленности и энергетики региона, отвечающая за инновации и пришедшая поговорить именно о них, предупредила молодых людей, что «в областном бизнес-инкубаторе всего 15 офисов», большая часть из которых уже занята. Но Иван Куцевляк тут же поспешил обнадёжить молодёжь: «Пока в Саратове действует один корпус бизнес-инкубатора, но в ближайшем будущем в эксплуатацию будут сданы ещё два, так что помещения будут, не переживайте».

Опытным взглядом определив, что на заседание круглого стола в качестве слушателей пришли в основном студенты 4-5 курсов саратовских вузов, Куцевляк обратился к ним с напутствием: «Учитесь самостоятельно искать полезную для себя информацию. Нужно копать, копать и копать. И вот увидите, вы найдёте и связи, и нужные вам контакты». На всякий случай Куцевляк оставил студентам и свой контакт – рабочий министерский телефон.

Не знали друг о друге

Заместитель министра промышленности Ольга Лутьянова долго рассказывала молодым людям об особенностях инновационного бизнеса и о трудностях его развития не только в Саратовском регионе, но и в целом в стране. Наконец Ольга Николаевна решила выяснить, какие сферы бизнеса интересны пришедшим на эту встречу молодым людям. Ее ждало разочарование. Потому как молодежь выбирает преимущественно сферу услуг: она, мол, и дешевле, и проще.

«То есть не производством хотите заниматься, а услугами?» – переспросила она и, получив утвердительный ответ, заявила: «Что ж, это тоже хорошо. У нас в стране услуги развиты недостаточно широко. А качество, казалось бы, развитого сервиса оставляет желать лучшего. В отличие от европейских стран, где по моему опыту просто нет сферы, в которой человеку было бы неудобно. Там все буквально окружены мелкими фирмами, занимающимися обслуживанием населения».

Заместитель председателя регионального отделения «Опоры России» Юрий Романов пригласил начинающих предпринимателей поучаствовать в фестивале бизнес-идей «Рубикон», намеченном на август текущего года. Попутно он презентовал и создавшийся в начале года при «Опоре России» молодёжный комитет, где молодых предпринимателей учат нюансам деловой жизни. «Многим явно не хватает самых элементарных знаний в области маркетинга, финансовых инструментов, менеджмента, бухгалтерских и юридических аспектов ведения бизнеса. Мы в молодежном комитете помогаем человеку понять, что такое бизнес, определиться с видом бизнеса, которым он хочет заниматься. Для этого проводим тренинги, семинары со специалистами, – сообщил Романов.

Представительница Сообщества молодых предпринимателей Саратова Светлана Галиева призналась, что до сегодняшнего дня даже не подозревала о существовании в Саратове представительства «Опоры России». Ей ответили, что о существовании саратовского сообщества молодых предпринимателей никто из присутствовавших тоже не подозревал. Так что круглый стол, устроенный молодёжным комитетом областного правительства, по крайней мере помог всем встретиться, пообщаться и, возможно, в будущем объединиться в общее молодёжное движение.

Тема молодости осталась нераскрытой

Ольга Николаева, руководитель проекта «StartUp Project» (региональный центр «Молодежь плюс»), отметила, что в настоящее время средний возраст предпринимателя в России – 40-42 года. Тогда как, по её утверждению, Россию вперёд толкает именно молодёжь. «Поэтому мы и запустили свой проект «StartUp Project», чтобы поддержать молодых людей, которые решили открыть собственное дело. Сейчас у нас уже готово 11 бизнес-планов, которые вскоре будут защищаться перед инвесторами и венчурными фондами», – заявила Николаева.

Но однозначного ответа на вопрос «Кто он – молодой предприниматель?» в ходе круглого стола так и не получили. Границы предлагались разные: от 18 до 25, до 30 и до 35 лет. Одни склонны считать им «молодого человека от 20 до 30 лет, который самостоятельно организует производство или продвигает какой-то товар или услуги». Кто-то придерживался позиции Федерального агентства по делам молодежи, которое допускает, что предпринимателями могут считаться и более молодые граждане Российской Федерации. Так, в своём ежегодном конкурсе «Молодой предприниматель России» агентство разрешает участвовать лицам в возрасте от 14 до 30 лет.

Пару месяцев назад тема правового статуса и законодательного определения понятия «молодёжное предпринимательство» уже обсуждалась на базе саратовской «Опоры России».

«С точки зрения создания и ведения бизнеса таких жёстких возрастных рамок, наверное, быть не должно. Человек, впервые открыв собственное дело в возрасте 45 лет, по сути своей является «молодым бизнесменом». И тоже нуждается в поддержке и подсказках. Хотя с другой стороны, если сравнивать начинающего 45-летнего предпринимателя с начинающим 18-летним, то первый оказывается в более выигрышной позиции, потому что обладает неким жизненным опытом. 18-летний же нуждается в большей поддержке», – настаивал тогда Юрий Романов. В этот раз он предпочел в споре о возрастном цензе не участвовать.