Город без транспорта далеко не уедет

Оценить
Проблемы пассажирских перевозок в Саратове обостряются не по дням, а по часам.

Проблемы пассажирских перевозок в Саратове обостряются не по дням, а по часам.

Никуда не деться, придётся повышать

Проезд в городском транспорте должен стоить не меньше 15 рублей

Очередное повышение цены на проезд в общественном транспорте для Саратовского региона неизбежно. Как бы ни пыталось областное правительство отсрочить этот шаг, увеличивать тарифы на перевозку пассажиров рано или поздно всё равно придётся. На днях эта проблема живо обсуждалась в торгово-промышленной палате области на заседании круглого стола по проблемам общественного пассажирского транспорта.

Автор: Дина Болгова

Страховые взносы отозвались неблагополучием

Участниками заседания были руководители примерно двадцати транспортных предприятий города и области. Они открыто заявляли, что власть упустила тот момент, когда повышать стоимость проезда в транспорте можно было постепенно и безболезненно для населения.

Теперь откладывать больше некуда, но увеличение тарифов будет даваться с большим трудом. Прошлогоднее поднятие цен на проездные билеты на 40 процентов вызвало волну возмущения граждан. Но такой шаг был необходим, так как до этого тарифы были заморожены три года. А затраты транспортных предприятий увеличиваются ежегодно. Поэтому даже при нынешнем уровне цен на услуги перевозчиков доходность их деятельности стремительно падает.

Руководители транспортных предприятий привели в подтверждение своей позиции ряд убедительных аргументов.

Директор ОАО «Межгортранс» Борис Кайданов сказал, что из-за повышения ставки обязательных страховых взносов его предприятию нужно отчислить в бюджет лишних 11 миллионов рублей. Так что изменение налогового законодательства в пользу пенсионного фонда и фонда обязательного медицинского страхования в последний год сильно усугубило финансовое положение транспортных предприятий. «А ведь эти деньги нужно ещё где-то взять», – поделился проблемой перевозчик.

По словам директора, на большую часть расходных статей повлиять невозможно. Не от перевозчиков они зависят. Из-за роста цен увеличились, например, затраты на запчасти и другие материалы, которые транспортными предприятиями используют в работе каждый день. Только за последний год стоимость аккумуляторов возросла более чем на 53 %, некоторые автозапчасти подорожали на 62 %, резина в среднем на 50 %, дизельное топливо – на 37,6 %, бензин – на 38,3 %. Единственная статья, на которой перевозчики могут экономить, – это зарплаты персонала. Правда, по словам Кайданова, «тогда возникает опасность остаться совсем без кадров».

Тупо повышать тарифы – неправильно

Исполняющий обязанности начальника муниципального учреждения «Транспортное управление» Саратова Сергей Крупенников подтвердил, что муниципальные перевозки пассажиров сейчас переживают трудный период. При этом он отметил необходимость продолжения работы над повышением качества транспортных услуг. Нужно, мол, внедрять новые совершенные методы, улучшающие систему перевозок, но, не решая проблем тарифной политики, результата не добиться. «Хотя просто тупо повышать тарифы тоже неправильно», – согласился он с противниками повышения стоимости проезда.

В ходе обсуждения тарифного вопроса перевозчики старались не называть желаемых ими цен на билеты. Только однажды Сергей Крупенников вскользь упомянул, что, по расчётам экономистов, проезд в общественном транспорте сегодня должен стоить в регионе не меньше 15 рублей.

Присутствовавший на заседании круглого стола заместитель председателя областного правительства Александр Стрелюхин не спешил жалеть перевозчиков. Он заявил, что каждое предприятие должно оптимизировать свои затраты. Сказал, что «экономическая политика предприятия должна строиться от доходов». Отметил, что тарифы должны быть экономически обоснованными, система должна быть сбалансирована, и загонять в тариф все издержки предприятия, пытаясь окупить их за счёт пассажиров, недопустимо. «Электротранспортом у нас ведает муниципалитет, остальное в нашей компетенции», – обозначил границы ответственности Стрелюхин. И предложил «определить предельный тариф на проезд на автобусе, в рамках которого перевозчики смогут определять свои расценки».

Дальнейшие разъяснения Александра Михайловича напустили ещё больше тумана на проблему. Отказавшись от идеи идеального среднего тарифа, он вдруг предложил перевозчикам сначала обратиться в комитет по регулированию тарифов с экономическим обоснованием тех цен на проезд, которые им нужны. Комитет проанализирует специфику каждого транспортного предприятия, обобщит результаты, и только тогда, по словам зампреда Стрелюхина, можно будет сделать конкретные предложения о повышении тарифов.

