Редкая чайка дождётся…

Оценить
Новое здание саратовского ТЮЗа: взлёты и падения

За долгие годы этот забор привычно вписался в облик Саратова. Забор вокруг самого известного саратовского долгостроя – нового театра юного зрителя. С месяц назад забор сняли, теперь горожанам надо привыкать к новому виду в квадрате улиц Чапаева, Киселёва и Большая Казачья. И к мысли, что в Саратове теперь есть новое здание ТЮЗа.

Аналогов в России нет

Народному артисту, художественному руководителю саратовского ТЮЗа Юрию Ошерову в ноябре исполнится 69 лет. Когда впервые заговорили о том, что ТЮЗу нужно новое здание, Юрию Петровичу было 34 года, а на календаре значился 1976 год. Вряд ли тогда он думал, что столько – 35 лет! – будет тянуться эпопея со строительством.

Идея построить самый лучший театр для детей принадлежала главному режиссёру ТЮЗа Юрию Киселёву. Ошеров вспоминает, что в старом здании (на нынешней улице Вольской) стало совсем тесно: столько маленьких зрителей хотели попасть на спектакль, что театр не мог вместить всех желающих. «В 1976 году, с участием и с одобрения первого секретаря саратовского обкома КПСС Алексея Ивановича Шибаева, мы принимали проект нового театра. Разглядывали макет в кабинете тогдашнего директора ТЮЗа Александра Степановича Мазаева. Но в планы всё время вмешивались какие-то обстоятельства – то олимпийские игры 1980-го года, когда сняли деньги и заморозили стройку, то ещё какие-то события».

Спроектировал здание «театра будущего» московский НИИ «Гипротеатр», это был обычный типовой проект в городском интерьере. Заложили первый камень, но дальше дело забуксовало, и лет на пять стройплощадку заморозили. Историки говорят, что саратовскому ТЮЗу не повезло со временем, а вернее, безвременьем. К строительству приступили в 1985–1986 годах, когда началась перестройка, страну штормило и шатало. Делались попытки достроить ТЮЗ на народные средства: периодически бросали клич, и деньги «на достройку саратовского ТЮЗа» собирали то в школах области, то на предприятиях… Сколько оказалось в народной копилке, куда потрачено?

Тем временем к началу 2000-х проект театра морально устарел, переработать его поручили саратовскому институту «Гражданпроект». Главным архитектором был назначен Борис Смыков.

В итоге проект стал существенно отличаться от первоначального. Например, саратовские архитекторы придумали сделать центральный вход в виде огромной распростёршей крылья птицы из стекла, чайки. Чайка – символ чего-то летящего, парящего, символ юности, задора. Кроме того, сразу возникают театральные аналогии: мхатовская чайка.

Новый ТЮЗ обещал быть дворцом. «Главный вход в театр украшает необычный козырёк в виде взлетающей птицы с размахом крыльев в 45 метров, и аналогов этой формы в России нет; козырёк опирается на металлические колонны, лёгкость и изящество которых подчёркивает взлёт гигантской птицы; перед театром располагается многоступенчатый подиум; цокольный этаж, подиумы и лестницы должны быть выполнены из гранита, колонны и пилоны – из мрамора; в облицовке стен используются тонированное стекло и керамическая плитка; пилоны боковых фасадов украсят скульптуры на театральную тематику» – так значилось в проекте.

Облик проступает и работа спорится

Финансирование строительству грандиозного театра назначили из средств областного и федерального бюджетов. Генеральным подрядчиком стало ЗАО «Саратовстрой» под руководством заслуженного строителя РСФСР и тогдашнего депутата Саратовской областной думы Василия Поимцева.

Но вскоре, в июне 2000 года, саратовский губернатор Дмитрий Аяцков объявил большой всенародный сбор средств на стройку. «Без театра, первого детского театра страны, нельзя понять историю Саратова, губернии ХХ века, – говорилось в обращении. – Такое здание строится сегодня в центре Саратова, уже в основных чертах проступает его облик. Для того чтобы наши дети и внуки успели попасть в новый ТЮЗ, осталось совсем немного – всего лишь желание творить добро, и каждый житель губернии может принять посильное участие в завершении строительства. Новоселье ТЮЗа не за горами!» К обращению прилагались реквизиты внебюджетного фонда правительства области и филиала саратовского ОАО «Альфа-банк».

Это был очередной всплеск активности вокруг ТЮЗа, новая волна надежд. В январе 2000 года правительство области объявило: «Сейчас коллектив ТЮЗа с нетерпением ожидает завершения строительства, разделяя уверенность проектировщиков, заказчиков и строителей, в плане архитектурного решения и технической оснащённости это будет один из лучших театров в стране – театр 21-го века».

Администрация театра уже спала и видела новоселье, мечтала о постановках с участием живого оркестра (в проекте предполагалась оркестровая яма на 25 музыкантов). А старое здание на Вольской собирались целиком отдать дирекции ТЮЗа. В новом же здании хотели организовать театральный музей, зимний сад, лифт для зрителей с ограниченными физическими возможностями. Но скоро только сказка сказывается.

Началась какая-то невнятица: у подрядчика и лично у Василия Поимцева обнаружились неприятности с прокуратурой, снова не хватало денег… Какие-то миллионы, конечно, выделялись, и саратовцы наблюдали, как на пересечении Большой Казачьей и Чапаева вырастает нечто, сверкающее стеклянными квадратами.

