«Я для народа»

Оценить
Губернатор здоров, свободен от уголовных преследований и знает, как решать проблемы

Губернатор Павел Ипатов на пресс-конференции в минувший четверг пообещал журналистам подумать о том, можно ли считать депутата Государственной думы Николая Панкова «готовым губернатором», и намекнул на большие перемены в саратовском правительстве, отметив «неэффективность отдельных членов команды».

У губернатора уже есть конкретные предложения по смене отдельных управленцев, «в том числе министров». «Хотя в принципе команда достаточно эффективна», – вернул журналистов к позитиву Павел Ипатов. Говорили в основном об управленческих успехах. И губернатор старался создать собственный положительный образ чиновника, для которого главное – народ и его самочувствие.

Радости и огорчения Павла Леонидовича

Губернатор Ипатов поддерживает президента Медведева и недавно подключившегося к нему председателя правительства Путина в их битве с коррумпированными чиновниками. При этом, в отличие от общества, которое «живёт ожиданием, что с коррупцией будут бороться», понимает, что сражения уже начались. Отсутствие громких результатов губернатор связывает с недостаточным профессионализмом правоохранительных органов при расследовании более сложных, чем взятка, видов коррупции. И ещё он надеется, что всё-таки заработает механизм проверки расходов чиновников.

Журналисты поинтересовались экспертным мнением губернатора о безопасности российской атомной энергетики в связи со страшной аварией в Японии. Бывший руководитель Балаковской атомной станции объяснил, что стал более критично смотреть на атомную энергетику: «Если японская атомная энергетика считалась самой надёжной и вот что получили». И неожиданно заявил, что не стал бы говорить о том, что с атомной энергетикой всё в порядке, «до проверки конкретных вещей, которые обеспечивают ядерную безопасность». Хотя проект БАЭС достаточно надёжен. И люди профессиональны.

Свой отстранённый взгляд на БАЭС губернатор подтвердил, открыв этим предприятием список тех, кто «химичит» с налогом на прибыль. По данным губернатора, БАЭС недоплатила около 200 миллионов рублей в областной бюджет. И это только самый крупный пример увода налога в тень. В списке у губернатора ещё почти два десятка таких налогоплательщиков. Среди них МРСК Волги, коммунальные предприятия.

Скрывать логику, на которой выросли подозрения, Павел Леонидович не стал. «Цена электроэнергии выросла на 20 процентов, а налоги на 20 процентов упали, – сказал он. И добавил, что проверки требует и соотношение торговых оборотов с зарплатами людей, занятых в этой сфере: – Объём торговли растёт, а зарплата людей падает». Это неправильное соотношение, по мнению губернатора, свидетельствует о том, что малый бизнес, после того как были резко подняты социальные страховые платежи, начал уводить зарплаты в тень. Он пообещал проверки и разбирательства на этом направлении.

Уровнем жизни людей губернатор вполне удовлетворён. «Если говорить о среднедушевых доходах населения, то они выросли практически на 10 процентов. Средняя зарплата чуть меньше чем на 10 процентов», – констатировал глава региона. При этом численность зарегистрированных безработных составила по итогам года около 19 тысяч человек. По этому показателю область вышла «на предкризисный год».

Павел Леонидович напомнил про такой показатель, как индекс качества жизни, и с удовлетворением сообщил, что в 2010 году год мы переместились по нему на 28-е место, хотя занимали 46-е. При этом, по словам губернатора, в области всё равно «проблем выше крыши, потому что люди хотят лучше жить». Основные усилия правительства для улучшения жизни населения концентрируются на

социализации бюджета. Расходы на социальные нужды составляют уже более 65 процентов. «В среднем в России меньше 50, – сказал Павел Ипатов. – То есть мы за последние годы для социальной защищённости наших граждан проделали очень большую работу. И мы сегодня практически лидеры в Российской Федерации по социальной защищённости людей. И это очень хорошо. Радует».

