Пиву – бой!

Оценить
Чьи интересы отстаивает муниципалитет в войне, где победителей не будет?

Запрет на торговлю пивом в 63 саратовских предприятиях общепита, изданный муниципальной властью пару недель назад, взбудоражил общественное сознание. Одни с запретом согласны, другие выступают против. Но больше тех, кто пытается найти логику в действиях администрации, однако видит лишь её отсутствие.

Бледная картина пивного мира

За рынком пива в Саратове и области не следят ни городской комитет по экономике с его отделом развития торговли, ни областное министерство экономики с его управлением развития потребительского рынка. В этих ведомствах мне посоветовали обратиться в специализированные компании, которые занимаются маркетинговыми исследованиями. Я бы с удовольствием, но на детальное изучение пивного рынка не было ни времени, ни, что немаловажно для этой темы, денег. Пришлось воспользоваться знаниями непосредственных участников рынка. Правда, и здесь с распростёртыми объятьями журналистов никто не ждал.

Менеджер по развитию территории компании «Балтика» Виталий Юсов прямо заявил, что такого рода информация является коммерческой тайной и «выдаётся она по офигеть каким запросам с разрешения службы безопасности».

Коммерческий директор ОАО «Пивзавод Марксовский» Анатолий Бектауов подробным анализом тоже не располагал, но приблизительно обрисовать структуру рынка согласился. По его словам, в Саратовской области всего два серьёзных производителя пива – это марксовский пивзавод и балаковский пивкомбинат. На их долю приходится около 30 процентов рынка.

По данным министерства сельского хозяйства Саратовской области, в нашем регионе в небольших количествах пиво варят ещё ЗАО «Купец и К» в Вольске (только в летнее время) и ООО «Даллас-2002». До января текущего года был ещё один пивовар – ЗАО «Пивоваренный завод Покровск», но с 1 января 2011 года предприятие свою деятельность прекратило. Оставшиеся 70 процентов пивного рынка Саратовской области приходятся на крупных федеральных производителей – Baltic Beverages Holding, Sun-Interbrew, Heineken и др.

«Большая часть пива, реализуемого в Саратовском регионе под импортными брендами типа «Хольстен», «Миллер», «Туборг», варится в России. Хотя хозяева этих заводов сидят в Германии, Чехии, Бельгии, Нидерландах. Эти компании скупили большую часть российских пивных заводов. Но проблема в том, что для российского рынка пиво они готовят по упрощённой технологии. Напиток, изготовленный по этим стандартам, в Германии, например, продавать просто запрещено», – рассказывает Анатолий Бектауов.

Тяготы конкуренции

«Конкурировать с такими монстрами нам, конечно, тяжело, да и невозможно, – признаётся коммерческий директор ОАО «Пивзавод Марксовский». – Даже в ценовом аспекте мы с ними тягаться не можем. Если сравнивать «Балтику» и нашу «Богемию», например, то их пиво в стеклобутылке стоит дешевле, чем наше. А мы дешевле продавать не можем с учётом себестоимости производства».

Трудности конкуренции мой собеседник продемонстрировал и на примере разливного пива. «Крупные производители, такие, как та же «Балтика», тесно сотрудничают с сетевой розницей. И, видимо, могут диктовать им свои условия. Во всяком случае на «разливайке» это было заметно. Раньше во всех магазинах сети «Магнит» стояли точки продажи разливного пива. Но спрос на бутылочно-баночную продукцию «Балтики» стал резко сокращаться. И довольно скоро все разливные точки из «Магнитов» исчезли», – делится наблюдениями Анатолий Бектауов.

По словам моего собеседника, саратовский пивной рынок имеет тенденцию к развитию. Но в специфическом направлении. «В последнее время в городе стало появляться множество магазинов, баров и кафе, специализирующихся исключительно на пиве и в основном на пиве в розлив», – отмечает Бектауов. Он считает, что всевозможные бирфесты и бирклабы – это реакция предпринимателей на возникшую у населения моду пить разливное нефильтрованное пиво.