Предложение чиновника перевозчиков озадачило. Ситуацию прояснил и. о. первого заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства области Иван Казаченко. Он уточнил, что многие предприятия не смогут подтвердить комитету по тарифам высокую себестоимость пассажироперевозок. Просто потому, что, пытаясь оптимизировать свои расходы, руководители предприятий официально платят водителям и кондукторам 4,5–5 тысяч рублей. От реальной оплаты труда водителей эта цифра отличается в несколько раз. В итоге, как говорит Казаченко, себестоимость перевозки пассажиров многих перевозчиков по документам может составить не более пяти рублей.

Не всем понравится прозрачность

Непрозрачность деятельности транспортных предприятий, работающих в сфере перевозки пассажиров, не устраивает Александра Стрелюхина. По его словам, уже до конца 2011 года правительство Саратовской области планирует ввести так называемые электронные карты пассажиров общественного транспорта. С их помощью якобы можно будет отслеживать пассажиропотоки, что позволит более точно и адресно решать вопрос о компенсации перевозчикам разницы между установленными и экономически обоснованными тарифами на проезд. Кроме того, станет прозрачной ситуация с размерами компенсаций за перевозку льготников. «Всё станет прозрачным, правда, многим это не понравится, потому что каждый будет получать ровно то, что заработал реально», – сообщил Александр Стрелюхин.

То есть, помимо трудностей с доказательством необходимости повысить стоимость проезда, перевозчикам предстоит подтвердить число льготников, за которых они до сегодняшнего времени требовали компенсацию с правительства Саратовской области.

Кто ездит, на чём возят

Министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Ивана Панкова сейчас больше волнует уровень квалификации водителей пассажирских автобусов. И. о. начальника УГИБДД ГУВД по Саратовской области Фёдор Мордвинкин тут же привёл статистику аварий с участием пассажирского транспорта. По словам начальника дорожной полиции, в этом году число ДТП по вине водителей автобусов увеличилось на 33 %. Чаще всего они возникают в Энгельсе, Саратове, Балакове.

«Кого мы выпускаем на дорогу? Автобус отъезжает от остановки с открытыми дверями и люди оттуда падают. Сами автобусы сильно изношены, такие машины просто угроза для жизни на дороге», – возмущался Мордвинкин. Обращаясь к перевозчикам, он попросил их провести серьёзную беседу со своими водителями и самим внимательней следить за тем, кого и на чём они отправляют по пассажирским маршрутам.

Временно исполняющий обязанности начальника управления Госавтонадзора по Саратовской области Андрей Самохвалов рассказал, что после трагедии с «Булгарией» в регионе начались массовые проверки транспортных средств. За две недели проверено более 500 автобусов, у 183 из них найдены нарушения, связанные в основном с техническим состоянием транспорта. Самохвалов отметил, что средний возраст автобусов, работающих на дорогах в регионе, составляет 14 лет. «Но есть и такие, которым и по 33 года, и по 40 с лишним. Их эксплуатация в любой момент может привести к трагедиям», – убеждал он. И при этом просил помнить, что «в погоне за сверхприбылью водители работают по 14–16 часов, что тоже влечёт за собой возникновение аварий».

***

Когда-то здесь была дорога…

Как водители автобусов и троллейбусов ездят по саратовским улицам – уму непостижимо

Эти чудовищные наплывы асфальта, расплавленного июльским солнцем и раскатанного тяжёлыми колёсами, давно образовались на улице Московской, на остановке «Астраханская». Есть они и на других участках этой улицы, и на иных улицах.

Тяжеловесные автобусы и троллейбусы с трудом преодолевают эту полосу препятствий на черепашьей скорости, переваливаясь с борта на борт, угрожающе кренясь и пугая пассажиров.

В прошедшие выходные дорожникам представилась замечательная возможность отремонтировать хотя бы этот клочок дороги не ночью, а средь бела дня: на субботу и воскресенье участок Московской был закрыт для движения, на пересечении с Пугачёвской меняли трубу тепловой магистрали.

Нет, не почесались. Ухабы остались на месте.

Автобусы и троллейбусы продолжают ковылять, уродуя ходовую часть. Ненадолго хватит городу Саратову немецкого да швейцарского транспорта, привыкшего к европейским дорогам.

***

Гонки на трамваях – это не шуточки

В Саратове прошёл конкурс водителей этого вида электротранспорта

Люди со счастливыми лицами в зелёных и синих футболках и кепках построились в линейку. В седьмом городском конкурсе профессионального мастерства водителей трамвая, прошедшем в минувшую пятницу в Кировском трамвайном депо, приняли участие две команды из 16 водителей Заводского и Кировского депо.

