На заправке – без паники!

Оценить
Саратовские фермеры снова нуждаются в горючем?

В редакцию «Газеты недели» на днях поступило тревожное сообщение с полей Саратовской области. Фермер, обратившийся к нам, не пожелал назвать себя, но пожаловался на нехватку дизельного топлива. Не только льготного, но и коммерческого, отпускаемого сельхозтоваропроизводителям по рыночным ценам. Мы, выясняя причины очередного возможного топливного кризиса, подтверждения дефициту солярки в Саратовской области не нашли.

Вести с полей

Оказалось, что никакого кризиса на рынке дизельного топлива в нашем регионе нет. Слова анонимного фермера о нехватке и коммерческой солярки, и льготной не подтвердил больше ни один сельхозтоваропроизводитель. Конечно, фермеры не скрывают, что того объёма льготного дизтоплива, который выделяется на полевые работы правительством Саратовской области, им не хватает. Но всё же селяне признают, что, закрывая дешёвым топливом 70 процентов от общей потребности в нём, государство оказывает хозяйствам значительную поддержку.

Юсуп Батраев, именитый фермер из Новобурасского района, а по совместительству и его глава, сообщил, например, что «льготного топлива не хватает всегда», потому что фермерам, естественно, хотелось бы, что бы вся нужная им на сев и убору солярка продавалась по доступным ценам.

«Льготное топливо выделяется и распределяется по хозяйствам по определённой схеме, исходя из объёма обрабатываемых площадей. С этим проблем у нас не возникает однозначно. Что касается коммерческого топлива, то и здесь я ни о каких проблемах не знаю. Не слышал, чтобы нефтебазы пустовали, да и за помощью в получении коммерческого топлива никто не обращался», – сообщил Юсуп Исхакович.

Механизм помощи

Система обеспечения фермеров льготным топливом в Саратовской области действительно отработана годами и сбоев вроде бы не давала. Правительство области ежегодно заключает соглашение о сотрудничестве с вертикально интегрированными нефтяными компаниями, представленными в регионе. В саратовском это филиал «ТНК-ВР Поволжье» и его сбытовое подразделение ОАО «Саратовнефтепродукт». Нефтяники определяют, какой объём топлива они могут продавать фермерам по сниженным ценам.

Саратовский филиал ТНК-ВР ежегодно выделяет от 120 до 130 тысяч тонн дизтоплива. Этот объём сложился на практике. Компания ориентируется на выборку сельхозтовапроизводителями тех лимитов, что были им определены в предыдущие годы.

Льготная солярка в среднем закрывает потребности фермеров в топливе на 50–60 процентов (в 2009-м и 2010 году). В текущем году это уже 70 процентов от потребности.

На полевые работы в 2011 году нефтяники выделили 125 тысяч тонн льготного дизтоплива, которое затем распределяется между районами и хозяйствами по месяцам и видам работ, в соответствии с заявками сельхозтоваропроизводителей.

Принцип деления прост. Льготную солярку делят на общую посевную площадь и получают так называемый норматив, который ложится в основу определения объёмов топлива для каждого хозяйства.

На уборочные работы сельхозтоваропроизводителям выделено 70 тысяч тонн дизельного топлива по льготным ценам. При этом общая потребность топлива для проведения работ в летнее-осенний период составляет 130 тысяч тонн.

Как мы узнали уже в министерстве сельского хозяйства Саратовской области, в настоящее время на нефтебазах и нефтескладах региона находится более пяти тысяч тонн дизтоплива. При этом в самих хозяйствах – около 20 тысяч тонн. Льготное топливо, выделенное селянам на август в объёме 23 тысячи тонн, по данным министерства сельского хозяйства, выбрано в полном объёме.

Поставки коммерческого дизельного топлива, как пояснили в минсельхозе, в настоящее время тоже осуществляются согласно заявкам фермеров.

«До 10 числа каждого месяца мы собираем информацию с сельхозтовапроизводителей об их потребности в коммерческой солярке на следующий месяц. То есть до 10 августа собирались заявки на сентябрь. До 10 сентября мы ждём сведений о нужном объёме топлива на октябрь, – сообщили в пресс-службе ведомства. – Если кто-то из фермеров столкнулся с проблемой нехватки топлива, то ему следует незамедлительно обратиться в наше министерство. Правда, подобных жалоб нам пока не поступает».

По данным областного минсельхоза, в настоящее время на рынке дизильного топлива сложились следующие цены: льготное отпускается по 16920 рублей за тонну, коммерческое по 24100 рублей.

Весенний прецедент

Тема обеспеченности сельхозтоваропроизводителей дизельным топливом всегда воспринимается очень остро. Правда, порой оказывается, что тревоги фермеров не имеют под собой оснований. Вспомнить хотя бы историю трёхмесячной давности, когда слух о том, что саратовским фермерам недодают солярки, дошла до главы кабинета министров Владимира Путина. События тогда разворачивались стремительно, угроза нависла над головами сразу нескольких региональных чиновников. Федеральный минсельхоз устроил в Саратовской области капитальную проверку. Для расследования ситуации в наш регион был присланспециалист Департамента научно-технологической политики и образования министерства сельского хозяйства РФ. Он лично посетил несколько хозяйств в Энгельсском, Советском и Фёдоровском районах. Пообщался и с самими фермерами, и с главами муниципальных образований. Однако все как один докладывали инспектору, что «ситуация с обеспечением горюче-смазочными материалами для проведения весенне-полевых работ находится под контролем». Льготная солярка, мол, выделяется по согласованным ежемесячным графикам, проблем с её получением не возникает.

Даже в селе Тамбовка Фёдоровского района, откуда, собственно, и поступила жалоба премьеру Путину, рассказывали про благополучие в решении топливного вопроса.

То есть в итоге оказалось, что жалующиеся фермеры и заявок-то на выделение им льготного топлива не подавали. Не видели в этом признаков экономии. И вся эта шумиха вокруг топливного дефицита оказалась одним сплошным недоразумением.