«Это именно мода, а не высокие требования потребителя к качеству продукта. Конечно, разливное нефильтрованное пиво по своим вкусовым характеристикам превосходит бутылочное, но если бы наши люди знали вкус настоящего нефильтрованного пива, то они поняли бы, что сейчас они пьют совершенно другой напиток, – вводит меня в тонкости «пивного» вкуса собеседник. – Настоящее нефильтрованное пиво не может храниться в распечатанной кеге дольше пяти дней. А в запечатанной – максимум месяц. У нас же в точках розлива его могут продавать месяцами. Предполагается, что потребитель-то этого знать не может, как и того, что под видом нефильтрованного пива ему продают напиток со вкусом пива, в который добавляется специальный замутнитель, придающий тот самый эффект нефильтрованности».

Под благими намерениями

Развитие саратовского пивного рынка может затормозиться постановлением администрации города о запрете продажи пива и напитков, изготовленных на его основе, в 63 кафе, барах и простых забегаловках. Примечательно, что большая часть этих предприятий общественного питания расположена в центре Саратова.

Инициатором запрета выступил городской комитет по экономике под председательством Алексея Санникова (известного борца с ларьками и несанкционированной торговлей). Официальный пресс-релиз городской администрации и последующие комментарии представителей комитета поясняли, что запрет на продажу пива коснулся только тех предприятий общепита, которые «находятся в зонах непосредственной близости от вузов, школ, учреждений культуры, здравоохранения, спорта». То есть таким образом городская администрация вроде бы решила бороться с пивным алкоголизмом в молодёжной среде. Чиновники отмечали, что заведения, где запретили торговлю пенным напитком, отбирали на основании жалоб и обращений самих жителей Саратова. Предупредили, что список из 63 объектов не окончательный и в него будут вноситься изменения.

Контроль над исполнением постановления возложен на правоохранительные органы. В частности, на отдел по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства по городу Саратову.

Резонные вопросы, невнятные ответы

Внятно объяснить саратовской общественности запретительные меры администрация Саратова не смогла. И предпринимателей, и обычных горожан всё ещё занимает вопрос о том, почему в антипивной список попали кафе-пиццерия «Шэш-Бэш» (ул. Радищева, 24) и столовая СГАУ (ул. Радищева, 30), находящиеся поблизости от аграрного университета, а расположенный в том же радиусе ресторан «Джентльмены удачи» – нет. Почему пиво оказалось запрещено в таких популярных заведениях, как «Иль Патио» и «Планета суши» на Вавилова, 6, а спорт-бар «Тинькофф», расположенный по тому же адресу, в списке отсутствует? Чиновники от администрации пытались было объяснить, что пиццерия или суши-бар – наиболее вероятные места посещения школьниками и студентами. В отличие от дорогих, по мнению сотрудников муниципалитета, ресторанов.

Что же делать мне тогда? Чем заниматься?

Сотрудники пиццерии «Ташир» на Московской, 57, поначалу думали, что в чёрный список администрации их заведение попало по ошибке. У них в залах камеры, и за тем, чтобы пиво не продавали не достигшим 18 лет, строго следят. Поэтому сворачиваться никто не собирался. Но на минувшей неделе сотрудники «Ташира» сообщили «Газете недели», что пиво из ассортимента кафе пришлось убрать.

«Мы сейчас думаем о том, как бы связаться с остальными пострадавшими заведениями. Хотим обсудить с ними этот вопрос. Может быть, придётся выходить на улицу с акцией протеста. В любом случае оставлять всё как сейчас нельзя, – сообщили нам. – Просто непонятно, почему предприятиям общепита запретили торговлю пивом, но при этом никаких мер не приняли по отношению к сетевым магазинам, работающим с нами по соседству. Мы находимся напротив лицея, но с другой его стороны, тоже напротив, работает магазин «Горилка», в котором можно купить не только пиво, но и напитки покрепче».

О том, что пострадавшим от муниципальной инициативы компаниям пора объединяться, говорит и председатель гильдии организаций мелкорозничной торговли при Торгово-промышленной палате Саратовской области Михаил Якушев. Он намерен обзвонить всех предпринимателей, заведения которых попали в чёрный список, и пригласить их на встречу «для обсуждения дальнейших действий». Оказалось, что Якушев и сам попал в этот список. Вместе с компаньоном по бизнесу Олегом Вишняковым он владеет магазином «Beer Club» (пивной клуб), которому администрация тоже запретила торговлю пивом.

