Спасите нашу школу!

Оценить
Ершовские учителя обратились за помощью к Путину.

Принять участие в «телелотерее», как окрестили четырёхчасовое общение премьер-министра с народом медийщики, педагоги решили от безысходности: разгильдяйство местных чиновников довело ершовцев до точки кипения. Кстати, по количеству вопросов, поступивших премьер-министру России в ходе онлайн-конференции, Саратовская область наряду с Москвой находилась в лидерах. Сдаётся, неспроста…

«Почему перестали строить Ершовскую среднюю школу № 1?» – бегущей строкой этот вопрос в течение минуты мелькал на экранах российских телезрителей во время прямой трансляции. Внимание премьер-министра он, правда, так и не привлёк: не разглядели в нём крика души сотен учеников, педагогов школы, которые таким образом решили достучаться до совести власть имущих.

Построить, нельзя отремонтировать?

Когда в 2008 году было объявлено о строительстве нового здания Ершовской средней школы № 1, образовательное сообщество района вдохнуло с облегчением. О проблемах старейшего в городе учебного заведения (не так давно ему исполнилось 70 лет) знали многие.

За более чем полувековую историю капитального ремонта в ней не было ни разу. Помимо этого, в школе нет спортивного зала (его функцию выполняет комната для занятий спортом общей площадью 100 кв. м), отсутствует актовый зал, нет полноценных учительской и столовой (вместо неё – комната площадью 34 кв. м), а мастерская, библиотека расположены в отдельно стоящем здании. Но это не преступная халатность строителей и проектировщиков.

«Дело в том, что здание школы нетиповое, – поясняет руководитель школьного музея, учитель истории Вера Султанова. – На улице Ярмарочной сегодня должен был стоять госпиталь, но в 1939 году нужнее оказалась школа. Перепрофилированное школьное здание проектной мощностью в 250 учащихся на протяжении практически всей своей истории было переполнено и работало в две-три смены».

С течением времени к проблемам нетипового здания прибавилась проблема его обветшалости: стёртые ступеньки, трещины, отваливающаяся штукатурка. Но построить новую школу местным чиновникам показалось более простым, чем капитально отремонтировать старую. В октябре 2008 года, к всеобщей радости педагогов, учащихся, родителей было начато строительство нового здания школы.

Два корпуса для начальной, основной и средней школы, здание спортивного зала, бассейн, собственный стадион – всё это значилось в генеральном плане, но интересы детей были отложены в дальний ящик. После возведения корпуса для младших классов строительство школы медленно сошло на нет, да и земля в центре города, предназначенная по проекту для школьного стадиона, была отдана под строительство физкультурно-оздоровительного комплекса.

«А тебе это надо?»

Удивительно, что факт приостановки строительства школы ни районные, ни областные власти не признают. Официально оно продолжается, о чём со страниц местной газеты «Степной край» радостно продолжают рапортовать чиновники и наверняка ставить галочки в своих отчётах. Между тем давно снят ограждающий забор, а с 13 декабря 2010 года и круглосуточная охрана здания. Снята электроподстанция, отключено ночное освещение, вывезен вагончик сторожей, самое страшное – срезаны решётки с окон и дверей первого этажа.

«Мы столько лет обивали пороги чиновников, – со вздохом признаётся директор школы Геннадий Лепехин, проводя экскурсию по недостроенным кабинетам и коридорам, – столько ждали этого строительства! Не представляете, насколько больно теперь наблюдать, что все наши усилия оказались напрасными. Не знаем, чем заслужили к себе такое наплевательское отношение. Сейчас даже территория стройки не огорожена, а рядом же дети занимаются! Тут и колодцы канализации, и открытые подвальные помещения с системой канализации и отопления, в самом здании – неогороженные лестничные пролёты, незакреплённые пластиковые окна, батареи отопления, на чердаке находится более 100 кубических метров специального утеплителя. Для грабителей, что ли, всё это оставлено?»

О факте снятия охраны с объекта директор сообщил в отдел образования местной администрации, главе администрации Ершовского муниципального района, главе Ершовского района, прокурору... Только вот адекватной реакции со стороны местных чиновников не последовало. Геннадий Николаевич признаётся, что в одном из кабинетов у него цинично поинтересовались: «А тебе это надо?!»

А нам это надо!

Очевидно, что строительство нового здания школы на 525 мест могло решить целый комплекс проблем центрального микрорайона города. Во-первых, существенно разгрузить переполненные остальные четыре школы. Во-вторых, в историческом здании школы мог бы разместиться центр дополнительного образования.