А огорчает губернатора то, что в кризисные годы не удаётся собрать достаточного количества доходов, «чтобы сбалансировать наши замечательные расходы». В 2010 году недобрали 1,5 миллиарда рублей. При этом все свои социальные обязательства всё же выполнили. За счёт заёмных средств и роста государственного долга области. «Мы знаем, как эту проблему решать, – успокоил журналистов Павел Леонидович. – Намечены пути соответствующие. Будем отдавать начиная с этого года и до 2015 года».

Спокойное отношение к проблеме долга, по словам губернатора, разделяют не все в области. Команду губернатора упрекают в неэффективном использовании бюджетных средств. Но он с этим взглядом не согласен. «Пока мы не видим каких-нибудь проблем по тратам. В отличие от наших некоторых товарищей, моих коллег из соседних субъектов, где за бюджетные деньги пытались дирижабли строить. Сотни миллионов рублей на дирижаблестроение пытались выделить, – сказал Павел Леонидович. – Мы очень внимательно смотрим за расходами бюджетных средств. За их эффективностью. Контрольные мероприятия специальные проводим. Можно вспомнить конфликт с городом Саратовом по поводу использования дорожных денег в прошлом году. Но мы эту ситуацию довели до конца. И то, что 119 миллионов рублей не были выплачены городу, – это как раз пример очень эффективного использования средств».

К этим 119 миллионам журналисты возвращали губернатора не один раз. Он подробно объяснял, что, хотя федеральные деньги на ремонт дорог в 2010 году направлялись непосредственно для Саратова, в законе была прописана схема, по которой контроль за эффективным расходованием этих средств возлагался на областной уровень власти. И по результатам проверок было выявлено или некачественное выполнение работ, или вовсе их отсутствие.

Но проверяющие из Генеральной прокуратуры России едут в Саратов не из-за дорожного брака (его должны исправить подрядчики работ), а проверять организацию работ по ремонту. Потому что, как сказал губернатор, было допущено много нарушений ещё на стадии объявления аукционов на определение подрядчиков. Однако в целом ремонтными работами он удовлетворён. А 119 млн рублей городу передадут по договорённости в этом году. Вместе с новыми деньгами, которые поступили в область.

Журналисты подбросили губернатору ещё один неприятный вопрос, про контроль за расходованием бюджетных средств, напомнив выводы Счётной палаты об огромном превышении сметы строительно-монтажных работ во время берегоукрепительных мероприятий. По данным журналистов, при укреплении берега Волги на участке между Бабушкиным взвозом и 2-й Садовой смета была превышена на 808 млн рублей. Павел Ипатов заявил, что это «абсурд полный», «заявление на публику», «попытка выдать чёрное за белое», а «цифры взяты с потолка». «Всего оплачено строительно-монтажных работ за несколько лет на 442 млн рублей. Там полный контроль, – уверял губернатор. – Методика нашей исключительной Счётной палаты заключается в том, что она видит то, что хотела бы видеть, а не то, что написано. А пояснения вообще не воспринимаются. Мы обычно наши разногласия решаем в суде. И большинство разногласий суды решают в пользу правительства Саратовской области».

Так же категорично были отвергнуты губернатором и подозрения общественников-депутатов-журналистов по поводу чрезмерного завышения стоимости строительно-монтажных работ физкультурно-оздоровительного комплекса в посёлке Ровное. Сказал, что это «крайне непрофессионально подготовленная тема». Сравнивать ФОК в Ровном с ФОКом в Горном – всё равно что сравнивать «мерседес» и «жигули».

Мы, ребята, во второй раз на грабли наступать не будем!

Открывая пресс-конференцию, Павел Ипатов отметил, что доходы бюджета в первом квартале 2011 года составляют 116 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года. Мы попросили уточнить, за счёт каких источников произошёл рост. Губернатор ответил, что выросли сборы от налога на прибыль и НДФЛ. Нас интересовало, почему же тогда депутаты областной думы недовольны бюджетными делами. Губернатор ответил развёрнуто: «Недовольство депутатов вызывает то, что при напряжённом бюджете они просят ещё больше его грузить. А мы сопротивляемся. Говорим: ребята, в том году была аналогичная ситуация. Мы пошли вам навстречу, мы грузили бюджет по всем вашим просьбам. Потому что мы точно так же, как и вы, хотели, чтобы люди жили лучше. Мы доподдерживались до того, что бюджет перегрузили. Мы рассчитывали, что доход от налога на прибыль будет больше. И полтора миллиарда не добрали. Поэтому в этом году не говорим в ответ на все предложения «Есть!». Мы, ребята, во второй раз на грабли наступать не будет. Мы сегодня определили приоритеты. И давайте так: мы одна команда».

