Тем временем всего в километре от Сколково…

Оценить
Дискуссия простых людей об элите

Саратов стал двадцать восьмым регионом, где состоялся форум «Стратегия-2020. Региональный аспект». Структура мероприятия такова: заседания четырёх секций с участием московских модераторов, саратовских лидеров общественного мнения и экспертов, а также публики. Публику, как и на многих других подобных мероприятиях, представляли студенты саратовских вузов.

Форум коротким вступительным словом открыл губернатор области Павел Ипатов. Напомнив собравшимся, что «Стратегия-2020» была разработана в 2008 году и, несомненно, представляет собой документ огромной важности, Павел Леонидович подчеркнул, что стратегия – не застывшая догма и должна постоянно актуализироваться. Ещё губернатор с гордостью подчеркнул, что именно на основе «Стратегии-2020» разработана стратегия развития области до 20-го года, а может, и на более длительный срок. Затем вместе с одним из организаторов форума заместителем председателя ЦИК ЕР Андреем Ильницким Павел Ипатов ударил в маленький колокол – рынду. Это символизировало начало мероприятия.

Слегка либеральный разговор

Первая секция называлась «Новая элита: роль бизнеса в модернизации страны и региона». Кстати, сам факт существования элиты подтверждался наличием двух гардеробов – один для всех, другой для VIP-персон. Хотя надо честно сказать: мало кого из приглашённых можно было отнести к элите. Разве что членов президиума. Впрочем, каждый волен думать о себе, что именно он и есть цвет нации или на худой конец гордость и слава региона.

Заседание строилось по такому принципу: сначала модераторы говорили о своём видении проблемы, потом предполагалось, что местные участники в коротких двухминутных выступлениях будут давать предложения по теме. Характерно, что московские гости далеко не ко всем выступлениям саратовских участников отнеслись благосклонно, некоторых достаточно жёстко ставили на место. Больше всех досталось руководителю «Молодой гвардии» Василию Артину. Но обо всём по порядку.

Итак, модераторы первой секции: Ольга Крыштановская, генеральный директор института прикладной политики, доктор, профессор и руководитель сектора изучения элит института социологии РАН; уже представленный нами г-н Ильницкий; Валерий Драганов, первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности; Андрей Зверев, генеральный директор ОАО «Российская электроника», входящего в состав гигантского объединения «Ростехнологии».

Гости продемонстрировали невиданную для наших краёв широту политических взглядов. Андрей Ильницкий подчеркнул, что модераторы, несмотря на принадлежность к правящей партии, вовсе не претендуют на обладание истиной в последней инстанции, наоборот, они рассматривают форум как площадку для всех политических сил. Подбадривая собравшихся, г-н Ильницкий говорил о том, что у участников форума будет возможность повлиять на политику страны. В последнее верилось слабо.

Ольга Крыштановская для начала дала определение элиты: это те люди, которые добились максимальных успехов в своей сфере и определяют политику страны. И тут же добавила, что российская элита сейчас испытывает кризис легитимности, попросту далеко не все считают, что наша элита или те, кто сам себя к ней относит, на самом деле являются cream of society – сливками общества. Такое же скептическое, подозрительное отношение существует в российском обществе и к представителям бизнеса. Для нашего сознания аксиомой стали положения: бизнес нечестен, бизнес коррумпировал власть.

Г-жа Крыштановская подчеркнула, что, не преодолев негативное отношение общества к предпринимательству и предпринимателям, мы не сможем осуществить модернизацию. А не будет модернизации – не станет и страны. При этом было подчёркнуто, что речь идёт о ненасильственной модернизации, ибо на модернизацию насильственную – по лекалам Петра Первого или товарища Сталина – в России просто нет человеческого ресурса, а в обществе нет страха.

Возьмёмся за руки, друзья?

