Лиха беда бюджетное начало

Оценить
В областном правительстве состоялись публичные слушания бюджета-2012

Бюджет-2012 начали предлагать публике. Экспонат получился бедненький. Тучные профицитные времена окончательно закончились. Чтобы это чётко осознали все, кто ещё не понял, что происходит, на разогрев публики правительство отправило Алексея Щербакова.

Он начал с того, что «если не случится этого гнусного кризиса», то есть шанс пройти следующий год без особых потерь. Жить скромно, но выполняя все взятые на себя перед населением обязательства. Новых обязательств брать не планируется. «Все хотелки придётся ограничить, – сказал заместитель председателя правительства Щербаков. – К сожалению, есть жизнь. И всех с возгласами «вы не любите культуру, физкультуру», я буду посылать». Куда, не уточнил. Надо понимать, в собственную жизнь. Или на поклон с жалобами к президенту России.

Федеральный центр отказывается от балласта

Реально Щербаков видит у будущего бюджета три проблемы. По закону придётся передать с областного уровня в дорожный фонд почти миллиард рублей собираемого налога на транспорт. Это значит, что «миллиард рублей уйдёт на город Саратов». А в областном бюджете будет на этот самый миллиард меньше.

Вторая беда – сокращение дотаций из федерального бюджета. Эта тенденция прошлого года, похоже, становится необсуждаемым правилом. Сверху спущено указание выживать на свои. И наращивать их, если есть возможность. Мы же пока хорошо умеем лишь наращивать расходную часть. Зарплаты бюджетников повышаются с завидной регулярностью – это третья проблема бюджета. «Будем повышать и дальше», – сказал Щербаков. И передал слово для доклада министру финансов области Александру Ларионову. Бюджет-2012 у него четырнадцатый по счёту. В бюджетном процессе области, пока им руководит Александр Степанович, были уже два кризиса – 1998-го и 2008–2009 годов. А уж в роли заместителя министра финансов он так наколебался вместе с линией руководства страны, что ему никакие шторма (в смысле новые условия) нипочём.

Новых условий, как ни странно, на следующий бюджетный год не так уж много. Непредсказуемый эффект может дать новация в закон о налоге на прибыль, которая разрешает консолидирование налога группой родственных компаний. Сальдирование финансового результата, по мнению министра Ларионова, может привести как к росту, так и к снижению поступлений в бюджет.

Следуя логике федерального центра, придётся учитывать рост налоговых вычетов для семей с детьми. Для бюджета это означает недобор налога на доходы физических лиц. В довершение к этому бюджетному минусу теперь нельзя будет облагать налогом денежную помощь, оказанную организациями и предприятиями детям.

Ставки акцизов на алкогольную продукцию увеличатся дважды. В начале 2012 года на 10 процентов, а в середине ещё на 17. Это плохая новость для населения, предпочитающего сдабривать жизнь горячительными напитками. Но для бюджета – плюс. А вот передача финансирования полиции на федеральный уровень – снова минус. Потому что полиция приносит в бюджет штрафы и пошлины. В дальнейшем, правда, Алексей Щербаков подсластил пилюлю министра, сказав, что регионы встали на дыбы, не желая отдавать штрафы. Идёт скандал, и, возможно, их оставят на месте.

Ещё из плохого министр назвал отказ федерального центра субсидировать некоторые значимые социальные программы. И в бюджете сразу образуется дырка ценой в 600 миллионов рублей. Совокупные потери областного бюджета составят 1,3 миллиарда. А выпадающие доходы в муниципальных бюджетах будут компенсированы. Даже с избытком, как утверждает Александр Ларионов. Особенно поможет муниципалитетам передача транспортного налога. Раньше область держала его в своём управлении. Два года назад решилась отдать Саратову, например, 25 процентов от собираемых с его территории денег. И вот наконец этот налог будет оставаться в тех населённых пунктах, где непосредственно и собирается. При этом он полностью будет тратиться на содержание и ремонт дорог.

Как ни странно, Александр Степанович благосклонно отнёсся к снижению страховых взносов, которые платят работодатели. Он считает, что послабление страховых вожжей вернёт уведённые в тень зарплаты на белый свет. И это даст ощутимый рост платежей по НДФЛ. А вот недальновидное торможение федеральным центром ввода в действие планов по отмене налоговых льгот министра не радует. Льготы – это выпадающие доходы. И при жёстком сокращении их источников область пойдёт на самостоятельный шаг по отмене налоговых льгот. Будут отменяться льготы по налогу на имущество организаций, который целиком идёт в областной бюджет, и по транспортному налогу, что даст возможность муниципалитетам чувствовать себя увереннее.