Губернатор Дмитрий Аяцков успел открыть малую сцену в октябре 2003 года. Её зрительный зал рассчитан на 137 зрительных мест. Малая сцена позволила значительно расширить репертуар театра. «Мы давно и с нетерпением ждали открытия нового ТЮЗа, – заявил на открытии губернатор. – Много было трудностей, но когда за дело берутся военные строители (спецстрой № 5 по Саратовской области под руководством генерал-лейтенанта Якимкина), то работа спорится». Приёмка большой сцены, задуманной как амфитеатр на 800 мест, должна была состояться в октябре 2004 года, а окончательная сдача театра – в 2005-м.

Сбитая чайка

С уходом с губернаторского поста Дмитрия Аяцкова в 2005 году в судьбе нового ТЮЗа в очередной раз наступило затишье. Лишь осенью 2007 года на постоянно действующем совещании у заместителя председателя областного правительства Алексея Щербакова ТЮЗ был упомянут в числе объектов незавершённого строительства. На тот момент «на ТЮЗе» были завершены общестроительные работы и на 40 процентов – монтажные. Сумма, требуемая для пуска здания в эксплуатацию (800 миллионов рублей), казалась неподъёмной. Но областное министерство культуры не испугалось и обратилось к президенту РФ с просьбой найти возможность выделить эти деньги. Поднимала данный вопрос и областная общественная палата.

В декабре прошлого года саратовцы получили новогодний подарок – известие о том, что в Москве принято решение выделить Саратовской области 283 миллиона рублей на завершение строительства театра юного зрителя. Ещё 100 миллионов дал областной бюджет.

Тем временем проект театра был снова – в очередной раз – признан устаревшим, и ГУПП «Институт «Саратовгражданпроект» внесло очередные корректировки с учётом современных требований к театрам. Ту самую птицу-чайку над входом, а была уже смонтирована её металлическая конструкция, было решено… снять и разобрать. Сочли, что большая стеклянная крыша, нависающая над входящими и выходящими людьми, – это рискованно. Да и чистить такое громоздкое сооружение сложно.

При этом тюзовцы радуются, что их главное пожелание учли и его уже никто не отменит. Изначально в проекте не было никакой малой сцены, а значились два совершенно других помещения – декоративный цех и репетиционный класс. Но актёры заявили, что им нужна ещё одна сцена, и губернатор Дмитрий Аяцков пошёл навстречу. Была сломана уже выстроенная капитальная стена, и на месте двух помещений появилась малая сцена с карманами и подсобными помещениями для хранения декораций.

Юрий Ошеров помнит, что спорили и относительно облицовки. Во времена Алексея Шибаева речь шла о рижском красном кирпичике, потом склонялись к саратовскому мрамору. Мол, Шибаев говорил, что наш ТЮЗ должен быть облицован нашим же материалом. Но и эта идея оказалась временной. В итоге остановились на долговечном граните и зеркальной облицовке.

В трёх месяцах от чуда

Похоже, сейчас строительство ТЮЗа вступило в завершающую стадию. По крайней мере об этом рапортуют областные власти. К 5-му декабря 2011 года все основные работы закончатся, и в конце месяца уже можно будет перерезать красную ленточку, заверил губернатора Павла Ипатова заместитель председателя правительства области Дмитрий Федотов.

«Готовность очень высокая, – объяснил Федотов. – Полностью сделаны все потолки, вся система вентиляции и кондиционирования, силовой каркас (колонны), смонтировано оборудование сцены. Все самые сложные работы были выполнены летом. На следующей неделе начнём монтаж фанеры и укладку паркета, потом и кресла быстро установим. На объекте работают больше 150 человек. Не вижу особых препятствий, чтобы вовремя не закончить все работы!»

На минувшей неделе строители и чиновники обсуждали последние штрихи стройки – отделочные работы. Специальная группа по вопросам усовершенствования отделки (собранная из театралов, художников, строителей и чиновников) решила, что ТЮЗу подойдёт эклектика – сочетание стилей модерна и античности. Будут колонны, витражи, кованые решётки, арки. Правда, в фойе одну арку уже облицевали красной плиткой, которая выбивается из принятого стиля, но министр культуры Николай Синюков предложил её не снимать, а заделать швы, покрасить и заново расписать.

Зрительный зал будет решён в глубоком синем цвете. «Этот цвет несколько сковывает и сосредотачивает ребёнка, подготавливает его к восприятию спектакля», – объяснил директор ТЮЗа Валерий Райков.

Тюзовцы и сейчас боятся верить, что чудо вот-вот произойдёт. «Пока мы не войдём, пока в первый раз не погаснет свет в зрительном зале и не включится сценический свет, пока не выйдут на сцену артисты… Пока мы не вобьём в пол сцены медный пятак, как символ дохода – есть у артистов такая традиция, – до тех пор будут болеть душа и сердце!» – говорит Юрий Ошеров.

Предполагается, что первым театральным действом в стенах нового ТЮЗа станет губернаторская ёлка для детей. Новогоднее представление хотят показать в конце декабря в фойе театра. Что же касается полноценной театральной премьеры, то руководство театра вынашивает планы выпустить в первом квартале 2012 года «Капитанскую дочку».