Жизнь 5 марта не кончается, а только начинается

Оценить
Когда каждая из сторон борется за своё, в итоге может получиться что-то третье

Президентская выборная кампания пробудила у россиян гражданские чувства. Таких яростных споров между противниками режима и его защитниками не было давно. По всей стране значительную часть рабочего времени граждан занимали бурные дебаты. Позже, вечерами на кухнях, вопросы «За кого голосовать?» и «Стали ли мы жить лучше?» обсуждались с друзьями и домашними.

Мы попросили саратовских политологов и политтехнологов сделать прогноз: «Что ждёт нас после 4 декабря?» Опрос проводился в конце прошлой недели, ещё до дня выборов. Потому, конечно, их результатов ещё никто из респондентов не знал.

Олег Дружинин, политтехнолог:

ПАРТИИ-ОДНОДНЕВКИ БУДУТ РАСТАСКИВАТЬ ПРОТЕСТНЫЙ ЭЛЕКТОРАТ

Уже сейчас видно, что накал страстей в лагере оппозиции понемногу начал затухать, для всех уже очевиден исход результатов выборов, и аргумент об их нечестности начинает терять актуальность. Конечно, после победы Путина пройдут митинги, но они уже не будут столь яркими, как были после выборов в Государственную думу, да и кому это уже будет нужно?

Уже начались политические реформы, в первом чтении принят закон о выборах губернаторов, подготовлен законопроект об упрощении регистрации новых политических партий, по всей видимости, мы вернёмся на политической арене к ситуации 90-х, когда много партий-однодневок будут создавать политический шум, растаскивая протестный электорат. Очевидно одно: партии власти необходим ребрендинг, так как рейтинг недоверия к ней только будет расти.

Александр Пантелеев, политолог:

ТЕХ, КТО НЕ НРАВИТСЯ ЛЮДЯМ, УБЕРУТ, НО ВЛАСТНУЮ ВЕРТИКАЛЬ ВЫСТРАИВАТЬ ПРОДОЛЖАТ

Во-первых, нас ждут организационные изменения в правительстве РФ. Путин перестроит работу и людей, которые вызывают сейчас нарекания в народе, уберёт. В первую очередь перестановки коснутся, скорее всего, социального блока. Думаю, разберутся ещё с Рогозиным, хотя он занял свой пост недавно. В военно-промышленный блок сейчас вкладывают много денег, поэтому Путин поставит туда своего в доску человека, так как деньги есть деньги, и Путин от себя их далеко не отпустит.

Есть косвенные признаки того, что силовики на своих местах не усидят. В частности, Нургалиев и Иванов. На место последнего могут поставить Володина. Нургалиев как-то сказал, что больше всего полицейских-коррупционеров работает в Саратовской области. На это больше никто не указал, ни Путин, ни Медведев. А Саратовская область, как все мы знаем, епархия Володина, и любой плевок в сторону Саратовской области – это плевок в сторону Володина. И такие претензии звучат не в первый раз. Это отголосок борьбы за власть, признак будущих изменений в силовом блоке.

Что касается оппозиции, то всё будет по-прежнему – её роль будут исполнять уже знакомые всем люди, которые давно находятся в Государственной думе. Вся сегодняшняя энергия уйдёт в свисток – в разговоры, декларации и рассуждения о том, что стране оппозиция нужна. Путин будет продолжать свою линию на укрепление вертикали власти, чтобы потом было меньше проблем.

Что касается губернаторов, то Медведев недавно сообщил, что перестановок здесь больше не будет. Саратовская область на президентских выборах за Путина отдаст 75 процентов голосов, а может, и больше, административный ресурс покажет себя во всей красе. Формально лицо административного ресурса – Ипатов, поэтому никаких претензий к нему не будет. «Единая Россия» на выборах в Госдуму набрала большой процент, и это тоже плюс Ипатову, хотя есть и жалобы на губернатора. Но их в основном высказывают депутаты областной думы. Володин депутатам подыгрывает, но не заигрывается. Он не заинтересован сейчас в смене губернатора. Путин объявил о возвращении прямых выборах губернаторов и слова эти сдержит, поэтому Ипатов досидит до конца своего срока, а потом его переизберут.

После выборов не будут больше расти социальные льготы и гарантии. Сейчас у нас жирный нефтяной бюджет, но вскоре деньги начнут считать. Разберутся с Сирией, Ираном, цены на нефть снизятся, упадут доходы бюджета и будут урезать расходы на социальную сферу. У нас в Саратовской области такие расходы, если не ошибаюсь, составляют 70–75 процентов всего бюджета, и в России такая же история.

Но я не думаю, что Путин допустит греческий сценарий, когда социальные гарантии раскрутили, а потом резко понизили. Путин обещал создание 25 миллионов новых рабочих мест. Откуда возьмётся такое количество новых мест, да ещё высокотехнологичных, о которых говорил Путин, непонятно, и начнётся жуткая свистопляска.

