Главное – живые глаза

Оценить
Саратовская публика порадовала ведущих кинодокументалистов страны

В то время как пресытившийся столичный зритель уже не проявляет особого внимания к документалистике, саратовский студент с энтузиазмом готов разбирать все нюансы фильмов. Эту мысль неоднократно подчеркивал президент гильдии неигрового кино и телевидения Владимир Герчиков, 24-го и 25 ноября посещавший наш город в рамках межрегионального фестиваля документального кино «Ищу человека».

На фестивале планировался просмотр пяти фильмов: «Анатолий Приставкин. Оглавление» Ирины Васильевой, «Против течения» Марины Ивановой и «Клеймо» Ольги Арлаускас – в первый день (последний фильм так и не был показан), а также «Человек, контуженный жизнью» Владимира Мелетина и «Дом в Карауле» Владимира Герчикова – во второй. Местом проведения был выбран институт филологии и журналистики СГУ.

Не обошлось без казуса: аудитория, в которой проходил просмотр, имела не самую лучшую акустику, что отмечали режиссеры, представившие свои фильмы. Тем не менее, как сказал нашему корреспонденту Владимир Герчиков, организация была на высшем уровне.

Красной нитью через все фильмы проходила тема человека. Бурную дискуссию вызвал фильм Марины Ивановой «Против течения», общий посыл которого сводился к словам «есть женщины в русских селеньях».

По окончании фильма – вопросы от собравшихся. Львиную долю зала, видимо, занимали ученики школы юного журналиста, что наложило определенный отпечаток: так, большая часть обсуждения фильма Герчикова «Дом в Карауле» была посвящена не самой ленте, а теме свободы. Однако режиссера это, по всей видимости, устраивало: «Мне понравилось, что здесь полная аудитория… Самое главное – живые глаза. Люди активно смотрят, слушают и, я полагаю, активно будут размышлять. Вы хорошо вспахали землю, и скоро можно будет бросать зерна. Иной раз общаешься с аудиторией и понимаешь, что она просто не воспринимает наш язык, она не готова. В том числе мне приходилось сталкиваться с этим в МГУ. Я не хочу сказать, что там все такие, но… А ваши люди готовы к диалогу, они пытаются понять, что им непонятно, и даже спорят».

Радость радостью, однако Герчиков понимает, что неигровое кино по-прежнему рассчитано на узкого зрителя: неангажированная документалистика невозможна на телевидении, так как «центральные каналы обслуживают свои бизнес-интересы и политические интересы власти, притом настолько зациклены, что ничего другого им не надо, а если что-то этим интересам будет противоречить, то активно будут сопротивляться. Если изменятся интересы власти, то, возможно, будут показывать другое – в истории были такие случаи».

Бывает, тем не менее, и иначе: режиссер Марина Иванова рассказала нашему корреспонденту, что ее фильмы продавали во Франции на дисках. Выходит, только России документалистика не нужна?