«Администрация явно лукавит, когда говорит, что запрет касается только заведений общепита, а к магазинам он якобы не имеет никакого отношения, – говорит Михаил Якушев. – Наше заведение является магазином. Не кафе, не баром, а именно магазином. И тем не менее мы в списке». Якушев заявил, что его магазин продолжает работать и закрывать торговлю он не собирается, потому что его заведение по определению не подходит под постановление.

«То ли люди несведущие составляли этот перечень, то ли намеренно это делали, преследуя корыстные интересы… Остаётся гадать, к чему все эти инициативы могут привести. Начали с ликвидации ларьков, теперь перешли к пивным точкам, завтра что? О каком инвестиционном климате можно вести речь? Чем вообще в Саратове прикажут заниматься?» – возмущается Михаил Якушев.

Кривое решение

Юридическую оценку постановлению администрации мы попросили дать вице-президента торгово-промышленной палаты области, главу правового департамента Сергея Леонова. По его мнению, документ издан «в рамках компетенции муниципалитета». Другими словами, с юридической точки зрения придраться не к чему. А вот содержательную часть постановления, по словам Леонова, ещё нужно исследовать и обсуждать.

«Возникает много вопросов, в частности, о механизме реализации этого постановления, – говорит Сергей Геннадьевич. – Вот, например, в нормативном акте указан не только адрес, по которому запрещена торговля пивом, но и конкретное название юридического лица. То есть, если заведение сменит вывеску, оно автоматически выпадет из чёрного списка?»

Леонов соглашается с тем, что бороться с молодёжным алкоголизмом необходимо, но незачем доводить ситуацию до абсурда. «Проблема эта, с одной стороны, социальная. Но с другой стороны, решается она у нас криво, – отмечает Сергей Леонов. – На базе ТПП вместе с гильдией организаций мелкорозничной торговли мы планируем провести встречу с представителями городской администрации по этим запретительным мерам. Есть подозрение, что здесь преследуются чьи-то коммерческие интересы. Вполне возможно, сетевых магазинов. Ведь в ситуации с ларьками, которая развивалась похожим образом, от их ликвидации в самом большом выигрыше оказался именно сетевой ретейл».

Их стоит знать в лицо По данным российских экспертов, более 80 процентов пивного рынка России делят между собой пять транснациональных компаний:

Baltic Beverages Holding (ВВН). Создан в 1991 году специально для работы на рынке пива в странах СНГ в равных долях финской пивоваренной группой Hartwall PLC и шведско-норвежской компанией Pripps-Ringnes. Холдинг включает в себя ОАО «Пивоваренная компания Балтика», в которую входят 5 пивзаводов – в Санкт-Петербурге, Туле, Ростове-на-Дону и вновь отстроенные под Самарой и в Хабаровске. Холдингу принадлежат также красноярское ОАО «Пикра», ОАО «Вена» с заводами в Санкт-Петербурге и в Челябинске, ОАО «Ярпиво» из Ярославля и ОАО «Пивзавод Воронежский».

Sun-Interbrew (САН-Интербрю.) Штаб-квартира находится в Бельгии, создана в 2004 году для работы на рынке пива стран СНГ. Компания в разное время приобрела: ОАО «БулгарХмель» (Новочебоксарск), АО «Ивановская пивоваренная компания», ЗАО «Клинский пивокомбинат» и ещё 5 пивоварен в Курске, Перми, Волжском, Омске и Саранске. Ей же принадлежит завод «Тинькофф» в Пушкине.

Heineken, Нидерланды. Крупнейшая мировая пивоваренная компания, которой долгое время принадлежал только один российский пивной завод в Санкт-Петербурге. В течение 2004–2005 годов компания скупила 9 пивоварен в разных регионах России. В том числе «Пивоварни Ивана Таранова» (бренд ПИТ).

Efes Beverage Group. Турецкая компания построила два завода Эфес в Москве и в Ростове-на-Дону. Приобрела пивзавод в Уфе и компанию «Красный Восток» с заводами в Казани и Новосибирске.

SABMiller, ЮАР. В России компании принадлежит один завод – Калужская пивоваренная компания.