«Другая ипотека» для села

Оценить
Саратовским крестьянам президентский механизм не очень-то и нужен

«Стандартная ипотека на селе не работает», – заявил в июне президент России Дмитрий Медведев. Тему «сельской ипотеки» глава государства поднял на встрече с жителями села Ненашево в Тульской области. По словам президента, система ипотечного кредитования «и в городе-то не работает», а селянам, у которых доходы совсем низкие, с банками договориться просто невозможно.

Правда, Дмитрий Анатольевич почему-то верит в то, что не всё потеряно. «Мы придумали другой механизм», – подбодрил президент ненашевцев, а заодно и всех остальных сельских жителей России. Другой механизм заключается в том, что в софинансировании строительства или покупки дома теперь будут участвовать федеральный или региональный бюджеты, хозяйство, в котором работает нуждающийся в жилье человек, и сам селянин. Но на его долю останутся, по словам президента, «всего лишь копейки» – и только для того, чтобы человек мог сразу почувствовать себя хозяином.

«Газета недели в Саратове» решила выяснить, нужна ли новая мера поддержки сельским жителям нашего региона.

Нужны дома, а не кредиты

«Сельская ипотека» – термин непривычный и, как выяснилось, в регионе даже пока не существующий. Министр строительства и ЖКХ Саратовской области Денис Филиппов сообщил нам, что в сельских районах ипотеки практически нет. На три крупных города – Саратов, Энгельс и Балаково – приходится 80 процентов всех выдаваемых ипотечных кредитов.

«Конечно, ипотека доступна и в других районах региона. И у нашей ипотечной корпорации (ИКСО) сеть довольно широкая – 26 дополнительных офисов по области, и у Сбербанка, естественно, тоже. Но в селе ипотеки нет. И причина тут, мне кажется, одна: сельские жители в ипотечных кредитах просто не нуждаются».

Нужду селян в улучшении жилищных условий министр Филиппов всё же признаёт: «Думаю, введение социальной программы по бюджетникам (обеспечение жильём работников бюджетной сферы. – Прим. ред.) даст определённый толчок к развитию именно вот такой ипотеки и на селе. Мы планируем обеспечить жильём две тысячи человек по этой программе».

Денис Сергеевич предположил также, что если инициатива внедрить новый ипотечный механизм для селян исходит от федеральной власти, то первым, кто подхватит её, наверняка будет такая федеральная структура, как Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК):

«Однако для этого сначала должно быть соответствующее поручение на разработку нового кредитного продукта, который позволит выдавать ипотеку по этим параметрам. Сбербанк, например, может себе позволить и без поручения и спецпрограмм выдать нестандартный ипотечный кредит. А АИЖК и, соответственно, ИКСО не могут».

Все меры хороши

Заместитель главы администрации Новоузенского района по аграрным вопросам Владимир Ермилов подтвердил нам, что жители сёл и деревень ипотечными кредитами не пользуются:

«Жильё селяне в основном получают по другой программе – «Социальное развитие села до 2013 года». В ней участвуют молодые специалисты. По нашему району в прошлые годы субсидии на покупку или строительство дома получили 8 человек, на 2011 год запланировано ещё 11 человек, нуждающихся в улучшении жилищных условий».

По словам Владимира Павловича, программа позволяет селянину приобрести жилище всего за 30 процентов от его рыночной стоимости, так как остальные средства за него вкладывают федеральный и областной бюджеты (30 и 40 процентов соответственно). «Так как на строительство дома по нынешним ценам нужно минимум полтора миллиона рублей, такая помощь от государства, конечно, является существенной».

В областном министерстве сельского хозяйства мы узнали, что федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» действует в регионе уже 8 лет и рассчитана в основном на сельскую молодёжь. Это попытка государства удержать в селе молодых людей – а их сегодня в области свыше 140 тысяч. За годы реализации программы на улучшение жилищных условий селян (в том числе молодых семей, молодых специалистов), а также на газификацию, водоснабжение, строительство общеобразовательных учреждений было потрачено 2,5 миллиарда рублей. На эти деньги, в частности, было построено 276 тысяч квадратных метров жилья. Тем самым обеспечили жильём 3,5 тысячи сельских семей и 680 молодых специалистов.

Владимир Ермилов из администрации Новоузенского района признался, что о новом механизме обеспечения жильём сельских жителей, предложенном президентом России, он ещё не слышал. После нашего объяснения Владимир Павлович засомневался в той части схемы, где в софинансировании покупки жилья должны участвовать хозяйства. По его словам, если бы эта норма стала обязательной уже сейчас, то хозяйствам, по крайней мере Новоузенского района, она была бы непосильной:

«Засуха двух прошлых лет многие крестьянские фермерские хозяйства поставила на грань выживания. Финансовое положение наших сельхозтоваропроизводителей сегодня характеризуется как плачевное. Вообще мне кажется, что уже пора возвращаться к той системе, которая была в Советском Союзе. Кода я выпустился из вуза в 1983 году и приехал работать в Новоузенский район, мне через восемь месяцев дали квартиру (половину двухквартирного дома), в которой я живу и по сей день. Молодым специалистам жильё надо давать бесплатно, в сельских районах уж точно».

Заставлять не надо

Сами фермеры, с которыми мы побеседовали, были более оптимистичны. Юрий Кончаков, руководитель крестьянского хозяйства «Лягошинское» в Вольском районе, заявил, что жильё в селе нужно только молодёжи. По словам моего собеседника, сейчас средний возраст работающих в его хозяйстве людей составляет 45 лет, все они владеют собственными домами. А вот молодые люди не хотят работать в деревне и после учёбы оседают в городах. И это, мол, на сегодня самая главная проблема. Тем, кто всё же решил остаться в родном селе, найти жильё не составляет труда.

«Когда я 20 лет назад приехал в наш колхоз работать, здесь жилья вообще не было, а сегодня дома через один пустуют. Бери любой, подправь и живи», – рассказывает Юрий Анатольевич. Кончаков отметил также, что обязывать хозяйства помогать молодым специалистам какими-то программами или законами совсем не обязательно: «Если мне специалист нужен и он согласен остаться, то я сам ему и дом найду, и деньгами помогу. Строить новый дом дорого – больше миллиона рублей нужно, а при ремонте имеющихся можно и в 200–300 тысяч уложиться».

К ипотеке, «сельская» она или любая другая, фермер Кончаков относится настороженно:

«Не вижу смысла связывать человека с селом и работой в хозяйстве на 20–30 лет при помощи ипотечного кредита. Рискованно это. Никто ведь не знает, каким у сельского хозяйства будет завтрашний день. Если человек хочет работать здесь, он сам останется, да и хороший руководитель за своих людей держаться будет. Я как фермер в специалистах заинтересован больше и сделаю для них больше, чем предлагает государство».