Кухонная активность

Оценить
Требовать лучшей жизни, выходя на улицу или всерьёз, вдумчиво, голосуя, основная масса населения России не пытается

Помните, во времена брежневского застоя самые безбашенные разговоры антисоветской направленности велись на кухнях. Народ забирался собирался за чашкой или рюмкой чая и обсуждал жизнь. Говорили о том, что так жить нельзя. Нет информации, правительство загнило напрочь, жирует и бездельничает. А в это время простые люди живут на ту подачку, которую называют зарплатой. На прилавках ничего нет, чтобы поехать на море, надо откладывать деньги целый год. А то и два. И всё это было правдой. А ещё говорили, что всё это надо менять, потому что жить в роли быдла нет никакой мочи. Но идти на улицу и митинговать никто особо не спешил.

Видимо, на генном уровне заложена была боязнь разных контор глубокого бурения и ГУЛАГа. Особо несогласные уезжали на Запад. А остальные вели непримиримую борьбу со строем на кухнях. Шёпотом и при выключенном свете.

А потом случилась революция. Вернее, так: вовсе не стало денег. И еды. То есть банальный кусок колбасы был невиданной роскошью, которую надо было достать. А уж приличные туфли или костюм… А может, революция случилась потому, что не было еды?

Оболванивание в «ящике», протесты – не дальше подъезда

Потом на прилавках появилось всё что душе угодно. И при этом не надо было унижаться перед знакомым продавцом. А ещё мы узнали много нового, интересного и страшного. Про Сталина, ГУЛАГ, «свершения» отдельных членов Политбюро, проделки иных высокопоставленных товарищей. А также телевидение старательно информировало нас о том, что происходило в стране, появились на свет многочисленные политические партии, общественные организации развили бурную деятельность. Жизнь в эфире, как и в стране, бурлила и била ключом.

Медленно, но верно инфляция перестала скакать в заоблачные выси, более-менее выправилась ситуация с зарплатами. Россия быстренько шагнула в капитализм. И перешла на коммерческие рельсы. Туда же перешло и телевидение. Или его туда перевели. И голубой экран стал нас потчевать мылом и ток-шоу всех мастей и вкусов. Мыло – это сериалы о красивой жизни и борьбе наших доблестных сотрудников внутренних дел (полицейских? милиционеров?) и иных крутых парней. И что удивительно, широкую публику всё это устраивает.

Но эта самая широкая публика опять недовольна. Недовольна тем, что в больницах плохо лечат, дороги плохие, квартплата высокая, цены на продукты кусаются. Но разговоры эти ведутся опять на кухнях. Или у подъездов. На улицу – требовать лучшей жизни – основная масса населения России не выходит.

Более того, это самое население не сильно разбирается в политической жизни России и радостно голосует за правящую партию на всевозможных выборах. Не разбирается, потому что гораздо проще глядеть, как господин Малахов разоблачает какую-нибудь народную целительницу, смотреть, как очередная золушка нашла принца в 125-й серии, предварительно в 18-й потеряв и принца, и всякую надежду. Хотя, честно говоря, на самых «смотрибельных» каналах посмотреть что-то честное «за политику» невозможно. Потому что каналы эти принадлежат государству, а ему, государству, выгодно, чтобы люди смотрели мыло, а не думали, почему в больницах не лечат, а цены скачут.

Медведи на коне?

Итак, результаты разнообразных выборов показывают нам, что население страны правящую партию не просто любит – обожает. И победа «Единой России» неотвратима, как зима в России. И хотят счастливо жить под руководством этой партии 25–30–55–95 процентов избирателей. Это в зависимости от регионов и властей этих самых регионов.

Это потом уже выясняется, что 25 процентов не всех поголовно избирателей, а тех, кто пришёл на выборы. Потому что порог минимальной явки законом отменён.

А потом выясняется, что все эти 25–30–55–95 процентов на самом деле были сфабрикованы, подтасованы и так далее. По крайней мере так утверждают оппоненты правящей партии.

Но вот общественное движение «Солидарность», куда входят эти самые оппоненты, решило подтвердить свою версию некорректных выборов (см. выше). Однако результаты проведённого альтернативного голосования не слишком убеждают в справедливости этой версии.

Получается, что оппоненты «Единой России» ошибаются, а ЕР – по-прежнему на коне? И да, и нет.

«Да» – потому что мозги у большинства граждан основательно замусорены телепропагандой. Ещё солидная часть поклонников ЕР искренне верит, что именно благодаря этой выдающейся партии происходит в стране всё хорошее, от небывалого роста заработной платы учителей и грандиозного подъёма пенсий до восхода солнца, тёплой зимы, отсутствия коммунальных катаклизмов в отдельно взятом доме и так далее.

