Все остались при своих интересах

Оценить
Журналисты и губернатор плохо понимали друг друга

В минувший вторник губернатор Саратовской области Павел Ипатов собрал журналистов, чтобы отчитаться по итогам работы правительства области за 9 месяцев. На следующий день губернатору предстояло стоять на ковре перед председателем правительства России Владимиром Путиным, отчитываться за срыв сроков ввода в эксплуатацию перинатального центра.

Журналисты, приглашённые на пресс-конференцию, после завершения мероприятия хвалили губернатора за предусмотрительность. Называли стратегом, посчитав, что отчитаться успехами до головомойки – правильное решение. Иначе итоги были бы никому не интересны. Все бы расспрашивали только о том, чем аукнулся губернатору этот вызов в Москву.

Скандальный штрих

Рабочее совещание с Владимиром Путиным, как мы знаем из центральной прессы, было обставлено то ли унизительными подробностями, то ли воспитательными мерами. Потому что председатель российского правительства принял трёх губернаторов, припоздавших со сроками строительства, только после того, как продержал их пять часов в приёмной. Говорил красивые слова об ответственности за смертность детей и о государственном подходе. Отверг все попытки оправдать срыв сроков пуска перинатальных центров объективными обстоятельствами. Но никаких оргвыводов за этим не последовало.

На пресс-конференции губернатор Ипатов по просьбе местных журналистов тоже рассказывал про все объективные обстоятельства. И про негативный опыт сдачи в срок с недоделками, и про суды с генеральным подрядчиком ЗАО «Сартехстройинвест», который не выполнил обязательства контракта, и про проверки в рамках уголовного дела по факту незаконной сдачи центра в эксплуатацию в декабре 2010 года, и про нарушения в десятки миллионов рублей, вскрытых при проверке строительства центра. И председателю правительства, и журналистам Павел Ипатов пообещал одно и то же: до конца года объект будет сдан, и после получения лицензии, в начале 2012 года, в центре смогут принять первых пациентов.

Журналистский разброс

Разброс тем, интересующих журналистов, был широк. Начали с перепроизводства овощей, которые негде хранить. Павел Ипатов подтвердил, что овощей действительно убрано много – более 400 тысяч тонн. А отсутствие овощехранилищ власть пытается компенсировать организацией сезонной распродажи. «По несколько овощехранилищ в год возводится, но без поддержки государства до удовлетворения потребностей далеко. Мы планируем организовать работу в этом направлении», – пообещал губернатор.

Когда дошли до бюджетных доходов, Павел Леонидович начал демонстрировать уверенность в завтрашнем и даже послезавтрашнем дне. Сказал, что темп роста областного бюджета определён на уровне 123,7 процента. Сегодня пока выйти на план не получается. Имеем около 120 процентов. Но задача поставлена, и её надо выполнять. Пока кризисных явлений экономика Саратовской области не демонстрирует, «но нервозность есть». Если плановые цифры не будут достигнуты, то придётся либо увеличивать заимствования в банках, либо отказываться от обязательств. Но так как от социальных обязательств «нельзя отказываться», то, скорее всего, выбор остановят на наращивании долга. До предельных цифр на этом направлении ещё не дошли.

Кто-то из журналистов спросил, почему правительство не берёт дешёвые бюджетные кредиты, предпочитая дорого занимать у банков. Губернатор ответил, что их не раздают по просьбе регионов. Это деньги, связанные с направлением их использования.

Неожиданно для журналистов Павел Леонидович убедительно продемонстрировал мир, лад и полный конструктивизм в отношениях с вице-премьером правительства России нашим земляком Вячеславом Володиным. Обычно он довольно нехотя характеризовал их, а тут бодро отчитался, что благодаря Володину «потенциал по привлечению федеральных денег в область высок», и туманно пояснил, что «наша задача на выборах – обеспечить порядок и доступ партий к голосованию». «Но с другой стороны – нужно показать, что власть сделала за эти годы много», – сказал он.

Потом губернатор положительно отозвался о деятельности саратовской городской власти, и стало окончательно понятно, что накануне выборов между разными уровнями и разными личностями, объединёнными членством в партии «Единая Россия», заключено временное перемирие. «Работы ведутся, люди видят результат. Деньги вкачиваются, и есть отдача», – сказал он, указав на то, что «не меняется только коммуналка». Губернатор понимает, что именно по её состоянию люди судят о власти. Но обещать со стороны области какую-то помощь городу на этом стратегическом направлении не стал.

Загадки от минэконома

Официальные итоги социально-экономического развития Саратовской области тоже были представлены. Журналистам даже включили дисплеи, на которых демонстрировалась презентация достижений. Картинки были ни о чём. Потому что иллюстрировали цифровой материал в удобном для составителей диаграмм формате.

Встречающиеся между цифрами слова тоже не проясняли ситуацию. Как можно понять фразу о том, что «индекс промышленного производства области… подтверждает преодоление уровня докризисного развития экономики области 2008 года»? Это темпы роста этого индекса имеет в виду министерство экономики области или хочет сказать нам о том, что мы этими темпами наработали?

Хорошо или плохо людям от того, что сельхозпроизводители выпустили своей всякой разной продукции на 97,6 миллиарда рублей, тогда как в прошлом году к этому времени отчитывались только 51 миллиардом? Что за этими цифрами? Рост цен или рост объёма производства? В розданном информационном материале для журналистов таких тонкостей не было. Но данные по производству молока, мяса и яиц в тоннах и штуках говорят о том, что рост едва превышает один процент. Так значит всё-таки цены?

Коммерческий грузооборот, объём транспортных услуг тоже почему-то меряются в миллиардах рублей. А сколько за ними грузов перевезённых на число километров, не ясно. Уточнять каждую позицию на пресс-конференции было бы неправильно. Если губернатору все цифры и показатели понятны, а результаты удовлетворяют не только его, но и федеральный уровень, значит интересами населения можно и пренебречь.