Прародитель «неуловимых»

Оценить
Бляхин клуб есть в Костроме, но не в Саратове

Кто из мальчишек и девчонок 60–70-х годов прошлого века, глядя в сотый раз любимый фильм «Неуловимые мстители», не восхищался головокружительными трюками и не смеялся над тем, как юные герои неизменно оставляли в дураках взрослых и глуповатых бандитов? За давностью лет забылось, что у этого фильма был предшественник – картина «Красные дьволята», вышедшая на экраны в 1923 году и чрезвычайно популярная в своё время.

В ней также рассказывается о приключениях подростков, сражавшихся в годы гражданской войны в конной армии Будённого. Вместо цыгана Яшки там присутствует не менее колоритный персонаж – чернокожий акробат Том Джаксон. Фильм был снят по первой части одноимённой революционно-приключенческой повести писателя Павла Андреевича Бляхина. Любопытно, что Джаксон – это находка авторов фильма: в литературном первоисточнике вместо него плечом к плечу с героями повести близнецами Мишкой и Дуняшей воевал китайский мальчик Ю-Ю.

В автобиографической повести сам Бляхин называет своей родиной село Быковы Саратовской губернии, а биографическая литература о нём – село Верходым нынешней Саратовской области, где он родился в декабре 1886 года. Однако сёл ни с тем, ни с другим названием на территории Саратовской губернии не было. Вероятно, у родного села нашего земляка было второе название, которое не вошло в официальные документы. А может, работа в подполье создала у будущего писателя привычку «путать следы»?

Из раннего детства мальчик запомнил пугающие рассказы о голоде, чуме и холере. Ярко врезался в его память обеденный стол в родительском доме: «Он стоял в углу, под иконами. Вокруг сидела на скамьях вся наша семья. Широким кухонным ножом отец тщательно, ровными кусками делил каравай чёрного мякинного хлеба и в строгом порядке раздавал нам. Семь пар глаз нетерпеливо следили за каждым его движением в ожидании своей доли. На правах младшего сына я получал свой кусок первым и хватал его так быстро, как хватает ерша голодная щука. Но потом долго жевал, выплёвывая колючки».

Мать мальчика умерла в 1891 году, когда «глад и мор» прокатились по всей России, жестоко поразив и Поволжье. После её смерти отец окончательно обнищал и уже не в силах был прокормить своё многочисленное семейство. Паша, как «лишний рот», был отправлен «на прокормление» к зажиточному дяде в большое рыбацкое село Селитренное Астраханской губернии. Сыновей у дяди не было, и он охотно согласился приютить сироту.

У нового члена семьи сразу определился свой круг обязанностей по хозяйству, который год от года расширялся. Он пас дядиных свиней, ухаживал за коровой и лошадью, караулил хлеба и бахчи, работал на поле, рубил дрова, носил воду.

Когда Паша подрос, дядя отправил его в церковно-приходскую школу. Здесь всем нехитрым наукам – закону божиему, русскому языку, арифметике, элементарной географии и церковнославянскому письму – обучал дьякон. Учился мальчик безукоризненно, был набожен и очень хорошо пел. Наверное, поэтому ему, пятнадцатилетнему, предложили занять место отстранённого от должности регента. С благословения дяди он дал согласие.

Фантазёр и мечтатель от природы, Павел пристрастился к чтению. Читал без разбору: русские народные сказки, стихи Пушкина, произведения Ф. Купера и Ж. Верна вперемешку с рыцарскими романами и житиями святых. Дяде такое пустое занятие было не по душе.

«Ты это брось, – наставлял он племянника, – умнее всё равно не будешь, а хозяйству убыток. Поди лучше корову напои да дровишек наруби побольше».

Мальчик стал читать украдкой.

Однажды к ним в село приехала молодая учительница Вера Сергеевна. Она сразу выделила не по годам смышлёного паренька, и дальнейшее образование Павла пошло под её влиянием. Она давала ему читать книги и помогала смотреть другими глазами на порядок вещей, казавшийся незыблемым. Роман Войнич «Овод» потряс юного Бляхина.

Эта книга, по его дальнейшему признанию, подготовила «почву для восприятия социалистических идей и освобождения от религиозного дурмана». В 16 лет он едет в Астрахань и там вливается в ряды пролетариата, устроившись учеником в типографию. В 17 лет он вступил в большевистскую партию (1903 г.), участвовал в революции 1905–1907 гг., не раз сидел в тюрьме и находился в ссылке за нелегальную политическую деятельность.

Занятия литературой Павел Андреевич начал в 1919 году. В 1923–1926 гг. он опубликовал ту самую повесть «Красные дьяволята» (второе название «Охота за голубой лисицей»), которую сразу же экранизировали. Творчество писателя в основном посвящено героике революционного подполья и гражданской войне. Он – автор сценария нескольких фильмов.

Любопытно, что писателя помнят и почитают в Костроме. Там существует «Бляхин клуб».

Наталия Самохвалова, сотрудник Государственного архива Саратовской области