Автор: Расим Заитов

Их приветствовали руководители депо, судейская коллегия соревнований, представители профсоюзных организаций и зрители-болельщики, собравшиеся. Поднять знамя соревнования под гимн страны доверили победителю конкурса профессионального мастерства водителей трамвая 2009 года Ирине Дорониной.

Разыграв очерёдность выступлений по жребию, конкурсанты с явным азартом направились к трамвайным линиям выполнять задания. Явный численный перевес в командах имели женщины. В команде «заводских» был лишь один парень против трёх в команде соперника. Самому молодому из конкурсантов исполнилось прямо в день соревнований 23 года, а самому взрослому было 40 лет. Но на разницу в возрасте, поле и опыте работы договорились не обращать внимания.

В этот день кольцевая трамвайных путей на территории Кировского депо приобрела необычный вид. На всём её протяжении расставили дорожные знаки. Задания были разными, но привычными для водителей. Проезд стрелки, то есть перевод рельсов в нужное направление, остановка и высадка пассажиров, набор скорости на сложных участках и экстренное торможение на скорости 40 км/час. За исполнением наблюдали бдительные судьи и их ассистенты с красными флажками, растянувшиеся по периметру дорожного полотна.

Соблюдение скоростного режима определяли с помощью радара. Чётко ограниченного стандарта времени, за которое необходимо было преодолеть полосу препятствий, не было. Победителем считался тот, кто пройдёт её за кратчайшее время, сделав наименьшее количество ошибок.

Параллельно с «прокаткой трассы», как выражаются водители, в учебном корпусе конкурсанты сдавали экзамены по теории и правилам дорожного движения. В коридоре перед кабинетом толпились «студенты-водители», содрогаясь от волнения в ожидании своей очереди. Три экзаменатора, периодически с подозрением посматривая исподлобья на трясущегося студента, вытянувшего неудачный билет, успокаивали его просьбой не торопиться, всё вспомнить и правильно ответить. На втором экзаменационном испытании обстановка уже более щадящая. Все задания по правилам дорожного движения водитель трамвая должен сделать на компьютере. Сдан или не сдан этот экзамен, решит бесстрастная машина. Экзаменатор лишь фиксирует результат.

После обеденного перерыва – состязания по мастерству приёмки подвижного состава перед выездом на линию. Начинается всё с проверки сумки и наличия в ней всех необходимых инструментов и принадлежностей, участник конкурса вместе со следующими за ним по пятам судьями проверяет исправность тормозной системы и габаритных огней, целостность обшивки и стёкол, зеркала заднего вида и т. д. Внутри вагона осматривают закреплённость поручней, наличие песка в резервуарах, предназначенного для экстренного торможения, аптечки... Здесь конкурсанты так хорошо подготовились, что судьям было непросто выявить лидера.

Состязались участники соревнований и в культуре обслуживания пассажиров. По обязательной программе они должны были продемонстрировать выразительное чтение определённых выражений, употребляемых на остановках или во время движения. Например, «осторожно, двери закрываются» или «следующая остановка – Колхозный рынок» и т. д. Ещё одним этапом в этом состязании было домашнее задание, которое в виде вопросов конкурсантам раздали за сутки до данного мероприятия. Среди них такие: «почему я выбрала профессию водителя трамвая?», «если бы мой муж был кондуктором…» и другие. Было предложено максимально использовать творческое мастерство. Некоторые из участников удивили судейскую коллегию, ответив на вопрос чтением стихов.

Право огласить результаты конкурса получил заместитель генерального директора МУПП «Саратовгорэлектротранс» Александр Медведев. Прежде чем перейти к поздравлениям, он отметил, что в целом все водители, участвовавшие в конкурсе, «продемонстрировали достаточно высокую подготовленность, и сказать, что среди вас есть явный лидер, было бы неправильно». Но всё же победителей определили. Вручили им почётные грамоты, дипломы, денежные вознаграждения и ценные подарки. Несколько участников, отличившиеся в номинациях, стали обладателями пяти тысяч рублей. За третье место в общем итоге соревнований было вручено 10 тысяч рублей, за второе – 15 тысяч рублей.

Первое место заняла Татьяна Вохминцева. Кроме денежного вознаграждения в 20 тысяч рублей, от областной организации профсоюзов ей был вручён цифровой фотоаппарат. А уже в августе ей предстоит представлять наш регион на всероссийском конкурсе профессионального мастерства водителей трамвая в Татарстане, где главным призом будет автомобиль.