Без чего ещё невозможна модернизация? Без консолидации элит. Точнее, пяти элитных групп. Это политики – создатели и носители идеологии; чиновники – в хорошем смысле этого слова, то есть управленцы; силовики, которые должны быть согласно некой светлой идее участниками модернизации, а не препятствием для неё; креативный класс – экспертные сообщества, в том числе представители СМИ; и, наконец, бизнес. Если хоть одна элитная группа выпадает из этой когорты, ненасильственная модернизация невозможна.

Согласно теориям так оно и есть. Но вот автору этого отчёта никак не видится возможным тесное и плодотворное единение наших политиков, наших же чиновников, господ полицейских, экспертов – к примеру, тех же журналистов, политологов и предпринимателей. Посему относительно будущего модернизации появляются не самые радужные прогнозы. Кстати, сами господа модераторы говорили в принципе о том же: например, что, согласно некоторым данным, до двадцати процентов представителей среднего бизнеса «ушли в кэш», то есть продали свои бизнесы и предпочли нашим берёзкам магнолии Средиземноморского побережья или другие комфортные для жизни края. Андрей Зверев, как представитель бизнеса, объяснил этот тренд поведением чиновников, которые способные извратить любую идею, подменить дела пустыми лозунгами, понастроить административных барьеров. Если вспомнить сказанное чуть ранее, то получается, что ради модернизации мы должны объединяться с самыми антиреформистски настроенными монстрами.

Впрочем, от модераторов можно было услышать и другие интересные вещи. Так, тот же г-н Зверев, рассуждая о преимуществах российского госкапитализма, говорил, что государственные предприятия избавлены от таких язв нашего времени, как административные барьеры, произвол правоохранительных органов и коррупция. Оказывается, у руководителей госкорпораций в их деятельности нет такого мотива, как личное обогащение. Движет ими исключительно стремление к удовлетворению собственных амбиций. Интересно, как соотнести сказанное с многочисленными коррупционными скандалами именно в госкорпорациях и госучреждениях?

Свой взгляд на элиту – весьма неожиданный для генерал-полковника – оказался у Валерия Драганова. По его мнению, элита – это Лихачёв, Лотман, Сахаров, Ландау, но не смазливые девушки, поучающие в телевизоре народ, как ему, народу, жить. Кого имел в виду г-н Драганов – Ксению Собчак, Анну Чапман, Анфису Чехову? Потом он довольно путано объяснял, что такое элита среди депутатов, и тут Ольга Крыштановская прервала его грустной репликой: правящая элита в стране есть, а вот социальной нет, дыра зияет, нет сейчас таких людей.

И тут наконец включился зал. Последовал вопрос с явной обидой: почему среди элитных групп не названы учёные. Я так понял, что имелись в виду прежде всего учёные гуманитарии, а ещё конкретнее – учёные политических наук. Крыштановская объяснила свою точку зрения: часть гуманитариев (надо понимать, лучшая) просто не у дел, а остальные обслуживают власть разных уровней. Но это уже не наука, а род бизнеса. (Ещё раз добавим от себя: бизнеса под девизом «Чего изволите».)

Девушка без адреса

Модераторы оставили саратовцам не так много времени для выступлений и предложений. Сами же предложения наших участников форуму можно с некоторой долей условности разделить на четыре части.

Первая: предложения, безоговорочно одобренные, которые обещано учесть при дальнейшей актуализации стратегии. К таким можно отнести выступление детского хирурга профессора Дмитрия Морозова. Он говорил о том, что при формировании российской политики не хватает экспертной оценки, авторитетного мнения сообщества экспертов. К этой же категории отнесли и предложение Станислава Болдырева из СГТУ о необходимости разработки федерального закона об инновационной деятельности.

Вторая часть предложений, по мнению модераторов, несомненна, была интересна, но нуждалась в конкретизации на стадии внедрения. Например, бизнес-эксперт Владимир Турман говорил о дефиците знаний начинающих бизнесменов, о том, что они даже файл в формате PDFраскрыть не могут. Его спросили, как конкретно это можно исправить. Сошлись на варианте необходимости организовывать что-то вроде летних лагерей. Тот же Селигер, но с пользой для общества и конкретных людей. Представитель ЛДПР Антон Лоховицкий был всерьёз озабочен абсолютной пассивностью подрастающего поколения. «Может, уроки гражданской активности вводить в школах?» – предложил он. Можно-то можно, только как уместить их в новые образовательные стандарты? Там ведь такие важные обязательные предметы, как ОБЖ, и таинственный курс «Россия в мире».