Денис Ястребов, политолог:

ГЛАВНОЕ – НЕ ДОПУСТИТЬ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Честно, не знаю, что нас ждёт. Любой сценарий может привести к конфликту. Это гадание на крови. Ситуация в стране настолько напряжённая, опасная, её исход может быть очень нехорошим. В теории игр описано: когда каждая из сторон борется за своё, в итоге может получиться что-то третье. Это как ситуация на дороге: один направо хотел повернуть, другой налево, а в итоге случилось ДТП.

Результат выборов предрешён. Путин, скорее всего, выиграет в первом туре. Наберёт 56–60 процентов голосов. Самое опасное начнётся дальше – борьба за легитимизацию результатов выборов, подсчёта голосов.

В результате этой выборной кампании страна разделилась на два больших лагеря. Диалога между ними не получилось. Степень накала, неприязни, неприятия одной части населения другой очень высока и видна даже на бытовом уровне. Её отчасти можно сравнить с выборами Ельцина в 1996 году, с соперничеством Ющенко и Януковича в 2004-м. Когда два лагеря стенка на стенку стоят, случиться может всё что угодно, даже когда ни одна из сторон не хочет ничего плохого. Когда одни называют других оранжевой заразой, а те в ответ объявляют оппонентов преступным режимом, когда эти заранее считают результаты выборов незаконными и готовятся выходить на площади, а те называют их предателями родины, спичка вспыхнуть может…

Чтобы конфликт не привёл к негативным последствиям, очень многое зависит сейчас от разумности поведения обеих сторон после подсчёта голосов, от их мудрости, так как в каждом лагере есть и умные люди, и, мягко говоря, радикальные, на словах готовые разорвать противника.

Если власть постарается в этот раз быть максимально честной, теоретически есть шанс, что оппозиция признает выборы легитимными. Хотя с другой стороны, оппозиция заранее говорит об их нелегитимности и готовит митинги протеста.

Самое главное – историю вокруг легитимизации итогов выборов не доводить до гражданской войны, до крови.

Михаил Данилов, доцент кафедры политических наук СГУ:

«СТРАШНЫХ» СЦЕНАРИЕВ ОЖИДАТЬ НЕ СТОИТ

Считаю, что политические реформы уже начались. Это либерализация партийного законодательства, изменение порядка избрания глав регионов, нововведения в законах о выборах. Думаю, что после 4 марта эти реформы будут доведены до своего логического конца. Ожидать при этом реализации каких-то «страшных» сценариев вроде силовой борьбы с оппозицией или закручивания гаек со стороны власти не стоит.

При этом уже сейчас понятно, что оппозиция попытается по максимуму реализовать мобилизационный потенциал президентской кампании, поскольку следующие крупные выборы будут только в 2016 году, столько ждать нынешние лидеры Болотной площади явно не намерены. Политическое развитие нашей страны в ближайшей и среднесрочной перспективе будет зависеть от того, насколько эффективно удастся институциализировать протестные настроения в виде новых партий и участия оппозиционных политиков в региональных выборах, тем самым переведя протест из стихийного и неконтролируемого формата в формат системной политической деятельности.

Дмитрий Олейник, политолог:

ПРОИГРАТЬ НА ЭТИХ ВЫБОРАХ НЕ МОЖЕТ НИКТО

Нас ждёт весна. Замечательная весна и обновление, независимо от результатов голосования. С каждыми новыми выборами мы становимся немножко другими, даём собственную оценку произошедшему и себе, строим планы на будущее, как это принято весной. Проиграть на этих выборах не может никто, кто хоть как-то себя проявил, принял своё посильное участие в этой кампании. Например, исполнил свой гражданский долг: пришёл на избирательный участок и проголосовал или поработал наблюдателем либо членом участковой комиссии.

Очень много людей говорят, что прошлые выборы, выборы в Государственную думу, были сфальсифицированы, надеюсь, эти люди придут на избирательные участки, не оставят свою позицию при себе. Те, кто не пойдёт, могут проиграть и остаться недовольными результатом, а кто пойдёт, с чистой совестью смогут сказать: «Я своё дело сделал».

Конечно, очень многое будет зависеть от результатов голосования, не хочется говорить «выборов», так как круг кандидатов подобран определённым образом. Если общество готово принять любой результат и будет молчать, власть будет реагировать так, как она считает нужным. Если общество готово добиваться соблюдения своих прав, то власть вынуждена будет реагировать.

От позиции, которую проявят люди 4-го числа и после 4-го, будет зависеть грядущее лето, а также осень и зима. Будет позиция, будет надежда. В любом случае жизнь 5 марта не кончается, а только начинается. Я смотрю в будущее с оптимизмом.