Сытый голодного плохо разумеет: за правительство Павла Ипатова может подумать правительство Владимира Путина

Оценить
Интересы Саратова и его жителей целиком и полностью регулируются не только федеральными нормами, но и специалистами из правительства области. Городские чиновники пока так и не смогли доказать команде Павла Ипатова, что недофинансирование областного ц

Интересы Саратова и его жителей целиком и полностью регулируются не только федеральными нормами, но и специалистами из правительства области. Городские чиновники пока так и не смогли доказать команде Павла Ипатова, что недофинансирование областного центра может обернуться серьёзными последствиями. На минувшей неделе областной бюджет распределили в пользу чиновников и самых бедных муниципалитетов.

Количественная привязанность сменится качественной

Заступая на второй срок, губернатор Павел Ипатов поставил себе в заслугу рост казны Саратовской области, сравнив доходы при губернаторе Аяцкове с теми, что складываются в последние годы. При Аяцкове бюджет области (грубо считая, это областной бюджет вместе с бюджетами муниципальных образований) составлял 23 миллиарда рублей. А при Ипатове – 73 миллиарда. При этом почти 50 миллиардов рублей в консолидированном бюджете приходились на долю областного, которым может распоряжаться исключительно региональный уровень власти.

В последние три года бюджет области практически не растёт. В 2011 году он, предположительно, составит 66 миллиардов рублей. Но при этом областной бюджет будет даже больше 50 миллиардов рублей. Получается, что, чем меньше денег в общей казне, тем больше хочется оставить себе. Область запланировала в качестве безвозмездных нормативных перечислений Саратову всего 2,5 миллиарда рублей. В итоге бюджет областного центра на 2011 год прогнозируется в объёме менее 10 миллиардов.

Для сравнения: в бюджет Самары с регионального уровня поступит 5 миллиардов безвозмездных перечислений, в бюджет Волгограда – 4,5 миллиарда. И бюджеты этих областных центров будут больше саратовского. Хотя и в этих городах своими бюджетами недовольны и не оставляют надежды получить с областного уровня власти больше финансовой помощи в течение года.

Бюджет города Саратова лучше всего сравнивается с бюджетом Иркутска. С той лишь разницей, что в Иркутске живёт 575 тысяч человек. Почти вдвое меньше, чем в Саратове. Число жителей в трудном деле составления бюджетов важный показатель. К нему привязывается бюджетная обеспеченность населения. В последние годы на территории страны действуют правила, по которым региональные власти регулируют уровень бюджетных поступлений в муниципалитеты именно бюджетной обеспеченностью. Её предписано выравнивать в границах региона.

Получается, что в регионе не может быть нищих и богатых территорий. Все должны быть или нищими, или богатыми. Сделать все муниципалитеты богатыми за счёт бюджетных денег губернатор Ипатов не в силах. Поэтому все должны быть бедными. Обиднее всего быть бедным тому, кто без этих правил вполне мог бы себя чувствовать богатым.

Саратову, например, бедную жизнь устраивают искусственно. Итогом такой политики становится то, что Саратов уже несколько лет не развивает свой экономический потенциал, а его инфраструктура всё больше дряхлеет, превращая когда-то передовой, высокотехнологичный, научный, студенческий, культурный российский город с уникальной архитектурой в захолустье.

Молодые, активные люди, желающие передвигаться по хорошим дорогам и получать без перебоев в дома коммунальные услуги, уезжают из Саратова – кто в Москву, а кто и в соседний Энгельс. Через десяток лет число саратовцев может сократиться до числа иркутян. Но и тогда бюджетная обеспеченность жителей Саратова не станет равной бюджетной обеспеченности жителей Иркутска. Ведь нищие муниципальные районы в регионе всё так же надо будет кормить.

Степень ответственности губернатора Павла Ипатова за искусственное торможение жизни Саратова может определиться достаточно скоро. По некоторым данным, в России грядёт очередной территориальный передел. Оживляются разговоры о том, что страну надо поделить на 22 региона.

Центрами станут те города, которые выделяются среди остальных уже сейчас и управленческими успехами, и экономическими результатами, и комфортом. Именно они сейчас привлекательны для частных инвесторов. А в перспективе станут основными получателями ещё и государственных финансов. Депрессивные территории федеральный центр будет финансировать по остаточному принципу, сознательно провоцируя его жителей менять место жительства.

Саратовская область, скорее всего, будет отнесена именно к таким депрессивным территориям. Не потому что она хуже всех, а потому что соседи у неё сильнее. Гипотетически рассуждая, новым центром вполне можно представить Пермь или Нижний Новгород. Кандидатами на центр притяжения могут выступить также Казань и Уфа. У Саратова таких шансов в настоящее время нет. И огромная часть вины за это лежит, с моей точки зрения, на губернаторе Ипатове и его правительстве, которые шестой год радуются бюджету, не желая делиться с властью областного центра ни миллиардами из казны, ни ответственностью за их эффективное использование.

