Власть в одиночку не справится

Оценить
Противостоять коррупции должно гражданское общество

Гражданское общество активней должно включаться в противодействие коррупции. С таким заявлением в минувший четверг в торгово-промышленной палате области выступил доктор экономических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Александр Богатиков.

С самого начала конференции о роли общества в противодействии коррупции Богатиков критически высказался о существующем законодательстве. По его словам, действие федерального закона о противодействии коррупции на протяжении двух лет не принесло конкретных результатов. «Необходимо если не доработать, то хотя бы приложить усилия в сторону его усовершенствования», – заявил эксперт.

Кто виноват и что делать? Эти два извечных вопроса становятся общим местом дискуссий по противодействию социальному пороку. Без конкретных имён и форм наказаний за проявления коррупции эти прения превращаются в пустую болтовню. По степени коррумпированности российское государство оказывается на страшных позициях. Но при этом, по словам профессора из Москвы, Россия входит в пятёрку стран, привлекательных для прямых иностранных инвестиций. «Парадокс? Нет, политика!» – прояснил ситуацию Александр Богатиков.

Особо профессор остановился на теме рейдерства: «Я понимаю озабоченность президента. По подсчётам многих специалистов, рейдерский рынок в 2008 году составлял 300 млрд долларов. Столько же прибавьте и по коррупции». Однако выполнение поручений президента по борьбе с этим злом, по словам Богатикова, не может не настораживать. Исполнение президентского наказа было поручено составным частям сегодняшнего следственного комитета. По словам докладчика, в 2009 году было «поднято» порядка 400 уголовных дел о рейдерских захватах. Некоторая часть была отправлена в суд. Однако спустя некоторое время антирейдерская кампания начала затухать.

«На сегодняшний день никто не знает, каковы реальные результаты работы этого ведомства. Суммарный опыт расследования уголовных дел рейдерской направленности ведомства невелик. Также он не соответствует масштабу распространённости этого преступного явления, превратившегося у нас в отдельный вид бизнеса», – констатировал Александр Богатиков.

Не доволен профессор и качеством экспертиз законопроектов на коррупциогенность. «В большинстве случаев они проводятся для имитации деятельности. Стало после них жить лучше? Ответ будет не всегда однозначным». «Имитационными кругами деятельности» назвал московский гость и работу правоохранительных органов, прокуратуры и других ведомств. «Обращаясь в милицию с жалобой о рейдерском захвате, предприниматель в большинстве случаев сталкивается с нежеланием заниматься его проблемой. Порой его дело просто разваливают», – говорил докладчик. Результаты нулевые. «Почему? Система не работает либо работает в имитационном режиме».

Александр Богатиков не рассматривает чиновников в качестве социальной силы, способной встать в авангарде борьбы с коррупцией. «Их так много и они так дружно борются с коррупцией, что скоро будут диссертации писать на тему «О мастерстве имитационной деятельности за казённый счёт». Предприниматели тоже вряд ли могут претендовать на роль борцов. «Они не основные игроки на коррупционном рынке. Правила игры устанавливают те, кто принимает и устанавливает решения», – перечислял федеральный эксперт. По мнению профессора РАНХ, без участия гражданского общества государству в одиночку справиться с таким злом не сможет. И потому власти необходимо инициировать гражданское общество, не мешать ему, взаимодействовать с ним и учиться с ним договариваться.

«Самое главное здесь – механизм включения гражданского общества как проектировщика новых отношений с властью. И этот механизм уже существует», – приоткрыл завесу профессор. Среди общественных организаций первой поднявшей тему рейдерства как национальной безопасности была Торгово-промышленная палата РФ. В эту организацию поступило множество заявлений от предпринимателей, пострадавших от рейдерских захватов, бездушия чиновников исполнительной власти, бездействия правоохранительных органов, прокуратуры и судов. Голос предпринимателей с помощью ТПП прозвучал на всю страну. Богатиков привёл саратовцам пример одного из российских городов, где предприниматели решили бороться за свои права. Сплотить их смогла местная ТПП. Таких палат в стране свыше 170. Но выступить объединительной силой могут не все. Поэтому нужен новый орган гражданского противодействия коррупции, который бы учитывал максимальное количество интересов и мнений.

Богатиков рассказал, что скоро будет зарегистрирована «Ассоциация ТПП безопасности предпринимательской деятельности». В неё вошли московская, тамбовская и новороссийская торгово-промышленные палаты. Судя по всему, сам Богатиков имеет какое-то отношение к новой организации, о которой так красиво говорил в Саратове.

В конференц-зале ТПП Саратовской области московского эксперта слушали около 70 человек. Это были представители экономического сообщества, преподаватели и студенты вузов.