Комиссия – ноль процентов

Оценить
Кто будет содержать терминальную сеть?

Роспотребнадзор РФ во главе с Геннадием Онищенко предлагает отметить отменить комиссию за оплату услуг сотовой связи и интернет-провайдеров в платёжных терминалах. Ведомство уже объявило о начале работы над проектом поправок в закон о национальной платёжной системе. Если поправки будут приняты, то всю финансовую нагрузку по содержанию терминальной сети переложат с абонентов на сотовых операторов. Те в свою очередь грозят повышением тарифов или отказом от сотрудничества с платёжными системами.

Свою инициативу глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко объясняет тем, что по действующему законодательству потребитель вообще не должен платить владельцу терминала, который является платёжным агентом. В законе о защите прав потребителей (ст. 37-я), в частности, говорится, что платёжный агент обязан перечислить оплату за товар или услугу в том объёме, в каком потребитель вложил деньги в терминал. И поэтому платить владельцу терминала должен получатель денежного перевода – то есть оператор сотовой связи.

В настоящее время средний размер комиссии составляет в терминалах моментальных платежей 9–10 процентов. При этом размер комиссии серьёзно вырос с апреля 2010 года, когда владельцев платёжных терминалов обязали оборудовать их кассовыми аппаратами.

Кстати, по оценкам экспертов, внимание Роспотребнадзора к этой теме привлёк не столько сам факт наличия комиссий, сколько их большой размер. Есть, мол, в городах страны такие места, в которых у потребителя фактически нет выбора способа оплаты – нет возможности дойти до банкомата или салона сотовой связи. Например, в аэропортах. Здесь комиссия на терминале может достигать 10–15 процентов.

Обоснованно и справедливо

У инициативы Роспотребнадзора есть явные сторонники и столь же явные противники.

Сторонники говорят, что предложение взимать комиссию не с потребителя, а с провайдеров услуг вполне справедливо. «Ведь терминальная сеть – самый доступный и удобный способ оплаты услуг сотовой связи. А потребитель вынужден искать альтернативу из-за слишком высокой комиссии – на некоторых точках её размер достигает 20 процентов», – говорят они.

Некоторые операторы платёжных систем тоже, кстати, высказались за отмену комиссий. Например, представители платёжного сервиса QIWI отмечают, что высокие комиссии в терминалах самообслуживания в последнее время стали фактором, сдерживающим развитие рынка моментальных платежей. «Именно поэтому QIWI уже опробовал новую бизнес-модель взаимоотношения с операторами. С одним из сотовых операторов мы реализовали пилотный проект «Акция – 0 %», когда при оплате услуг этого оператора через терминалы QIWI комиссия не взимается. Результаты акции превзошли наши ожидания. Поэтому мы готовы использовать апробированную бизнес-модель при работе со всеми крупными участниками мобильного рынка», – говорят в компании.

Однако, по мнению операторов платёжных систем, вводить тотальные ограничения на взимание комиссий агентами нужно не сейчас. Это, мол, не даст положительного эффекта, а только снизит доступность услуги. Сейчас, по мнению операторов платёжных систем, правильней сконцентрироваться на задаче формирования новых принципов ценового регулирования, которые удовлетворяли бы интересы всех – и абонентов, и операторов, и игроков рынка моментальных платежей.

Чужих содержать не обязывались

Среди противников предложений Роспотребнадзора в основном оказались сами сотовые операторы. Они говорят, что если оплату комиссии за пользование клиентов терминалами возложат на них, то им придётся либо повышать тарифы, либо искать альтернативные способы расчётов со своими абонентами.

Сотовые операторы считают, что, перекладывая обязанность уплаты комиссии с абонента на оператора, регулятор тем самым фактически заставляет один бизнес искусственно поддерживать другой. «В настоящий момент рынок устроен следующим образом. Есть оператор, есть платёжные системы, которые проводят платёж, а есть непосредственно владельцы платёжных терминалов. Мобильная компания платит платёжной системе, которая в свою очередь делает из этой суммы отчисления владельцам терминалов, – рассказывает представитель одной из сотовых компаний «большой тройки». – Таким образом, наценка определяется рынком, а не сотовой компанией. Если попытаться эту систему перестроить, это приведёт к тому, что операторы будут вынуждены повысить тарифы либо разорвать соглашение с платёжными системами и создать альтернативные пути продаж своих услуг».

Многие операторы, задолго до обнародования планов Роспотребнадзора, начали развивать собственные сети каналов приёма платежей без комиссий. Операторы уверены, что инициатива Онищенко провалится: «Наивно полагать, что законы, навязанные таким безобразным способом, будут иметь успех и эффективно работать».

Андрей Коробейников, директор саратовского филиала ОАО «ВымпелКом»:

– В настоящее время сложно давать подробную оценку данной инициативе, но хотелось бы отметить, что «Билайн» ведёт планомерную работу по развитию структуры собственных каналов приёма платежей, отталкиваясь исключительно от потребностей абонентов. Мы считаем, что будущее за безналичными расчётами. Такими, например, как платежи с помощью мобильного телефона или через Интернет. Мы последовательно реализуем свою стратегию по продвижению более дешёвых и простых способов оплаты, пользуясь которыми, абоненты не платят комиссию.

Екатерина Карпова, специалист по связям с общественностью ОАО «МТС», макрорегион «Поволжье»:

– В текущей ситуации развитие различных форм оплаты услуг – связь, Интернет, ЖКХ – регулирует рынок, и с ростом «альтернативных каналов» приёма платежей через банковские карты, сайт оператора, специальные мобильные приложения и так далее востребованность терминалов падает. Так, у МТС в Саратовской области более 9000 точек приёма платежей – это банкоматы, кассы розничных магазинов, салонов связи, отделения Сбербанка. Во многих из них платежи за услуги связи принимаются без комиссии. Кроме того, сегодня многие абоненты МТС пользуются различными способами безналичной оплаты без комиссии («Онлайн-платёж», «Лёгкий платёж», «Автоплатёж»), позволяющими оплачивать услуги через приложение на телефоне или сайт, используя в качестве источника средств свою банковскую карту. Такие способы оплаты удобнее, быстрее и прозрачнее для клиентов.

Ольга Макеева, пиар-менеджер саратовского отделения ОАО «МегаФон»:

– У нас нет информации о планируемом вводе запрета на приём платежей без комиссии в терминалах. Но могу сказать, что в настоящее время операторы связи всегда (!) платят вознаграждение платёжному агенту за каждый принятый платёж. В случае если платёж с абонента принят с комиссией, сумма вознаграждения меньше, чем за приём платежа без комиссии.

Запрет на приём платежей с комиссией, скорее всего, больше ударит по агентам и владельцам терминалов, которые оставляют эту комиссию в своей прибыли. Тем не менее, надо сказать, что через платёжные терминалы поступает до 70–80 процентов всех платежей за услуги связи, и больше половины этих платежей – с комиссией.

Несмотря на то что у любого оператора есть бескомиссионный приём платежей в собственных офисах и дилерских салонах, этот показатель говорит о том, что граждане и жители готовы доплачивать за быстроту и удобство услуг терминалов. И таким образом, рынок регулируется сам.