Среднестатистическое бытие

Оценить
Зачем статистика «уравнивает» богачей и бедняков?

По данным Cаратовстата, средний душевой доход в Саратове в январе–июне 2011 года составил 12,699 рубля. Увы, официальная статистика далека от реального положения вещей. Она, похоже, существует лишь для убеждения чиновников в благополучной и стабильной жизни граждан. Как распределяются денежные средства среди населения на самом деле, можно узнать из двух простых примеров.

Жизнь на 5500 рублей в месяц

Анастасии Прохоровой 63 года, и живёт она в однокомнатной квартире одна. Сегодняшний её доход в два раза меньше того, что показывает статистика. В советское время она работала сначала товароведом, а затем директором обувного магазина. И получала за свой труд весьма приличные по тем временам деньги – 150 рублей. «На содержание семьи хватало, да тогда ещё и муж работал. Мы довольно часто ездили на черноморские курорты», – с удовольствием вспоминает былую жизнь моя собеседница.

В 90-х годах Анастасии Прохоровой пришлось трудно. Попробовала заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, но вместо прибыли заработала долги, с которыми расплачивалась несколько лет.

Сейчас она ежемесячно получает пенсию – пять с половиной тысяч рублей. И летом чувствует себя почти состоятельным человеком. Зимой же на оплату жилищно-коммунальных услуг приходится откладывать около двух тысяч рублей. В эту сумму входят отопление, горячая и холодная вода, содержание жилья, капитальный ремонт, утилизация мусора и канализация. Все платежи моя собеседница привыкла делать чётко. Хотя выставленная плата за некоторые услуги вызывает у неё непонимание и возмущение.

«В прошлом году осенью протекала крыша. Обратилась в жилконтору, написала заявление. Пообещали в течение месяца починить, однако до сегодняшнего дня ничего не сделано», – сетует Анастасия Прохорова. После пожара, который случился несколько лет назад на первом этаже дома, до сих пор гарь на стенах в подъезде, и привести его в надлежащий вид никто не собирается.

За электроэнергию, газоснабжение и стационарный телефон советский торговый работник, а ныне практически нищий пенсионер платит ещё почти тысячу рублей.

Остальная часть среднедушевого дохода тратится на продукты питания. В рационе пенсионерки – крупы, картофель, молоко, яйца. Летом она ходит на базар за помидорами и зеленью, «чтобы побаловать себя салатиком». «Мясо стало очень дорогим, два килограмма уже пятьсот рублей. Поэтому ем иногда рыбу или курицу». Анастасия Семёновна признаётся, что в последнее время ей «хочется сладостей и фруктов, но в этом приходится себя ограничивать и есть их только в особенные дни».

По словам моей собеседницы, привыкнув за время отопительного сезона к жёсткой экономии на продуктах, летом она может позволить себе внушительные затраты на зимние заготовки. «В прошлом году я закрутила 50 килограммов помидор, брала оптом по 15 рублей. Не знаю, как в этот раз будет. И огурцы, и картофель, и лук, и много чего ещё надо, чтобы было чем побаловать внуков зимой», – говорит пенсионерка. Внуки, оказывается, очень любят варенье из абрикосов и смородины. Так что их, хотя бы немножко, тоже приходится покупать. Сейчас моя собеседница думает, у кого из друзей-знакомых-соседей одолжить деньги на несколько месяцев. Говорит, что недавно знакомая предложила вкусный цветочный мёд по 1500 рублей за трёхлитровую банку. «Хочу купить, но деньги придётся у кого-нибудь занимать».

На покупку лекарств ежемесячно уходит около полутора тысяч рублей… Я останавливаю свою собеседницу. Говорю, что, по моим подсчётам, её расходы уже превышают доходы. Она чуть обиженно подпирает голову ладошкой и говорит: «Конечно же, денег моих на всё не хватает. Хорошо, что сын помогает».