Как кардинальные оценивает министр финансов области изменения, связанные с законом об обязательном медицинском страховании. С 1 января 2012 года за субъектами федерации закрепляются полномочия по оказанию всех видов медицинской помощи и по созданию условий для её предоставления. При этом изменяются федеральные нормы по уплате социальных взносов за неработающих. По самым минимальным федеральным нормативам областной власти придётся вынуть да положить из бюджета более четырёх миллиардов рублей на эти цели.

Федеральный центр, с точки зрения провинциального наблюдателя за происходящими процессами, встал в крайне неприличную позу, демонстрируя, что денежки у нас общие, а табачок будем курить всяк свой. Строгим приказным тоном из центра сказано: довести зарплату учителей до средней по экономике. Если подобное распоряжение накануне выборов последует и по другим бюджетным профессиям, это может привести к тому, что властям региона будет невыгодно поднимать среднюю зарплату по экономике.

Все эти растущие против воли областных властей расходные обязательства сделают бюджет очень уязвимым. На нынешнем этапе уже видится дыра в три миллиарда рублей, которую придётся закрывать за счёт банковских заимствований, к сожалению, забыв планы по погашению ранее взятых кредитов. При этом лавочка с бюджетными кредитами закрыта практически окончательно. Если они и достанутся Саратовской области, то только на то, чтобы закрыть новыми деньгами ранее взятые кредиты. Попав из достатка в бедность, областные власти стали как-то помягче к запросам муниципалитетов. По крайней мере бюджетные кредиты районным и городским властям область сохраняет. Обещано давать в долг по минимальной ставке.

На днях свёрстанный бюджет передадут на обсуждение в комитеты областной думы. И мы ещё не раз и не два будем говорить о его параметрах и сложностях исполнения. В сегодняшнем рассказе гораздо важнее показать, что в бюджете интересует публику. Ведь слушания-то публичные. Без одобрения народом по закону бюджет нельзя отправить по инстанциям.

Экономика в опасности

Народ в зале был дисциплинированным. В основном отдавал должное мерам, предпринимаемым правительством и губернатором по защите интересов людей. Но маленькую ложку дёгтя каждый выступающий всё же подливал. Это была не критика в прямом смысле слова, а так – сигнал о недоработке.

Валентина Боброва, член координационного совета Общероссийского народного фронта, сказала, что хорошо бы всем детям России помогать из бюджета ежемесячным пособием в размере прожиточного минимума.

Народная артистка Римма Белякова грустно сообщила, что в Саратовской области актёров ценят не так, как в Пензе. Там вот не только построили прекрасный театр, но и пристроили к нему гостиницу, в которой недавно поселились девять её саратовских выпускников, приглашённых в пензенский театр. А потом легенда саратовского театра тонко-тонко намекнула правительству на возможность правильно распорядиться старым зданием ТЮЗа, которое скоро опустеет. Прямо было сказано только о том, что в Саратове нет площадки для театральных экспериментов, где, например, могли бы продлить свою жизнь дипломные спектакли. Но умеющие слушать сразу поняли, где студентам было бы хорошо, а зрителям – привычно.

Геннадий Силкин, представляя интересы саратовской федерации хоккея, попытался пролоббировать открытие интерната для одарённых детей из районов области – «чтобы хоккей воспитывал мальчишек». Председатель областной организации профсоюза работников агропромышленного комплекса Александр Качанов очень невнятно что-то говорил про особую значимость финансирования села, а потом сказал, что сельчане вообще довольны поступающей государственной помощью, но «можно было бы и побольше, конечно, давать».

От такой наглости просто взвился заместитель председателя правительства Алексей Щербаков. И сделал недокормленным сельским труженикам встречное предложение. «Начните побольше собирать налогов. В ответ мы увеличим финансирование», – сказал он.

Ощутимее всего врезал власти генеральный директор ООО «СЭПО-ЗЭМ» Евгений Резник. Он сказал о том, что бизнес в России умирает. Потому что в стране нет промышленной политики. И по уму сначала надо формировать эту политику, а уж потом хвастать уверенностью в том, что будет чем набить бюджет. Остальные выступления уже не смогли перебить заданный Резником тон. Потому что все вдруг задумались о том, что если промышленный бизнес умрёт, говорить будет уже точно не о чем.