Помощь нерентабельным

Оценить
И 10 тысяч рублей для полного счастья

В минувший вторник итоги социально-экономического развития Саратовской области в 2010 году предложили обсудить членам экспертного совета при губернаторе.

Ведущий мероприятия советник губернатора Андрей Кондратьев попросил всех выступающих придерживаться одной схемы: подытожить работу правительства в уходящем году и обозначить задачи на будущее.

Из большого списка выступающих более-менее конструктивно высказались трое – депутат областной думы Леонид Писной, заместитель председателя правительства области Дмитрий Федотов и председатель совета директоров ОАО ФСК «Русское поле» Дмитрий Удалов.

«Могла быть и хуже, – оценил работу правительства за год Леонид Писной. – С учётом антикризисных мер основные отрасли от стагнации удалось спасти». Намеченные администрацией области ориентиры Леонид Писной считает правильными. Но его пугают финансовые перспективы региона. Бюджетный рост должен быть, по его мнению, более амбициозным. Но этому мешает парадокс российской бюджетной системы, в которой быть середнячком – самое неприятное. А Саратовская область – именно середняк. Середнякам достаётся меньше всего бюджетных средств из вышестоящего бюджета. И поэтому середнякам, и Саратовской области в том числе, не остаётся ничего другого, как наращивать долги, чтобы закрыть «принятые на себя и согласованные с депутатами меры социальной поддержки людей».

Это «слева», сказал эксперт, а «справа»… Но договорить ещё об одной опасности, мимо которой пробирается корабль под управлением правительства Саратовской области, Леониду Писному не дали. Напомнили о регламенте. Он быстро свернулся и сделал вывод о том, что формула успеха, в общем, проста: «экономика – для бюджета, бюджет – для экономики».

С этой формулой не совсем согласился Дмитрий Федотов. Он, видимо, понял, о чём не договорил предыдущий оратор. Поэтому своё выступление Федотов начал с того, что для людей важно понятие социальной стабильности. А для достижения стабильности нужно создавать условия для привлечения инвестиций в регион, на них развивать производства, а от производств получать необходимые средства в бюджет, на которые и обеспечивать стабильность. На областном уровне сделано всё возможное по привлечению инвестиций. И регион в целом подводят сейчас муниципальные власти, у которых то ли нет стимулов для работы в этом направлении, то ли с ментальностью что-то не то. Вот именно это слабое звено нужно и укрепить в ближайшее время. А ещё поработать над тем, чтобы социальная поддержка людей стала адресной.

Дмитрий Удалов говорил о хлебофуражном балансе. В производство трёх миллионов тонн зерна вкладывается 15 миллиардов рублей. При этом большинство из этих инвестиций – частные. Правительство имеет к ним малое отношение. Если только помогая «зарывать деньги в землю и бескорыстно и корыстно». Основным могильщиком были названы страховые компании. На неправильном размещении посевов в области они зарабатывают до 500 процентов в год. По мнению Дмитрия Удалова, если даже на 10 процентов изменить хлебофуражный баланс, можно рассчитывать на значительную экономию бюджетных средств.

– А хлеборобы? Что на это нам скажут хлеборобы? – с ехидцей наклонил голову заместитель председателя правительства Данилов.

– Хлеборобы однозначно скажут: вы нас не любите, – не стал выкручиваться автор смелого предложения не страховать за государственный счёт часть земель, не пригодных для земледелия. И ему в ответ с улыбкой и укоризненно закивали.

А потом Алексей Данилов назидательно сказал, что «есть отрасли, которые абсолютно нерентабельны, но они будут существовать, пока будет существовать государство».

И это означало, что социальные расходы в области всё так же останутся основными. И продолжит торжествовать справедливость для бедных: по крошечке, но всем. Именно это, наверное, поняла министр информации и печати Наталья Есипова. Но её грустная история про женщину из Перелюбского района, которая выглядела на 20 лет старше своего 30-летнего возраста и мечтала о 10 тысячах зарплаты для полного счастья, лишь на минуту омрачила общий бодрый дух собравшихся. Потому что численность населения области с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2010 году снизилась до 17,3 процента в отличие от 19,5 процентов в 2009 году.