Вне конкурса побаловали подарочным мобильным телефоном с двумя сим-картами самого молодого участника соревнований и выдали денежный подарок участнику-имениннику. Победителям пообещали повысить класс квалификации, что в свою очередь повлечёт увеличение их зарплат.

***

Трамвай на дорогах не уважают

«Что вам не нравится на улицах Саратова?» – спросили мы участников соревнований.

Ирина Доронина, водитель третьего маршрута, стаж 10 лет:

НА НАШИХ УЛИЦАХ ОЧЕНЬ ТРУДНО РАЗЪЕХАТЬСЯ

Интенсивность движения заставляет всегда быть в напряжённом состоянии. Пропускная способность улиц недостаточная, и бывает очень трудно разъехаться с другими водителями. В целом трамвай не уважают, место на дорогах не уступают. Сплошные пробки, отчего пассажиры часто нервничают, очень тяжело ездить.

Екатерина Пуусалу, водитель седьмого маршрута, стаж 18 лет:

ЖЕНЩИНЫ-ВОДИТЕЛИ АБСОЛЮТНО НЕ РЕАГИРУЮТ НА ТРАМВАЙ

На дорогах Саратова очень много машин, и такое ощущение, что плохая подготовка у многих водителей. Особенно женщины очень плохо знают правила дорожного движения и абсолютно не реагируют на трамвай. Где положено уступить, естественно, они едут первыми. Они на нас не обращают абсолютно никакого внимания, как будто трамвая не существует. Есть машины, у которых стёкла тонированы, и не видно реакции водителя на тебя, что мне особенно не нравится. Дорожное полотно в принципе относительно нормальное, но есть места, которые оставляют желать лучшего.

Владимир Сосин, водитель третьего маршрута, стаж 24 года:

НЕ САМИ ТРАМВАИ, А ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО ИЗНОШЕНО

– Трамвайные пути не соответствуют норме. Не сами трамваи, а именно путевое хозяйство изношено. Плохие дороги создают пробки. Большая часть людей трамвай видят, но уступать дорогу стремятся не все. Они на друг друга-то не обращают внимания, не то что на трамвай. Я езжу по центру и могу сказать, что улицы не приспособлены для движения большого количества автомобилей. Улицы старые, необходимы реставрация и расширение.

Александр Медведев, заместитель генерального директора МУПП «Саратовгорэлектротранс»:

ОЧЕНЬ МНОГО ЧЕГО НУЖНО, ЧТОБЫ ТРАМВАЙ СТАЛ ЛЮБИМЫМ ВИДОМ ТРАНСПОРТА

Мне на дорогах ничего не нравится. Что касается трамваев, то мне не нравится состояние путевого хозяйства. Оно такое, потому что мы ежегодно недофинансируемся в полном объёме. Чтобы содержать путевое хозяйство в нормальном состоянии, мы должны ремонтировать ежегодно порядка восьми километров путей. В том году мы отремонтировали 325 метров. Сопоставьте сами, что нужно и что делаем. И не делаем не потому, что не хотим, а потому, что не на что делать.

Транспорт (трамвай, троллейбус) перевозит 70 процентов населения, среди которых много льготников – это студенты, школьники, дети-сироты, дети из многодетных семей, пенсионеры… За то, что мы их возим, нам дают дотации из бюджетов. Город Саратов деньги выделяет, а область должна 60 миллионов рублей.

Зарплата, налоги, пенсионный фонд, электрическая энергия плюс работа аварийных машин – это только самые необходимые затраты, которые мы должны осуществлять, иначе система встанет. Если мы что-то недополучаем, то мы что-то недоделываем, поэтому качество перевозок снижается.

По поводу культуры вождения скажу так. Я сам автомобилист, и вижу, что в последнее время культура вождения меняется в лучшую сторону, хотя и остаётся на достаточно низком уровне. Итогом этого являются многочисленные ежедневные ДТП. Наиболее показательны маршруты № 11 и 12. Начиная от улицы Навашина и до Сенного рынка, а также по улице Кутякова бесконечные заторы. К «Триумф Моллу» не подъедешь. Ежедневно движение на этом участке останавливается. Трамвай у нас непопулярен, потому что он встаёт часто, в вагонах холодно зимой, а летом жарко. По моему мнению, нужно для трамваев выделять отдельные полосы или, как в Волгограде, спустить под землю отдельные скоростные пути. Нужны комфортабельные вагоны, нормальная инфраструктура… Очень много чего нужно, для того чтобы трамвай стал любимым видом транспорта саратовцев.