Не становись: убьёт!

Оценить
Закрытие по суду одной автомобильной парковки под проводами ЛЭП не исключает появления новой

В конце августа городская прокуратура подала иски в суд с просьбой закрыть платные автостоянки, расположенные в охранных зонах линий электропередач мощностью свыше 1000 вольт. В это же время суд Ленинского района постановил прекратить деятельность платной парковки под высоковольтными ЛЭП.
Сколько ещё в городе стоянок «под закрытие» и где они располагаются, наш корреспондент решил выяснить и отправился по указанным в официальной информации адресам.

Решение есть, а замка нет

Первым пунктом назначения стала платная стоянка на пересечении Топольчанской и Батавина. Решением суда она должна прекратить свою деятельность. Приближаясь к интересующей охраняемой парковке, я не увидел ни закрытых на замок ворот, ни какой-либо информации о дальнейшей судьбе «мест под солнцем» для облюбовавших эту территорию водителей.

Доброжелательный сторож рассказал, что стоянка работает давно и ни разу не закрывалась. «Обрывов проводов и аварий с момента открытия стоянки не припомню», – рассказывает новый знакомый и стучит по дереву «на всякий пожарный». О судебном решении, вынесенном в отношении его работодателя, сторож даже не слышал. Зато с готовностью рассказал про тарифы и наличие имеющихся ещё свободных мест. «В сутки с легковой по полтиннику, шестьдесят рублей – за грузовую машину», – огласил прейскурант сторож. Долгосрочным клиентам предоставляются скидки – 1200 и 1500 рублей в месяц за машино-место. Всего на стоянке может стоять до 140 автомобилей.

Через забор от запрещённой стоянки располагается ещё одна такая же, под высоковольтными ЛЭП. Участок позволяет вместить одновременно не более 70 автомобилей. В тёплой сторожевой будке сидит усатый смотритель в кепке. Пенсионер одним глазом наблюдает за подконтрольной ему территорией, вторым смотрит в экран телевизора. И этот сторож, как и его коллега по соседству, про какие-либо судебные дела с охранной зоной и запреты на расположение стоянок под высоковольтными линиями ничего не знает. «Если стоянка работает, значит всё с документами и прочими бумагами в порядке», – закуривая сигарету на пороге своего смотрового пункта, логически размышляет сторож. Проверок надзорных органов за последнее время он не припоминает. Конкуренции на платных стоянках под ЛЭП нет: у всех одинаковые расценки на предлагаемые услуги.

Я двинулся вдоль улицы Тархова мимо выстроившихся в ряды многоквартирных домов. Если предположить, что обитатели каждой второй-третьей квартиры имеют личный транспорт, то мест во дворе дома всем явно не хватит. «Обездоленные» автовладельцы будут вынуждены искать место на близлежащей стоянке. Район считается не особо благоприятным, поэтому охраняемое место для своего автомобиля считается наиболее оптимальным вариантом.

Свято место подсудным не бывает…

На пересечении Тархова и Перспективной при въезде на огороженную забором стоянку висит табличка. Она информирует владельцев машин о том, что за их железными конями будет присматривать ООО «Рио-2000». Эта фирма в конце августа привлекла внимание прокуратуры Ленинского района. Прокурорские проверки выявили нарушение охранной зоны и возможность причинения вреда здоровью и имуществу граждан в случае обрыва высоковольтных линий.

На стояночном комплексе (фирма предлагает шиномонтажные и ремонтные услуги) управляющий парковки сообщил, что из Кировского районного суда (район регистрации ООО «Рио-2000») «никаких вызовов к нам не поступало». Про прокурорские проверки он говорит абсолютно спокойно. По его словам, стоянка функционирует на протяжении десяти лет. «Участок взят в долгосрочную аренду. Все нормативные документы у нас согласованы. К тому же линия электропередач без напряжения», – не видит поводов для серьёзных волнений управляющий автостоянки. Если же суд и решит прекратить деятельность автостоянки, что считают в фирме маловероятным, то по этому поводу также сильно не переживают. По словам собеседника, на всех арендуемых земельных участках под ЛЭП установлены быстросъёмные постройки.

Когда я покидал стоянку, сильный ветер раскачивал массивные провода ЛЭП непосредственно над головами автовладельцев и их машинами. Становилось страшновато при мысли о том, что это сегодня они без напряжения, а если завтра по ним пустят ток в тысячи вольт? По направлению к проспекту Строителей на небольшом отрезке пути, помимо автостоянок под высоковольтными линиями, нашёл автомойку и два магазина. По словам администратора мойки, земля находится в собственности ИП, претензий к их деятельности со стороны прокуратуры никогда не было. Книжный магазин «Литера» является субарендатором земельного участка под ЛЭП. «Местонахождение под высоковольтным напряжением и возможность обрывов проводов для нас серьёзный вопрос, – говорит директор магазина и как бы сама себя успокаивает: – А куда деваться?»

Как грибы после дождя

Не прошёл и сотни метров вдоль Тархова, как передо мной появилась площадка под будущую стоянку. Рассчитана она на 50–60 машин. Пока земля лишь выровнена бульдозерами. На этом работы, видимо, приостановились. Сторож стоянки на другой стороне улицы, где не проходят высоковольтные ЛЭП, сообщил, что в течение месяца не видел какой-либо техники и рабочих. «Как только расчистили площадку, сразу все действия прекратились», – охотно рассказывал осведомлённый свидетель хода работ. По его словам, жители дома напротив будущей стоянки выразили недовольство соседством с очередным автопарком. Сторож не исключает вмешательства надзорных органов в ход строительства. Он также поделился предположением, что в районе не на шутку разворачивается борьба за «золотые» куски земли.