И в этом нет ничего плохого. У людей есть собственное мнение. И это здорово. Просто потому, что оно есть.

С «нет» ещё проще. Получатся, что большинство-то у ЕР есть. Но оно не такое уж и подавляющее, как это нам показывают официальные результаты выборов. Впрочем, все, кто более или менее интересуются политикой и чуть-чуть в курсе выборных технологий, знают, что официальные результаты народного волеизъявления – вещь ну очень спорная.

Фронт пришёл в торговые ряды

Думается, о том, что тотальная народная любовь к «Единой России» – вещь не очень очевидная, подозревают и сами идеологи партии. Иначе чем объяснить экстренное создание Общероссийского народного фронта и повальное в него вступление всех и вся? Начиная от сервильных общественных организаций, что естественно, и заканчивая трудовыми коллективами, что уже поражает.

Но поражает не тем, что трудовые коллективы электротехнического завода «Гексар» или ООО «Локомотив-Р» (управляющая компания вещевого рынка, что у вокзала) в едином порыве решили вступить в Народный фронт, а то, что об этом радостно рапортуют пресс-службы местного ОНФ.

На самом деле есть подозрение, что продавцам с привокзального рынка абсолютно «фиолетово», куда вступит ООО «Локомотив-Р». Как и покупателям этого уважаемого заведения. Продавцам надо, чтобы их меньше проверяли, не задирали арендную плату и обеспечивали хоть какими-то бытовыми условиями. То есть они напрямую зависят от управляющей компании и потому согласятся вступить (платы за это не требуют, возможно, были собраны всего лишь какие-нибудь подписи) хоть в ОНФ, хоть в народно-демократическую партию Зимбабве. Но выносить это на широкую публику… То есть насколько надо не уважать эту самую публику? А ведь это, на минуточку, будущие избиратели.

Или исполнители на местах не считают нужным задумываться о таких мелочах? Сверху спустили задание, и все принялись его исполнять. Не пытаясь при этом включить голову. Велено принимать в ОНФ общественные организации – пожалуйста, разрешили пополнять ряды фронтовиков физическими лицами – запросто, нате вам целые трудовые коллективы.

А не приходило ли в голову местным идеологам ОНФ, что под физическими лицами, которых следует мобилизовать в ОНФ, подразумевались узнаваемые и уважаемые широкими массами личности? Нет? Напрасно.

Получается, что не только в ЕР кризис жанра, но и ОНФ как-то не очень…

Регион идеями небогат

Пока на федеральном уровне начала избирательной кампании не видно. Правда, есть некоторые признаки того, что скоро на уши обывателя низвергнется избирательная лапша. Например, на всех центральных каналах нам старательно показывают Белоруссию с её молчаливыми митингами протеста и скачущей до небес инфляцией. Так что, очень вероятно, главным лейтмотивом избирательной кампании ЕР будет объединение России с этой братской республикой.

Наверняка весь Народный фронт ополчится на Михаила Прохорова с его «Правым делом».

Что касается местных реалий, то в Саратовской области выбор избирательных идей невелик: борьба с антинародным правительством Ипатова. Но тут надо слегка впасть в амнезию и забыть, что и Павел Ипатов, и многие члены областного кабинета министров одновременно и члены «Единой России». Есть ещё одна заезженная тема – борьба против коммунальных безобразий управляющих компаний. Но на этой пластинке столь долго играли, что звук может выйти не таким, как надо.

Но пока о начале избирательной кампании у нас, в Саратовской области, не слышно. Нет, назначены главные и ответственные лица. В Саратове весело и задорно работает общественное движение «Саратов, вперёд!». И всё. Но Саратовская область – это не только Саратов. А в районах области пока только разного масштаба конфликты.

Общественное движение «Солидарность» в День России провело альтернативное голосование, чтобы узнать, как на самом деле проголосовали бы граждане России, если бы предстоящие выборы в Госдуму были честными. В «солидарный» бюллетень включили все партии, в том числе и незарегистрированные.

В Москве за «Единую Россию» проголосовало бы 27 %; за КПРФ – 19 %; за ЛДПР – 16 %; за «Справедливую Россию» – 8,7 %, за ПАРНАС (Партия народной свободы – не зарегистрирована, лидеры Немцов, Милов, Рыжков) – 8,6 %. Остальные партии получили менее 7 % – и виртуально не прошли в Госдуму.

В Саратове ситуация иная: «Единая Россия» – 16,4 %, КПРФ – 13,22 %, ЛДПР – 11,64 %, «Справедливая Россия» – 7,93 %. Но самый большой процент получила партия «Против всех» – 30, 68 %.