Лёд тронулся

Оценить
Администрация города итожит бюджетную динамику

Вчера председатель комитета по экономике администрации Саратова Алексей Санников отчитался на городской коллегии об итогах экономического года. Доклад чиновника подтвердил, что администрация качественно изменила свою работу по формированию доходной базы.

В отчёте председателя комитета было много цифр, но они не заслоняли действительность, как это принято у чиновной братии. Каждая из них итожила реальные административные усилия.

В прошлом году в реестре муниципальной собственности зарегистрированы 349 зданий и помещений, спортивные комплексы стадионов «Авангард» и «Спартак», оздоровительный лагерь «Звёздочка», 800 объектов теплообеспечения Саратова. В администрации убеждены, что только тщательный учёт городского имущества позволит рассчитывать на увеличение доходов в городской бюджет. Зная своё хозяйство, легче ориентироваться, чем выгодно управлять самостоятельно, что следует продать, а что сдать в аренду.

37 объектов муниципальной собственности было продано в 2010 году. Вырученными от продажи деньгами удалось пополнить бюджет города на 103,4 млн рублей. Гораздо больше в доходную часть бюджета удалось собрать от сдачи имущества в аренду. Доходы от сдачи в аренду нежилого фонда составили 182,4 млн рублей, или 111,2 % от планового задания. 158 муниципальных объектов до 2010 года пустовали. Им нашли пользователей и сдали. На начало 2011 года действует 733 договора аренды.

Всего от использования муниципального имущества в городской бюджет поступило 329 млн рублей – почти на 28 млн больше итога 2009 года и на 9 % выше запланированного. По решению депутатов городской думы арендная ставка на пользование муниципальным имуществом не менялась, и значит, прирост обеспечен большим числом заключённых договоров.

Работа администрации по взысканию долгов тоже дала свои результаты. Было подано 105 исков об уплате просроченной арендной платы за землю. По судебным решениям удалось получить почти 32 млн рублей. Вопреки уничижительным заявлениям со стороны областной власти о бездарном управлении землёй на городском уровне, отчётные цифры рисуют вполне живую и динамичную картину хозяйствования.

Поступления от использования земельных участков в 2010 году составили 507,4 млн рублей, что выше плана на 25 млн. Основную долю в поступлениях занимала арендная плата за земельные участки – почти 436 млн рублей. Муниципалитет продолжает оформлять землю в собственность. Расторгает старые договоры, по которым не поступают платежи, и заключает новые в надежде на пополнение бюджета. На начало года действовало более 25 тысяч договоров аренды на земельные участки. Почти тысяча из них свежезаключённые.

Ещё одним способом «работы» городской земли является налогообложение. В 2010 году сформированы и поставлены на кадастровый учёт 633 земельных участка под многоквартирными домами. В 2011 году их поставят на налоговый учёт, и после этого бюджет Саратова может рассчитывать ежегодно на 65 млн дополнительных рублей.

В 2009 году в Саратове было семь убыточных муниципальных предприятий. В 2010 году в практику были введены регулярные отчёты по исполнению разработанной для каждого предприятия программы финансово-хозяйственной деятельности. Под контроль городской администрации были поставлены все крупные сделки. Пересмотрены штатные расписания предприятий. По итогам 2010 года к числу убыточных предприятий можно отнести только четыре. В 2010 году были приняты тарифы на оказание платных услуг для 83 муниципальных учреждений. Доходы от платных услуг составили в результате 331 млн рублей.

Задачи наступившего года были сформулированы кратко. Начать сбор платежей за землю с собственников помещений в жилых домах. Усилить направление претензионно-исковой работы с землепользователями и арендаторами. Отработать новую систему взаимоотношений между структурными подразделениями администрации и бюджетными учреждениями. Разработать и внедрить регламенты предоставления муниципальных услуг физическим и юридическим лицам. Это поможет устранить избыточные административные барьеры.