Павел Ипатов сказал, что была создана этакая согласительная комиссия, на которой теперь предварительно обсуждаются все возможности бюджета. «А есть некоторые депутаты, у которых желание получить всё и сразу. Может, этим вызван негативный уклон по отношению к правительству. Но в сегодняшних условиях, ещё раз хочу подчеркнуть, не будет всего и сразу. Мы имеем темпы роста экономики значительно выше, чем в России. Но решить проблемы, накопившиеся за десятилетия, не выходит».

Попробовав вернуть Павла Ипатова к его чувству удовлетворения состоянием экономики и темпами роста бюджета, натолкнулись на жёсткую отповедь. «Я не сказал, что я доволен, – возразил губернатор. – Я сказал, что бюджет мы наполним в соответствии с планом. Но я считаю, что темпы роста должны быть более высокими. А если говорить о проблемах, то нужно чётко определить приоритеты: вот это сегодня, это завтра, это послезавтра».

Однако, как показал весь разговор губернатора с журналистами, с приоритетами пока не совсем определились. Были названы повышение зарплаты учителям по инициативе Путина, социальная ипотека, дороги. При этом дороги, как потом уточнил сам же губернатор, отошли сегодня на второй план. Поэтому по большому счёту губернаторское видение первоочередных мероприятий не особо отличается от депутатского, которое, по его же словам, «носит спонтанный, более эмоциональный характер».

Наш шутливый вопрос, кем себя считает губернатор, путинцем или медвединцем, или он тот теляти, который предпочитает сосать сразу двух маток, вызвал смех всей журналисткой братии и удивление Павла Ипатова. «Я – для народа», – сказал он. И добавил, что понимает акцент на выборы в сегодняшней ситуации, но, откровенно говоря, «особо не заморачивается на этот счёт», а ставит себе более прагматичную задачу: «обеспечивать губернаторскую работу на своём месте в Саратовской области».

Коротко о важном

Ситуация в Энгельсе осложняется наличием нескольких групп, которые боролись за свои интересы на выборах, а в настоящее время борются за место главы. Павел Ипатов считает, что призывы переизбрать выбранного главу ведут к раскачиванию ситуации.

Давать долгосрочные погодные прогнозы губернатор отказался. Сказал только, что к засухе готовились. Изменили структуру посевов, сделав упор на культуры, устойчивые к засухе. Увеличили число застрахованных от гибели урожая хозяйств. Решили уделять больше внимания мелиорации. На федеральном уровне сейчас готовится громоздкая и большая программа с мероприятиями в этом направлении. Саратовская область попросила Москву считать Приволжский округ пионерами и сделать для нас пилотный проект.

Губернатору, кстати, на этой пресс-конференции напомнили, что в одном пилотном федеральном проекте мы уже были. Журналисты хотели бы знать его итоги по развитию венчурного финансирования. Губернатор ответил очень невнятно. По сути журналистам было сказано только, что саратовское правительство, которое является соинвестором венчурного фонда, не довольно работой управляющей организации, и в начале года губернатор высказал это недовольство в письме. Но надежда на то, что «мы тему дожмем по венчурному фонду», у него ещё есть.

И убеждённость в верности своих позиций тоже присутствует. Журналисты попытались намекнуть губернатору, что «некоторые депутаты хотят отстранить его от власти». Губернатор ответил, что есть процедура законного отстранения от власти и её сегодня применить невозможно.

«Губернатор не совершил уголовного преступления. Не болеет. Позиции команды губернатора прочны, и мы нацелены на нормальную эффективную работу. А слухи опровергать не считаю нужным. Нет кризиса в этом жанре», – подытожил Павел Ипатов.