Попутного ветра и семь футов под килем!

Оценить
Саратовский парусный спорт держится на энтузиастах

Саратовская федерация парусного спорта на днях получила новые яхты класса «Оптимист». Десять швертботов были переданы Всероссийской федерацией в рамках программы обновления материальной части детских парусных школ в регионах. «Оптимисты» достались нам бесплатно. И можно смело говорить, что мы попали в счастливый случай. Со следующего года программа безвозмездного предоставления яхт будет осуществляться по принципу «1+1». Необходимым условием для получения одного «Оптимиста» по линии ВФПС станет покупка аналогичной яхты региональной федерацией.

Всего в 2011 году Всероссийская федерация выделила своим отделениям 100 швертботов на сумму 7,5 миллионов рублей. Закупка осуществлялась на средства попечительского совета, в который входит и сенатор от Саратовской области, капитан парусной команды «Синергия» Валентин Завадников.

По словам помощника сенатора Александра Пешняка, Валентин Завадников сыграл не последнюю роль в выделении саратовской федерации парусного спорта десяти новых яхт для детей: «Будучи капитаном профессиональной команды, он заинтересован в развитии парусного спорта по всей стране, особенно в Саратовской области, которую бизнесмен представляет в Совете Федерации».

Пешняк рассказал, что сенатор нисколько не сомневается в важности развития парусного спорта в регионе: «На протяжении многих лет область славится высоким профессионализмом яхтсменов, и Валентин Георгиевич считает, что развитие детского парусного спорта является весьма перспективным направлением».

Мы решили узнать, как дорого обходится удовольствие ловить попутный ветер на Волге для любителей и поклонников этого вида спорта.

«Для детей парусный спорт будет бесплатным»

Председатель совета областной федерации парусного спорта Галина Сарайкина рассказала, что пять новых «Оптимистов» будут переданы яхт-клубу «Юнга». Остальные разойдутся по другим детским школам. Общее количество парусных лодок в Саратове в областной федерации нам не назвали. На уточняющий вопрос о количестве яхт в действующих яхт-клубах в федерации также не ответили.

Яхт-клубов в Саратове шесть. Председатель областной федерации Галина Сарайкина руководит яхт-клубом «Юнга». Она сообщила, что за школой закреплено 58 детских яхт и четыре килевые для взрослых. Часть яхт бесплатно передана «Юнге» профкомом завода СЭПО. Большинство парусных лодок принадлежат СЭПО, и яхт-клуб владеет ими на правах аренды. Помещение для занятий детей и мастерская также арендуются у завода. Ежемесячные арендные платежи составляют 13 тысяч рублей. Коммунальные расходы оплачиваются также яхт-клубом. По словам Сарайкиной, затраты клуба составляют около 150 тысяч рублей в год. Большую часть суммы покрывает сам руководитель. «Я получаю зарплату и пенсию. Всю зарплату, около 10 тысяч рублей в месяц, я отдаю на нужды клуба», – говорит Галина Петровна. За стоянку парусных лодок на Зелёном острове «Юнга» не платит.

Шесть «Оптимистов», пять «Кадетов» и один «Луч» клуб умудряется поддерживать в живом состоянии и выставляет на соревнования. Состояние остальных парусных лодок Галина Сарайкина называет ветхим. Чтобы их капитально отремонтировать, требуется не меньше полумиллиона рублей. По словам руководителя региональной федерации, состояние материальной части большинства яхт практически у каждого саратовского клуба характеризуется не иначе как плачевное.

Единственный тренер «Юнги» получает зарплату от городской комплексной спортивной школы. Воспитанники яхт-клуба также числятся спортсменами парусного отделения спортшколы. Всего в «Юнге» занимается 68 человек – 36 детей и 32 взрослых. Для детей обучение парусному делу бесплатно. Взрослые яхтсмены сдают ежегодно членские взносы по 500 рублей. Зимой – занятия по теории и подготовка яхт к сезону. С мая по октябрь идут занятия на воде.

По словам Галины Сарайкиной, только единицы среди родителей её подопечных могут приобрести для своего ребёнка яхту. Даже поддержанную. Но они «покупают детские спасательные жилеты, верёвки и прочие мелочи». Помогать чинить лодки зимой родители тоже не отказываются.