Курсом на прогрессивный подоходный налог

«Знаю, что вы предложили бы, чтобы федеральное законодательство обязало регионы перераспределять средства в пользу муниципалитетов. Обещаю, что такое поручение правительству будет сформулировано», – пообещал собранию руководителей муниципальных образований Владимир Путин. Судьба поручения, данного в 2007 году тогдашним президентом тогдашнему правительству, осталась туманной. Но в действующей 58-й статье Бюджетного кодекса прописана возможность дать регионам побольше заработать самим.

Инициатива об изменении нормативов отчислений от налогов может исходить как от исполнительной власти, так и от законодательной. В Саратовской областной думе работают пять депутатов, выбранных от Саратова. Они никогда не поднимали в думе вопроса об изменении нормативов отчислений областному центру. А вот аналитики разнообразных институтов и центров развития пытаются убедить российский минфин в том, что пора пересматривать сам принцип формирования доходной части бюджетов муниципалитетов.

Среди самых смелых предложений есть довольно привлекательные. Например, передать муниципалитетам 100 процентов налога на доходы физических лиц. Или 100 процентов налога на имущество предприятий. Или поиграть соотношением этих налогов так, чтобы в сумме всё равно получалось 100 процентов. Сейчас в казну Саратова по воле областной власти идёт только 36 процентов НДФЛ и ноль процентов от налога на имущество организаций и от налога на прибыль. Перераспределение этих долей сделает региональную казну (и не только саратовскую) почти пустой. Так что гораздо более вероятными кажутся другие способы наполнения бюджетов муниципалитетов.

Федеральную власть понемногу особенно начинает волновать проблема недофинасирования областных центров, являющихся донорами областной и федеральной казны. Пару месяцев назад в кабинетах российского министерства финансов поднимался вопрос о возвращении к прогрессивной шкале подоходного налога. Чуть раньше на федеральном уровне заговорили о пересмотре оценок стоимости земли и имущества людей, налоги с которых идут в муниципальные бюджеты.

До унификации новых налоговых правил ещё далеко. Пока же каждый регион проявляет самодеятельность в своих собственных целях. Так, в Тюменской области с регионального уровня в муниципалитеты отдали 37 процентов своего налога на прибыль. В Кировской области просто нянчатся с муниципалитетами. Определили несколько мест на карте, которые решено сделать международными туристическими центрами. Деньгами регионального бюджета их поднимут на ноги и сделают эти муниципальные образования бюджетными донорами. Бесперспективные по росту налоговой базы поселения стимулируют самих в себя вкладывать. В регионе приняты законы, по которым область добавляет 50 копеек к рублю собственных расходов на отдельные социальные проекты. Под эти проекты муниципальные власти формируют особые фонды, в которые собираются пожертвования бизнеса и деньги от самообложения жителей поселений.

В проектах областных бюджетов на 2011 год можно найти множество отличий от саратовского областного бюджета. Например, многие из них свёрстаны с дефицитом в несколько миллиардов рублей. Покрываться он будет либо за счёт банковских заимствований, либо за счёт выпуска облигаций. В законе о бюджете Саратовской области дефицита практически нет. Поверхностное объяснение состоит в том, что областная власть слишком много должна. Но в абсолютных цифрах этот долг вполне сопоставим с объёмами государственного долга в других регионах. А если этот долг плохо вписывается в допустимый процент от общего объёма бюджета, то это уже проблема власти, не сумевшей нарастить экономический потенциал региона.

Ещё одно отличие саратовского регионального бюджета от других региональных бюджетов состоит в том, что на территории области заморожены несколько законов социальной направленности. В других субъектах нашлись деньги не только на выплаты социально незащищённым категориям граждан, но и на индексацию этих выплат.

Не главное, но существенное, с моей точки зрения, отличие заключается ещё и в том, что пояснительная записка к закону об областном бюджете Саратовской области написана очень запутанным канцелярским языком. Рядовому жителю области никогда не разобраться в приоритетах саратовского минфина. Трудоёмкое чтение утомит так, что шансов дочитать документ, не уснув, нет ни у кого. В других регионах пояснительные бюджетные записки пишут всё-таки не для себя и не для проверяющих органов, а для простых смертных: они более короткие, ясные и чёткие.

Все эти отличия вместе взятые приводят к незатейливому и грустному выводу: у правительства Павла Ипатова голова болит только за собственные интересы, среди которых главный – без лишних хлопот обеспечить себе спокойную жизнь без взлётов и падений. Интересы рядовых саратовцев в этом раскладе пока явно лишние.