«Конечно, мы понимаем, что школа – это не только красивое здание и новая крыша, пластиковые окна и отремонтированный спортзал. Школа – это особый, живой организм, коллектив учителей, учащихся и родителей, совместная деятельность которых даёт результат, но хотелось бы, чтобы форма соответствовала содержанию, – говорит директор школы Геннадий Лепехин, почётный работник общего образования. – Ведь несмотря на стеснённые условия, коллектив учителей нашей школы, среди которых 33 процента имеют высшую квалификационную категорию, делает всё возможное для повышения уровня образования ребят».

Школа является базовой, имеются два профильных класса (физико-химический и социально-гуманитарный). Ежегодно школа в числе призёров в командном первенстве на муниципальной предметной олимпиаде; учащиеся школы – неоднократные призёры и победители областных научно-практических конференций и олимпиад; детская школьная организация на протяжении шести последних лет – победитель районного конкурса «Лидеры Заволжья». Это единственное учреждение в районе, которое имеет свою авторскую школьную воспитательную систему.

«Но из-за отсутствия условий мы не можем реализовать её в полной мере», – сокрушается Марина Яхлакова, заместитель директора по воспитательной работе.

Несмотря на отсутствие спортивного зала, школа – постоянный призёр районных спортивных соревнований по футболу, лёгкой атлетике, лыжам, гиревому спорту, многоборью, второй год учащиеся школы – участники районных соревнований по волейболу и баскетболу, имеются призёры областных соревнований по лёгкой атлетике и футболу в составе сборной команды Ершовского района. Только за 2009–2010 учебный год – 52 призовых места.

P.S.

В начале января этого года президентом Дмитрием Медведевым была утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Пять ключевых его пунктов направлены на обновление образовательных стандартов, создание системы поддержки талантливых детей и на развитие школьной инфраструктуры. О том, что «российская школа не имеет права быть ветхой – и в прямом, и в переносном смысле этого слова», президент Дмитрий Медведев заявил в своём послании к Федеральному Собранию ещё в ноябре 2007 года.

Вряд ли президент Медведев предполагал, что четвёртый пункт образовательной инициативы «Наша новая школа», именуемый в СМИ с его подачи как «Нет ветхим школам», будет интерпретироваться чиновниками на местах в буквальном смысле. Ершовская средняя школа № 1 оказалась удобным случаем осуществить на деле выдвинутый президентом лозунг. Хотя очевидно, что таким школам, как эта, нельзя говорить «нет», если мы заботимся о будущем нашей страны.

***

Открытое письмо губернатору Саратовской области П. Л. Ипатову

Уважаемый Павел Леонидович!

Мы обращаемся к Вам с просьбой внести ясность в вопрос, который волнует учителей МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Ершова Саратовской области», каждую семью, чьи дети обучаются в ней.

Необходимость обратиться к Вам стала острой, потому что смотреть, слушать и бездействовать становится безнравственным, потому что молчать и дальше – значит почти согласиться с текущим положением дел. Речь идёт о продолжении строительства нового здания школы. Два года назад районное начальство решило вопрос со строительством нового здания. Однако с января 2010-го строительство было заморожено, а 13 декабря прекращена охрана строительного объекта. На ветер выброшены 76 миллионов рублей, которые могли бы быть потрачены на ремонт действующего здания школы. Его нам проводить никто не собирается.

Слова, характеризующие данное решение, подобрать нетрудно: бесхозяйственность и недальновидность. Новое здание необходимо нашей школе не только по причине износа старого, а прежде всего из-за перегруженности – школа работает в две смены, а за последние два года наметилась тенденция к увеличению числа первоклассников. К тому же новая школа нужна и городу, так как из пяти городских школ в одну смену работает только одна, да и то только потому, что находится в отдалённом, малонаселённом микрорайоне. Закрытие нашей школы только усугубит положение с режимом работы школ города.

Наша школа, являясь старейшей школой в городе, – ярчайший пример того, что форма часто не соответствует содержанию. Начало строительства нового здания давало нам надежду на то, что мы наконец-то приведём в соответствие «тело» и «душу» нашей школы. А «душа» нашей школы – это инновационная образовательная программа «Школа жизнеутверждения» (целевой ориентир и содержание которой соответствуют стандартам второго поколения), это авторская воспитательная система «Школа – это маленькая жизнь», удостоенная диплома II степени на III Всероссийском конкурсе «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях» в 2006 году, это крепкий и сплочённый коллектив учащихся, родителей и высококвалифицированных учителей, позволяющий добиваться высоких результатов: лучшие результаты ЕГЭ-2009 среди школ города и района по математике, информатике, физике, русскому языку, истории, обществознанию.

Все мы прошли школу, каждый свою. Нам всегда хотелось иметь справедливых учителей, которые умеют оценить и поддержать лучшее в человеке, которые видят перспективу и имеют достаточно сил для осуществления самых сложных дел. Давайте и сами будем справедливыми и дальновидными. Мы верим в торжество педагогического успеха и искренне просим Вас оценить и поддержать нашу школу.

С уважением, коллектив учащихся, родителей, учителей