Падение САЗа и Яка

Оценить
Всё связано. То, что происходит в стране, почти всегда так или иначе соотносится с нашей областью или нашим городом. Як-42, погибший под Ярославлем, был выпущен на Саратовском авиационном заводе в 1993 году.

Всё связано. То, что происходит в стране, почти всегда так или иначе соотносится с нашей областью или нашим городом. Як-42, погибший под Ярославлем, был выпущен на Саратовском авиационном заводе в 1993 году.

Примерно тогда же началась долгая и мучительная агония завода. Сначала казалось, что ещё что-то можно сделать. Пролетарии стройными колоннами ходили к правительству требовать зарплату. Во главе колонны неизменно шёл крепкий импозантный мужчина – директор завода Алексей Ермишин. Подозреваю, что финансовые проблемы его беспокоили куда меньше, чем его подчинённых.

Предпринимались весьма экзотичные попытки загрузить завод. За рубежом искали инвесторов для финансирования производства многофункционального безаэродромного летательного аппарата без крыльев «ЭКИП». Так сказать, наша летающая тарелка. Инвесторов нашли в далёком штате Мериленд, но потом американцы одумались и от участия в проекте отказались. Впрочем, до родной земли информация доходила совершенно иная, оптимистическая. А пока искали деньги, «ЭКИП» показывали иностранным делегациям, в то время часто приезжавшим в Саратов. Я и сам пару раз бывал в том цехе, видел нашу домостроенную летающую тарелку. И у меня, и у многих других скептиков возникало ощущение, что на постаменте в углу цеха установлен не реальный летательный аппарат, а реквизит из «Звёздных войн». Натурально, летающая тарелка, очень похожая на увеличенную в тысячи раз пуговицу, но с окнами. Одновременно, без всякой рекламы, в одном из цехов наладили производства элитных катеров для плавания по Волге. Как ни странно, я узнал об этом после звонка из Самары, брат просил узнать, сколько стоит, какая мощность движка и т. п. «У нас на таких все крутые ходят», – добавил он. (Именно так: по Волге на катерах ходят, а плавает и не тонет сами знаете что.)

Гибель САЗа подробно описана в «Википедии».

«По состоянию на 2007 год часть площадей завода была распродана, цеха пустуют, нет оборудования и специалистов. У предприятия был большой долг, его руководитель обвинён в продаже банку земли завода по заниженной стоимости. Завод давно ничего не производил и за весь 2007 год смог отремонтировать только один самолёт. В 2007 году была введена процедура банкротства.

В 2010 году завод практически прекратил своё существование, возобновлена процедура банкротства. От некогда 30-тысячного коллектива осталось около 200 человек. Аэродром «Саратов-Южный» закрыт, его территория выставлена на продажу. Разобраны практически все ангары и взлётная полоса, практически убрана охрана, вследствие чего разграблено практически всё заводское имущество. Уникальные документы, фотографии и видеоархив исчезают в полуразрушенных зданиях.

Это первый случай в истории советской и российской авиации, когда предприятием-изготовителем было прекращено эксплуатационно-техническое сопровождение (ТО, ремонт, обеспечение запчастями и т. д.) находящихся в эксплуатации самолётов (Як-42, Як-42Д)».

Почему такое стало возможно? Легче всего списать случившееся на лихие девяностые. Саратовские руководители промышленности считают, что во многом виноват бывший директор завода Алексей Ермишин, который до последнего отстаивал самостоятельность предприятия, не желая вступать ни в какие союзы, корпорации, кооперации. Так или иначе, но с гибелью саратовского авиазавода среднемагистральное самолётостроение в России прекратило своё существование.

Любой патриот (государственник, державник, единоросс) может возразить, что место устаревших Яков займёт (должен занять, уже занял…) замечательный самолёт Сухой Superjet. Но вот данные главного редактора информационного портала Avia.ru Романа Гусарова. В прошлом году было выпущено семь самолётов Сухого, в этом – три. Это при плане 60 самолётов в год и соответствующем финансировании.

И что делать? Власти предпочитают рубить сплеча. Дмитрий Медведев уже в этом году распорядился убрать из эксплуатации самолёты Ту-134. Потом, после катастрофы на Оби, Ан-24. В последнем случае минтранс возразил – Север останется совсем без коммуникаций. Теперь вот стали поговаривать, а не повторить ли такой вариант и с 42-ми Яками. Что же делать в таком случае саратовцам? Жителям других областных центров, где аэропорты не способны принимать большие самолёты? Оставаться в своём Замкадье и не тревожить москвичей своим присутствием, не раздражать их обликом понаехавших? И то правда, для чего провинциалам летать в Москву? Или взятки раздавать, или жалобы подавать. Приспичит – поездом доедут.