Забастовка в формате 2D

Оценить
Водители одного из самых протяжённых автобусных маршрутов отказались выехать на линию

В то время как любители кино гонятся за возможностью посмотреть фильмы в формате 3D, саратовские пассажиры остались без 2D – точнее, автобуса 2д.
Транспорт в нашем городе частенько вызывает нарекания пассажиров. В минувший четверг, 16 февраля, одной причиной для недовольства горожан стало больше: водители автобусов маршрута 2д устроили забастовку с требованием вернуть долги.

На коне не проедешь, на автобусе не доедешь

Представить последствия этой забастовки картину не сложно: толпы людей на остановках от Юбилейного до Саратоворгсинтеза. У них было два выхода: или добираться с пересадками, или ждать всё-таки 2д, потому как небольшая часть автобусов на маршрут всё же вышла.

До «площади стачек» я добирался с пересадками: сначала на автобусе 90-го маршрута, а потом на 7-м трамвае. Вагоновожатая кричала зычным голосом, когда подъезжала к любой остановке: «Садитесь, 2д сегодня не ходят – забастовка».

Только перед самым Оргсинтезом увидел серый автобус 2д – это был первый встреченный за день 2д (маршруты 90 и 2дво многом совпадают). Автобусная стоянка в этот раз выглядела странно: гораздо больше здесь было легковушек. У дальнего края стояло несколько пустых автобусов, на лобовых стёклах которых были плакаты с требованиями бастующих: «Прекратите беспредел!», «Отдайте зарплату! Рассчитайтесь за топливо!», «Мы честно отработали», «Иващенко, верни долги перевозчикам», «Долг перед перевозчиками – более 12 млн рублей».

Противо-Стояние

В 9:00 с конечной остановки несколько автобусов так никуда и не отправились. Более того, остановка была запружена легковыми машинами. Остальные автобусы остались в парке. Водители ходили с места на место и всем видом показывали, что их решение бесповоротное и окончательное.

Там же был и генеральный директор Межгородтранса Андрей Иващенко, который был крайне недоволен происходящим, называл забастовку несанкционированным митингом и говорил о необходимости привлечения организаторов к ответственности. Была вызвана полиция. Ситуация хоть и складывалась неприятная, но Иващенко поспешил подчеркнуть, что 16 автобусов всё-таки отправилась в рейс (норма – чуть менее 30) и потому транспортного коллапса не будет. В то же время гендиректор высказал догадку, что забастовка организована одним из перевозчиков, который ранее занимал в Межгородтрансе пост заместителя генерального директора.

«Диверсанты»

Не успел я сфотографировать автобусы, как тут же появился бодрый, хотя и раздражённый заместитель руководителя Межгородтранса Александр Ванцов: «Бардак! Я считаю, но не уверен, что произошёл очередной заговор, диверсия... Берём Конституцию, находим статьи, которые нарушило, допустим, руководство Межгородтранса, и согласно Конституции ставим вопрос о привлечении к ответственности. Какой – не знаю: то ли моральной, то ли административной, то ли уголовной. Но при этом берём и другую сторону – этих «диверсантов», – и тоже по Конституции выясняем, какие нормы они нарушили. Главное, этот вопрос решить оперативно: чем быстрее – тем лучше, ведь жители страдают».

Когда Александр Николаевич услышал, что из-за забастовки было ненадолго перекрыто движение по маршруту 38, то возмутился ещё сильней: «Это уже не диверсия!»

Один из водителей считал иначе: «Никто не может ехать: машины сломаны – полпарка так стоит, кто с коробкой передач, кто с двигателем. Деньги не дают, компенсации, которые нам положены по выплате за льготников, не платят с 2010 года – на каждый автобус в среднем тысяч по 80, машин же 50. Хорошо если по 20 получим. Мой автобус будет стоять, пока мне не дадут денег. Если не дадут, то я – банкрот, да мне и сейчас терять нечего: уже не могу заработать, чтобы домой принести поесть».

Александр Ванцов, заместитель генерального директора ОАО «Межгородтранс»:

– По какой причине группа хулиганов провела это мероприятие? Дело в том, что Межгородтранс в декабре прошлого года оформило в лизинг 10 большегрузных автобуса, из которых три пришли и семь придут на следующей неделе. Мы, государственное предприятие на 100 процентов, эти автобусы запустим на маршрут 2д, но десять частников будут вынуждены с этого маршрута уйти. Они, зная это, хулиганские действия и учинили. Где-то у 15 автобусов, сразу у всех обнаружились внезапно поломки, и они отказались выходить на маршрут! Санкций на проведение мероприятия не было: они приехали на пяти большегрузных автобусах и легковых машинах, и те автобусы, которые осуществляли перевозку, были блокированы. Нам пришлось обращаться в правоохранительные органы. Сам Фёклин, один из бывших руководителей Межгортранса, сегодня назвал свою фамилию как инициатора этого мероприятия.

Как нас можно обвинять в чём-то? Мы не только прекратили разворовывание предприятия, мы в плюс ушли! Впервые за 10 лет на нашем предприятии 10 новых автобусов.

Андрей Данилов, председатель гильдии предприятий и предпринимателей, работающих в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, при ТПП Саратовской области:

– То, что происходило на конечной остановке автобусного маршрута 2д в Заводском районе, я бы не назвал ни забастовкой, ни митингом, ни любым другим словом, определяющим цивилизованное публичное выступление группы граждан. Хулиганство, саботаж, нарушение общественного порядка – вот чему я и многие другие люди были свидетелями в этот ранний час около проходной Саратоворгсинтеза.

Так называемая забастовка не была массовой, уточню некоторые цифры: из 32 машин не вышли на линию водители всего 6 автобусов. Некоторые из них были нетрезвыми, вели себя по-хамски, бросались под колёса проходившего транспорта, всячески мешали движению. При этом чтобы не создавать проблем пассажирам, на линию вышли в свои выходные водители с других маршрутов.

Я уже не говорю о том, что забастовки на транспорте вообще запрещены Трудовым кодексом, слишком сильно они нарушают транспортную жизнь города и вызывают социальную напряжённость.

Считаю, что у ОАО «Межгородтранс» много проблем, но решать их нужно конструктивно, обращаясь в суд, надзорные органы, в организации по защите интересов бизнеса, но ни в коем случае не устраивая беспорядки и не парализуя и без того сложное движение на наших дорогах.