Куда ж тут плыть?!..

Оценить
Моторные лодки и катера становятся элементом роскоши

Основным средством передвижения по живописным уголкам Волги были и остаются лодки, катера и гидроциклы. Но даже простенькие «казанки» и «прогрессы», не говоря уж о мощных современных катерах, всё прочнее становятся в ряд предметов роскоши. Не всем по карману такой отдых и развлечение.

По информации государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС по Саратовской области, в регионе зарегистрировано 22755 моторных лодок, 3067 катеров, 6839 гребных лодок, 833 морских прогулочных катера, 162 гидроцикла, 80 парусно-моторных яхт и 192 несамоходных судна (понтоны и др.).

Флот растёт и надувается

Ставит малые суда на учёт, контролирует техническое состояние и движение моторных лодок, катеров гидроциклов и т. д. областная государственная инспекция по маломерным судам при МЧС.

Как рассказал редакции начальник отдела ГИМС ГУ МЧС России по Саратовской области, главный государственный инспектор по маломерным судам Юрий Шулика, в 90-е годы прошлого столетия маломерный флот был практически уничтожен. Лишь за последние пять лет число катеров и лодок в области значительно увеличилось. «Однако всё, что мы имеем сегодня – свыше тридцати тысяч судов, – это намного меньше по сравнению с советским временем», – подчеркнул Юрий Николаевич. И тут же заметил, что сегодня учёт маломерных судов ведётся намного строже, чем раньше.

Начальник ГИМС сообщил нам также, что в области около 70 тысяч человек имеют право управлять маломерными судами. В инспекции говорят, что сегодня получить удостоверение судоводителя приходят все подряд – «от мала до велика». Представители слабого пола тоже записываются в группы для получения прав.

За последнее время маломерный флот, по словам Юрия Шулики, расширяется благодаря доступности разнообразных надувных лодок из поливинилхлорида. Они не требуют специального места для хранения, быстро накачиваются и так же легко складываются после использования. Для комфортной и быстрой езды на таких лодках вполне сгодятся двигатели до 40 лошадиных сил.

Выезд катера или мотолодки на воду без регистрационного номера и документа о прохождении техосмотра запрещён. «Вас остановит первый инспектор и попросит предъявить судовой билет с пометкой о прохождении техосмотра», – строго предупредил начальник областного ГИМС. Но это теоретически…

Табун лошадиных сил прожорлив

А практически работникам ГИМС нередко приходится иметь дело с судоводителями, которые намеренно избегают регистрации своего маломерного судна. «В основном это обладатели мощных гидроциклов, – объясняет мотивы злостных нарушителей порядка Юрий Шулика. – Транспортный налог на водный мотоцикл большой, поэтому их стараются не регистрировать».

Раз в десять дней ГИМС подаёт сведения о зарегистрированных судах и двигателях к ним в налоговую инспекцию. На их основании и производится расчёт транспортного налога. Как сообщил Юрий Николаевич, по действующим налоговым ставкам за водный мотоцикл мощностью до 100 л. с. придётся отдать 125 рублей за «кобылу», «табун» свыше сотни лошадей обойдётся в 250 рублей за единицу мощности. Обладателю недешёвого гидроцикла в 170 л. с. (цены на них начинаются от полумиллиона) придётся отчислять в год 42 тысячи налоговых рублей в бюджет.

Срок эксплуатации такой техники – не более трёх месяцев в год. «Мы им предлагаем регистрировать свой водный мотоцикл на период пользования, – не скрывает альтернативу начальник ГИМСа. – Налог меньше будет в несколько раз, да и постановка на учёт стоит всего 600 рублей».

На катера и лодки налоговая ставка значительно меньше. Моторы до 30 лошадиных сил облагаются ставкой в десять рублей за л. с., до 75 сил – 30 рублей. Ежегодная плата за пользование катером мощностью до 100 л. с. будет около пяти тысяч рублей, свыше ста – по ставке в 100 рублей за л. с.

Вода ошибок не прощает

Основным отличием нынешнего маломерного флота и работы с ним от советских времён в ГИМСе называют изменение скоростей передвижения на воде. «Сейчас скорости приближаются к ста километрам в час. Раньше не достигали и тридцати, – подчёркивает разрыв эпох Юрий Шулика. – Опасность на воде возросла в десятки раз».

При этом отмечает, что требования соблюдения безопасности к судоводителям существовали всегда. «Почему ими пренебрегают, непонятно, – переживает Шулика. – Жилеты судоводители используют только при виде инспекторов. Они не нам нужны, а им». Инспектор говорит, что нельзя сравнивать управление катера с автомобилем: «Вода – это не дорога. Тут судоводителю необходимо заранее узнать про погодные условия и прочие нюансы. Вода ошибок не прощает».

Технический осмотр ГИМС проводит бесплатно. Проходить его нужно ежегодно при условии эксплуатации катера или иного маломерного судна. «Есть возможность вызвать инспектора на место стоянки», – добавляют в инспекции. Процедура проходит довольно быстро, если нет претензий к корпусу, двигателю, наличию спасательных жилетов, огнетушителя и других необходимых вещей в лодке или катере.

Уже в этом году допущены к движению на воде свыше десяти тысяч судов. В инспекции готовятся также провести техосмотр ещё восьми тысяч. Спрашиваю, правильно я понимаю, что только половина из всех зарегистрированных маломерных судов допускается на большую воду. «Остальные либо не пользуются лодками, либо не имеют возможности пройти необходимые процедуры», – прояснили ситуацию в ГИМС.

