«Ближнему защита»

Оценить
Служба борьбы с пожарами в Саратове возникла более двух с половиной веков назад

Саратовские историки подсчитали, что в старину Саратов полностью выгорал более пятнадцати раз. Зафиксированы страшные пожары зимой 1613–1614 , в 1693, 1712, 1754, 1774, 1800, 1811, 1855 и других годах. Город полыхал, будучи расположенном и на левом, и на правом берегу Волги.

Открытка с видом на пожар

Вот каким увидели пожар 1712 года летописцы. «Город Саратов выгорел весь без остатку, и церкви Божии сгорели, и всяких чинов городские жители из своих домов в одних платьишках, кто в чём ходил – остались, а дома наши и всякие пожитки сгорели без остатку. А иные жители погорели до смерти, и в воде перетонуло многое число». Погибло более 150 человек.

Иногда причиной возгораний были прямые поджоги. Известно, что в пожаре 4 июля 1800 года были заподозрены солдаты и школьники-кантонисты, за что командир гарнизонного батальона подполковник Гартог был отдан императором Павлом Iпод суд.

Особенно часты были пожары летом 1855 года, когда почти всё население Саратова, боясь поджогов, кочевало биваком в палатках за городом, где теперь находится железнодорожный вокзал. Знаменитый пожар этого года даже описан в «Автобиографии» известного историка Костомарова, находившегося в Саратове с 1845-го по 1858 год. Тот огонь истребил разом почти половину города, дойдя до Театральной площади и Липок.

На всю Волгу прогремел пожар на пароходе «Савин» в мае 1914 года. Пароход стоял у пристани Купеческого пароходства и вдруг средь бела дня загорелся. Кто-то обрубил чалки судна, и оно поплыло горящим факелом, поджигая ниже расположенные пристани. Из парохода выливалась горящая нефть, которая запалила ещё две баржи с кирпичами. От пристаней огонь передался товарным складам пароходных обществ около села Кокуева. Через час прибыли из Увека железнодорожные пароходы «Третий» и «Первый» и потушили горящую баржу с кирпичом, а затем пристани. За это весь личный состав пароходов получил денежную награду и благодарность.

А пожар 20 июня 1811 знаменит не только масштабами (уничтожил 1380 домов, 360 лавок, амбаров, складов, много судов с товаром на пристанях), но и тем, что послужил поводом к утверждению в следующем году нового плана города, основы нынешнего Саратова.

В общем, Саратов так прославился своими пожарами, что даже была выпущена серия почтовых открыток с видами пожаров и пепелищ.

Чтобы хоть как-то обезопасить себя, зажиточные люди обзаводились страховыми полисами на случай пожара. Так, в музее ГУ МЧС России по Саратовской области хранится подлинный полис саратовского купца Ивана Тимофеевича Куприянова, который в 1880 году застраховал всё своё имущество на сумму три тысячи рублей, большие по тем временам деньги. Купец Куприянов жил на Михайловской улице (ныне Вавилова).

Зачем пожарному усы

Впрочем, не только в Саратове – по всей России люди не умели бороться с огнём. Хотя ещё в 1649 году, после принятия Соборного уложения царя Алексея Михайловича, в Москве был принят Наказ о градском благочинии, который гласил об организации первых пожарных общин.

Покопавшись в трудах саратовской учёной архивной комиссии, историки выяснили, что первая пожарная команда в нашем городе появилась в 1754 году, а первым брандмейстером предлагается считать прапорщика Чуфарова, приставленного к единственной заливной трубе. (Соляное комиссарство определило, что для Саратова довольно одной трубы – «по неважности города».)

Но деревянные дома по-прежнему тушить не успевали, и было решено приступить к устройству «в лучшем виде пожарных инструментов и команды…» Эту обязанность возложили на бывшего полицмейстера Ищейкина, бойкого и сметливого человека. И тот с заданием справился с честью. Были куплены пожарные инструменты, лошади хорошего качества. У каждой пожарной части были лошади своей масти: в первой – серые, во второй – вороные, в третьей – гнедые, в четвёртой – рыжие. Так что встречные прохожие по лошадиной масти могли определить, где горит. Кстати, у возницы такой пожарной линейки имелся длинный хлыст, чтобы разгонять зевак, мешающих проехать по узким улочкам.

Пожарная команда состояла из вольнонаёмных и дворовых людей, которых помещики отдавали для исправления за дурное поведение. Потом в огнеборцы стали набирать военных из нижних чинов.

Одним из основных правил при трудоустройстве в первые пожарные общины было наличие усов, и чем усы были пышнее, тем лучше. Для чего? Чтобы не угореть, пожарные того времени смачивали усы слюной и засовывали себе в нос, таким образом частично предохраняя органы дыхания от продуктов горения.

В музее МЧС представлены пожарные средства защиты разных лет. Руководитель музея Елена Васильченко показывает прообраз современного противогаза, так называемую маску Кенига – массивный металлический шлем килограмма три весом, такие использовались сто лет назад. Глаза защищали очки, для дыхания по трубке в маску поступал воздух. По другой трубке подавалась вода для охлаждения, которая разбрызгивалась через отверстие на макушке шлема, так что огнеборец становился похож на небольшой фонтан. Маска Кенига прослужила недолго. Уж очень неудобно было её обслуживать – и воздух, и вода нагнетались обычными ручными мехами.

В экспозиции представлен ряд копий дореволюционных пожарных касок с эмблемой: скрещённые топорики и пожарный ствол посередине. На касках вытиснено: «Богу хвала, ближнему защита, царю слава». Их отливали из хромированной латуни и никеля. Сейчас шлемы пожарных изготавливают из лёгких современных материалов, которые выдерживают температуры от -40 ºС до +60 ºС, на них можно крепить пульт управления радиостанцией, дыхательный аппарат, фонарь, видеокамеру.