Часть предложений, в которых, может, и было зерно здравого смысла, но носили они, по мнению модераторов, слишком локальный характер, авторам предложили рассмотреть вместе с министром строительства Денисом Филипповым, который представлял областные власти на этой части форума. Забавно, но за полтора часа дискуссии г-ну Филиппову удался значительный карьерный рост. Сначала его называли заместителем председателя правительства, а под занавес вообще поименовали вице-губернатором.

И на десерт – предложения, вызвавшие отторжение президиума. Как ни странно, оба сделали однопартийцы модераторов, то бишь единороссы. Сначала Роман Дементьев, гордо представившийся как «заместитель руководителя приёмной председателя партии», но партии при этом не обозначивший, рассказал о своих трудностях. Дескать, люди не умеют жить, идут к ним в приёмную с вопросами личного характера. Чтобы никто не отвлекал сотрудников приёмной от исполнения их высокой миссии, г-н Дементьев предложил ввести обязательное страхование жизни и имущества. На секунду показалось, что г-н Дементьев представляет интересы не правящей партии, а консорциума страховщиков. Модераторов такая озабоченность собственным спокойствием не впечатлила.

Главный молодогвардеец области Василий Артин как всегда постарался блеснуть красноречием. Говорил он примерно следующее: «Почему мы приехали сюда? [На форум. – Д. К.] Потому что знали, куда едем, а куда едет страна?» Короче, киносеанс ретрофильмов. Сегодня на экране – «Девушка без адреса». Дальше было ещё красивше: «Энергия мира не направляется в Россию. Парадигму надо выработать». Необходимо, продолжал г-н Артин, гордиться собой, и научать этой гордости надо с детского возраста.

Затем последовал уже известный рассказ о программе «Россия – лидер» – это предмет гордости вожака саратовской МГЕР. Но она не для «пятидесятилетних дяденек», зачем-то предупредил Артин. Президиум, который как раз состоял из дяденек и тётенек именно этого возраста, призывам Артина не внял. «ЧуднО слышать от вас вопрос, куда мы идём! Изучайте матчасть! Читайте выступления руководителей страны!» Закралось опасение, что молодая звезда партии, увлёкшись собственными идеями, не изучает и не конспектирует труды своих лидеров. Куда катимся? Тем временем г-н Ильницкий продолжил курс политработы: «Просите: «Когда вы нам идею дадите?» Но если мы будем вам навязывать идеи, то исполнение их будет рабское. Вы придумали «Россию – лидер», вы её и осуществляйте!» Василий, не ожидавший столь жёсткого афронта, пытался что-то возразить, но его уже не слушали.

Засим подвели итоги. Денис Филиппов, так и не раскрывший свою настоящую должность, быстренько свернул свою речь к описанию сверкающих далей будущего. Счастье придёт к нам вместе с потоком инвестиций в рамках частно-государственного партнёрства. При чём тут элиты, было не совсем ясно. Зато Ольга Крыштановская подвела итоги в совершенно другом ключе. Она вдруг заговорила о том, что в километре от центра модернизации Сколково в поселениях нет канализации. Это средневековье! Ждать нельзя. Или модернизация, или смерть!

Жители Саратовской губернии, считающие сортиры во дворе, да ещё в деревне, делом обычным, не отреагировали. И вообще, показалось, что многие не сочли мероприятие столь важным, каким его афишировали. Мой сосед по дискуссионному столу сказал с горечью: «Никому ничего не нужно». Но вряд ли могло получиться иначе: столько лет отваживали людей от активной жизни, мол, мы элита, всё за вас решим, и тут вдруг обратились за советом. Что-то подсказывает, что и сейчас наши советы на самом деле не так уж и нужны были.