В яхт-клубе занимаются дети из разных семей. «Малообеспеченные выступают даже лучше обеспеченных ребят», – подмечает Галина Петровна. А потом мы начинаем с ней считать непосредственные родительские затраты. Специальное фирменное обмундирование юного яхтсмена стоит не меньше 70 тысяч рублей. «В эту сумму входит покупка жилета, специального комбинезона, сапог, сухого костюма и прочей экипировки», – поясняет Сарайкина. Но тут же оговаривается, что, конечно, позволить себе фирменные дорогие вещи могут далеко не все родители. Поэтому на воспитанниках нередко можно увидеть дешёвые аналоги частей экипировки.

Гнаться за фирменными вещами саратовские яхтсмены сегодня не могут себе позволить. Вот, например, для «Оптимиста» можно было закупить паруса западного производства по цене от 70 тысяч рублей и выше. Но, по словам руководителя федерации, на подаренных яхтах стоят российские паруса. «Оптимист» стоит 75 тысяч рублей. И на качество его российских парусов грех жаловаться. Такелаж – это тоже деньги. И без него парусную лодку не поэксплуатируешь. Кроме добровольной родительской помощи приходится рассчитывать только на опять же добровольные дополнительные взносы взрослых членов клуба.

«Парусный спорт для детей был и должен остаться бесплатным», – считает Галина Петровна. Она считает, что именно эта незыблемая позиция должна стать первоочередной задачей федерации. Но спонсоров у саратовской федерации нет. А областное министерство спорта выделяет средства лишь на проведение соревнований. На покупку новых детских яхт денег у саратовского правительства нет. «Оптимист», между прочим, ещё самая дешёвая яхта. «Кадет» стоит более 100 тысяч рублей. Но без новых яхт, как особо подчёркивает Сарайкина, парусный спорт в регионе развивать не получится.

На старт нынешнего сезона в Саратове выходили 25 «Оптимистов» и 16 «Кадетов».

По цене автомобиля бизнес-класса

«Содержать яхту менее хлопотно, чем катер», – рассказывает владелец парусной лодки генеральный директор телеканала «ТНТ-Саратов» Антон Комаров. По его словам, арендовать летом яхту в Саратове практически невозможно. «Предлагают прогулки с капитаном. Но это штучное предложение», – уточняет яхтсмен-любитель. У него же я выясняю, что день аренды яхты обойдётся не менее чем в пять тысяч рублей.

Антон Николаевич хранит своё судно на базе «Эдельвейс» в Энгельсе. За год затраты на стоянку составляют 30 тысяч рублей. «Для парусных лодок на станции применяют понижающий коэффициент», – поясняет яхтсмен и говорит, что здесь есть все необходимые условия. На других базах на Зелёном острове стоянка выходит чуть дешевле.

По словам Комарова, на Волге специальная экипировка особо не нужна. Только ботинки, чтобы не скользить по лодке. Но на соревнования без обмундирования не пускают. Для взрослых яхтсменов экипировка стоит недёшево.

«Комбинезон я приобрёл в Турции на распродаже за 500 евро. В России на эти деньги только куртку купишь», – охотно делился секретами Антон Николаевич. По его словам, содержание парусной лодки сопоставимо с расходами на ремонт и бензин для моторных лодок. «Если беречь материальную часть и не готовить яхту к соревнованиям, то особых вложений лодка не требует», – говорит Комаров. Большие деньги требует замена паруса и ещё некоторых элементов яхты. «Но это разовое вложение», – уточняет яхтсмен. Однако потом мы собираем все расходы вместе, и у нас получается, что на хорошие паруса, экипировку и другие необходимые вещи за пять лет эксплуатации яхты нужно потратить около 10 тысяч долларов.

Антон Комаров старается не пропускать соревнования на Волге. Таких любителей, как он, в нашем волжском городе на самом деле немного. «Человек сто не наберётся, а активно участвующих лодок чуть больше пятидесяти», – рассказывает он. Элитарность спорта во многом связана с дороговизной яхт. Цены на них начинаются от 200 тысяч рублей. А хорошая новая яхта стоит как автомобиль бизнес-класса. В среднем 50 тысяч евро. По словам моего авторитетного собеседника, на стоянке за сезон прибавляется всего одна-две яхты. И то чаще подержанные.

«Как держатся школы и яхт-клубы для детей и как они прошли тяжёлое экономическое время, для меня до сих пор остаётся загадкой», – говорит Комаров. Единственное объяснение Комаров ищет в энтузиазме и самоотдаче руководителей школ парусного спорта.