Очередной огороженный «золотой кусок» я обнаружил на пересечении Перспективной с улицей академика Антонова. За забором на утрамбованном песке в одиночестве красовалась легковая машина. Немногословный водитель представился охранником. Когда автостоянка заработает в полную мощность, он не сообщил. В любом раскладе пустовать она явно не будет – рядом стоят многоэтажные дома с узкими дворовыми территориями.

В другом районе города – на Астраханской улице между Новоузенской и 2-й Садовой – также раскинулась небольшая стоянка под ЛЭП в 110 киловольт. Огороженная и заасфальтированная, она вмещает не больше 50 машин. Есть специальные места для инвалидов. Стоимость места начинается от 60 рублей в сутки за легковой автомобиль. Сторож рассказал, что стоянка действует довольно долгое время, и каких-либо претензий в их адрес не поступало. «Высоковольтные провода проходят не только над нами. Рядом раскинулся парк и расположены жилые дома», – спокойно говорит он про небезопасное соседство. И добавляет, что землю под линиями электропередач при вероятной опасности обрывов необходимо огородить забором. «Получается, что такие участки земли никому нельзя предоставлять в аренду и собственность», – подытоживает наш разговор сторож.

Расположенные под ЛЭП стоянки приносят хорошие деньги. Потребность в охраняемых стоянках будет увеличиваться с каждым годом. Посчитав средние доходы и расходы (оплата аренды, электроэнергии, зарплата сторожам, различные нужды в хозяйстве и налоги), получаем свыше 100 тысяч рублей чистой прибыли в месяц.

«Сейчас проблема найти место для своего автомобиля стоит довольно остро, – рассказывает владелец машины на одной из платных стоянок. – С наличием высоковольтных ЛЭП уже давно смирились. Оставишь автомобиль во дворе или ещё где-нибудь – рискуешь остаться без колёс или вообще без транспорта». Его мнение разделяет другой автомобилист. «Рискованно оставлять машину под проводами, но иного выбора просто нет». Про дальнейшую судьбу «незаконных» стоянок они ничего не знают. «Если нахождение под ЛЭП опасно для жизни, тогда, может, не стоит городу сдавать в аренду такие земли», – приходят своим путём к умозаключению, высказанному сторожем, автолюбители.

Стоянки не будет через год

В прокуратуре Ленинского района редакции сообщили, что иск против владельцев стоянки на улице Тархова не первый за полгода: «Нами были проведены прокурорские проверки и подано в суд шесть исков. Три из них мы уже выиграли». Проверки проводятся в связи с внесением изменения статуса земли под высоковольтными линиями электропередач. «Если земля включена в охранную зону объектов электросетевого хозяйства, то на ней не должно быть автомобильных стоянок», – сообщили в прокуратуре. Запрет на расположение объектов под высоковольтными линиями электропередач прописан в «Правилах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Документ был введён в обращение постановлением федерального правительства в 2009 году на основании Земельного кодекса РФ.

В правилах говорится, что границы охранной зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства. При этом земельные участки у собственников и арендаторов не изымаются. Процедура оформления охранной зоны выглядит достаточно просто. Сетевая компания обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства. После согласования границ сведения вносятся в документы кадастрового учёта недвижимого имущества. Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учёта сведений о её границах. Запрет на размещение стоянок всех видов машин и техники в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства свыше 1000 вольт прописан в действующих правилах. Также под высоковольтными ЛЭП нельзя хранить горюче-смазочные материалы, размещать детские площадки, стадионы и рынки. Границы охранных зон определяются в зависимости от напряжения линий – чем выше напряжение, тем шире охранная зона.

На основании официального документа городской прокуратурой были проведены проверки в охранных зонах ЛЭП. «Большинство участков под стоянки были выделены до вступления в силу действующих правил, поэтому сейчас в ходе проверок выявляются нарушения», – подчеркнули в надзорном органе. Даже после рейдов прокуратуры и вынесения судебных решений о прекращении деятельности стоянки продолжают работать в обычном режиме.

В прокуратуре объясняют такую ситуацию возможностью для ответчика обжаловать решение в суде высшей инстанции. «Пока будет назначена дата рассмотрения дела и вынесено окончательное решение, пройдёт длительное время, – пояснили нам. – Теоретически у владельцев стоянок есть время работать вплоть до заведения уголовного дела за невыполнение судебного решения. Время может растянуться до года». Но в прокуратуре подчёркивают, что выигранные дела придают лишь уверенность в их начинании.

В надзорном органе абсолютно уверены, что пусть пройдёт даже год с решения суда, но стоянки из охранных зон обязательно исчезнут. Путь будет непростым и долгим. Закрытая опасная стоянка не исключает возможности появления новых стоянок по соседству, по отношению к которым придётся применять ту же рутинную процедуру. «Мы лишь можем провести проверку и подать иск в суд только по существующим автомобильным стоянкам в охранных зонах», – подытожили в прокуратуре.