Всех судоводителей в нашей области в инспекции делят на четыре группы. «Весенние рыбаки» первыми открывают сезон. К ним присоединяются «отдыхающие», затем в июне-июле «рыбаки». До начала сезона (в августе) «охотники», как рассказали в ГИМС, не проходят техосмотр и не выходят на воду.

На рыбалку съездить – минимум пятьсот рублей!

Штрафы на воде на лодочной стоянке упоминают с улыбкой на лице. «Договориться всегда можно, да и 300 рублей, по сегодняшним меркам, не очень серьёзно», – говорит мне лодочник. Недалеко от центра города, за академией права, располагается лодочная база. Вдоль берега в два яруса на хранении за забором стоят отечественные и импортные катера, дюралевые и пластиковые лодки. Спуск на воду производится при помощи специального подъёмного крана.

«Сейчас на стоянке не более 250 катеров и мотолодок», – сообщает мне охранник. И показывает на стоящую впереди баржу, оборудованную под площадку для лодок. «9-й ряд, 635-е место» – написано на борту. Охранник – лодочник со стажем – рассказывает, что именно столько «казанок» и «прогрессов» пришвартовывалось здесь в советские времена. Он вспоминает, что немалой популярностью у людей пользовались лодки-гулянки, сварные из стали или деревянные.

«Дюралевые лодки также стоили недорого. За тысячу рублей можно было приобрести отличную мотолодку или катер», – вспоминает собеседник. Стоимость бензина легко позволяла проводить длительное время на воде. «На десять рублей компания из четырёх человек спокойно могла поехать на рыбалку к островам на неделю, – ностальгирует лодочник. – В эту сумму входила канистра бензина и продукты». С резким повышением цены горючего и часто требующимся старым лодкам и моторам ремонтом прогулки по воде становятся для тех, советских времён «капитанов» роскошью.

«На рыбалку съездить к островам – минимум пятьсот рублей потратишь только на бензин», – считает расходы лодочник. Прибавляет к еженедельным затратам содержание катера: замена деталей (винты, шланги и прочее), масла, ремонт корпуса. Придётся потратиться и на оплату стоянки «казанки» или «прогресса». Место стоит от 17 тысяч рублей в год. В зависимости от размеров судна цена места на базах в городе может достигать и 30 тысяч. «Здесь только около 50 судов ежегодно эксплуатируются, остальные 200 просто стоят», – рассказывает охранник.

Говорим мы и про моторы. Лодочник признаёт, что советские двигатели уже не могут конкурировать с импортными. «Купил японский один раз – и всё. Заливай бензин, езди на здоровье, и никакого геморроя, как с нашими», – даже с какой-то гордостью говорит собеседник. Вот только цены у таких моторов не для всех. «Хонды» и «сузуки» кратно дороже отечественных собратьев.

До лучших времён

В будний день на одной из 156 лодочных баз (именно столько баз, поднадзорных ГИМС, действует на территории области) человек по имени Алексей самостоятельно ремонтирует место для своего поддержанного американского катера с мощным мотором. Он купил его три года назад по цене нового автомобиля. Говорит, что, приобретая его в кризисные времена, рассчитывал на падение цен. Но лодкам и катерам, отмечает обладатель дорогого судна, кризис не помеха. «Ходить на них «просто так» стали меньше, – подмечает Алексей. Но сам за возможность наслаждаться на большой скорости встречным ветром речного простора готов тратить любые деньги. Говорит, что «удовольствие дорогое, но оно того стоит».

Другой лодочник, Александр Иванович, пользуется лодкой за городом на даче. Там же её и хранит летом. «В городе предпочитаю оставлять свою мотолодку на автомобильной стоянке», – говорит он. Вспоминает неоднократные случаи, когда во время штормов на лодочных стоянках причалившим катерам был нанесён ущерб сильными волнами. С инспекторами собеседник встречается довольно редко. «Они сосредотачиваются в определённых районах – где рыбы больше и движение лодок непрерывное», – пояснил Александр Иванович. Свою моторную лодку он эксплуатирует ежегодно. Аккуратно проходит техосмотр, платит транспортный налог. Но пользуется лодкой не больше 30 дней в году.

Среди саратовских лодочников есть и такие, кто свои «казанку» или «прогресс» хранят до лучших времён. Один из коллег рассказал, что платит за свою моторную лодку налоги и около пяти тысяч в год за стоянку на острове близ энгельсского берега. И хотя уже давно не спускал её на воду, «даже мыслей нет продавать лодку. Пока временно не использую, но потом буду», с оптимизмом говорит потомственный лодочник, сожалея, что многие его знакомые уже сдали свои лодки как цветной металл.

Чужих здесь не ставят

В акватории Волги есть и элитные стоянки лодок, спортивных катеров и небольших яхт. Приезжаю на одну из таких в Усть-Курдюм, пытаюсь узнать расценки для своего небольшого катера. Охрана в воротах даёт понять, что договориться о парковке можно лишь в главном магазине по продаже лодок.

Там сообщают, что для «чужаков» мест пока нет. «Но если вы приобретёте катер у нас, то свободное место должно обязательно найтись», – говорят продавцы. Стоимость хранения начинается от 50 тысяч рублей в год. Цены доходят до 176 тысяч рублей за катер длиной в 12 метров. В стоимость услуг входит спуск-подъём катера и бесплатная парковка одного автомобиля. Также в магазине рассказали, что на таких ВИП-стоянках возможно поставить катер у пристани. Цены – от 150 тысяч рублей и выше.