Её сын живёт недалеко и заходит к ней почти каждый день. Ему 34 года, он работает автомехаником. Зарабатывает до 15 тысяч рублей в месяц. Помогает матери по возможности. Правда, чаще не деньгами. Приносит продукты, ремонтирует барахлящую сантехнику и электрику…

«Я доволен тем, что даёт мне бог»

Доходы Михаила Грановского и членов его семьи бегут далеко впереди официальной статистики. Он человек законопослушный. Доходы у него вполне официальные. И скрывать свои расходы ему нет никакого смысла. Тем более что я никакой не налоговый инспектор, а просто интересующийся подробностями материальной жизни семьи журналист, пообещавший и фамилию, и имя моего собеседника изменить.

Михаил работает руководителем службы эксплуатации на мебельной фабрике. С премиями и дополнительными доходами зарабатывает 35–40 тысяч рублей в месяц. Его супруга – представитель одной из крупных московских сетевых фирм в регионе и по зарплате не отстаёт от мужа. Взрослый сын уже несколько лет живёт отдельно. У него свой бизнес. Дочь учится в университете и пока находится на иждивении у родителей. В среднем на каждого из трёх членов этой семьи приходится чуть больше 25 тысяч рублей в месяц.

У семьи трёхкомнатная квартира в центре Саратова. Но расходы на жилищно-коммунальные услуги, по словам главы семьи, их не отягощают. Летом это 3–3,5 тысячи рублей, зимой около 6 тысяч. Плюс электричество. «У меня стоят два кондиционера, которые съедают много электроэнергии. Только за электричество я плачу около тысячи рублей», – говорит глава семьи.

В посёлке Зональный у семьи двухэтажная дача с баней и бассейном. Супруги бывают там не чаще одного раза в неделю, да в праздничные дни отдыхают от городской суеты. На содержание загородного жилья мы отщёлкиваем на воображаемых счётах ещё 5 тысяч рублей в месяц. Плюсом раз в месяц вызов специалиста по чистке бассейна, который просит 400 рублей за вызов.

«Мы ничего на участке не сажаем, кроме плодовых деревьев и декоративных цветов, которые жена очень любит», – с гордой улыбкой, явно показывающей, что жизнь удалась, добавляет мой собеседник.

У Михаила иномарка. На топливо для любимого авто каждую неделю он тратит до полутора тысяч рублей.

Дочь учится в университете в Нижнем Новгороде. «Получает стипендию – тысячу или две тысячи рублей. Конечно, этих денег не хватает, а работать ей пока не нужно. Поэтому на снятие квартиры и проживание мы ежемесячно ей отправляем 10–15 тысяч рублей».

Женщины в этой семье современные. Жена Михаила Грановского не имеет права махнуть рукой на фигуру. Стоимость годового абонемента в фитнес-клуб составляет 60 тысяч рублей.

И это ещё далеко не все расходы семейного бюджета. В еде семья Грановских ни в чём себе не отказывает. Мясные блюда, фрукты, конфеты у них всегда на столе. Продукты закупают сразу на несколько дней, в основном в гипермаркетах города. По крайней мере раз в месяц – семейный поход в ресторан.

Два года подряд летали в Турцию. «Неплохо, да и относительно недорого. А на этот раз решили поменять место отдыха. Через две недели поедем в Эмираты, я уже купил путёвку». Дальняя поездка вычла из семейного бюджета ещё 55 тысяч рублей.

Культурные мероприятия рассматриваются в этой семье как выход в свет. В таких культпоходах обязательным считается хорошо выглядеть. «Удобную, солидную и к тому же качественную одежду в нашем городе найти очень сложно, поэтому покупать её приходится в основном в бутиках. Дорого, конечно, но зато можно выбрать что-то нормальное», – первый раз с каким-то сожалением охарактеризовал очередную статью расходов глава семьи.

На жизнь Михаил не жалуется и заработать «всех денег» не стремится: «Я доволен тем, что даёт мне бог». Хотя… Вот ему 53 года. И впереди планы на собственный бизнес по производству восточных сладостей.