А вот пожарный телефон в музее настоящий, уверяет Елена Васильченко, он висел в здании ТЮЗа на улице Киселёва. Правда, в те времена там располагался клуб строительных подрядчиков. Достаточно было взять трубку и напрямую связаться с пожарной частью города.

С высоты Хвалынской каланчи

В начале ХХ века в Саратове существовало уже пять пожарных команд, располагавшихся по улицам Немецкой (ныне проспект Кирова) и Ильинской (ул. Чапаева), Соборной, Введенской (ул. Григорьева), Соколовой и Жандармской (современная ул. Хользунова). В пожарных частях имелись трубные ходы, рессорные рукавные возки, прорезиненные рукава, стендеры различных типов (металлические колонки, устанавливаемые на подземный водопроводный кран для подачи воды в пожарный рукав), механическая лестница на 9 саженей длины (примерно 20 метров).

В 20-е годы пожарная охрана Саратова находилась в ведении губернского коммунального хозяйства (Губкомотдел). В 1922 году в городских пожарных частях имелось 110 лошадей, три паровые машины, шесть машин ручных на летнем и зимнем ходу.

Развивалась пожарная служба и в уездных городах: Вольске, Балашове, Петровске, Хвалынске. Пожарная часть Хвалынска была основана в 1781 году. Сначала это было деревянное здание, а в 1896 году по новому проекту создана кирпичная конструкция с пожарной каланчой высотой 26 метров. Внутри узкая винтовая лестница, вверху смотровая площадка, по ней – по кругу – непрерывно ходил дозорный, сменяемый каждые два-три часа. Заметив огонь, он бил в колокол, пожарные съезжали вниз по металлическим столбам, запрягали лошадей и мчались на пожар. В этом старинном здании с каланчой и сейчас размещается пожарная часть, только вместо лошадей в конюшнях – машины в гараже. Такое же архитектурное наследство досталось пожарным Петровска.

После окончания гражданской войны пожарному делу стали уделять больше внимания. В апреле 1918 года был подписан Декрет об организации государственных мер борьбы с огнём. Через 10 лет пожарную охрану города обеспечивали пять пожарных частей, имеющих автонасосы, механические лестницы, паровые машины и автомашины. Первые автомобили закупались за рубежом. В 1925 году в Москве на автомобильном заводе сконструировали первый российский пожарный автомобиль на шасси итальянского фиата АМО-Ф-15.

На войне – как на войне

С первых дней Великой Отечественной войны служба пожарной охраны в Саратове была перестроена в соответствии с условиями военного времени. Фашисты усиленно бомбили железнодорожный мост, шарикоподшипниковый, авиационный, нефтеперерабатывающий заводы. Только за 1942 год на Крекинг было сброшено более 20 тысяч зажигательных бомб!

При тушении пожаров нефтебаз и нефтеперерабатывающего завода в 1942 году погибли восемь рядовых из саратовских пожарных частей № 9 и 7, а также начальник ВПЧ-9 Мищенко, смертельно ранен был его заместитель Краснобельмов. Известно, что Мищенко за мужество и героизм был награждён орденом Красной Звезды посмертно.

Крупные пожары, вызванные бомбардировками нефтебаз Увек, Улеши, НПЗ, завода «Комбайн» в июне 1943 года, были потушены благодаря мужеству и нечеловеческим усилиям саратовских пожарных. Поставка нефти фронту не прекращалась.

Двое саратовцев были удостоены званий Героя Советского Союза: заместитель начальника пожарной части Калининска Павел Чиркин (посмертно) и командир отделения саратовской ВПЧ-3 Александр Гнусарев – за мужество и героизм при форсировании Днепра.

Не перевелись герои и в мирное время. В октябре прошлого года президент Медведев наградил орденом Мужества саратовских пожарных – Алексея Навознова и водителя смены пожаротушения Алексея Маркина, отличившихся летом во время тушения лесных пожаров под Нижним Новгородом.

Каждый четвёртый без прикрытия

В 2002 году государственная противопожарная служба вошла в состав МЧС Саратовской области, а с 2005 года – в ГУ МЧС России по Саратовской области.

По сведениям ГУ МЧС России, ежегодно в нашем регионе происходит более 2500 пожаров, гибнет порядка 300 человек. В 2010 году количество пожарных постов на территории Саратовской области достигло 70. Всего же работает 356 подразделений с общим количеством личного состава 5561 человек, 726 единиц основной и специальной техники.

Из 1857 населённых пунктов остаются неприкрытыми пожарными подразделениями 493 (26,55 процента), сельские, в них проживает 144621 человек.

***

Самые серьёзные пожары современного Саратова

В январе 2004 года горело административное здание по улице Посадского, 247/249. Площадь пожара – 870 кв. метров, с огнём боролись 73 пожарных.

В 2006 году сгорел второй этаж знаменитого саратовского Дома книги на проспекте Кирова.

В мае 2007 года от огня сильно пострадало здание управления Приволжской железной дороги.

В ноябре 2009 года на набережной полностью сгорел пивной ресторан «Брудершафт». Кроме того, в 2000-х в центре города горели торговые ряды, магазины, торговые центры, частные дома.

Но, пожалуй, самый сильный и разрушительный для саратовской культуры пожар произошёл в 2006 году, когда полностью выгорел концертный зал филармонии. Зал не спасло даже то, что огнеборцы базируются буквально в двух шагах от здания филармонии.