Железнодорожное предприятие расчленили: областное правительство осваивает науку делить, дробить, резать

Оценить
Комитет по управлению имуществом Саратовской области продолжает искать способы продать (а может быть, наоборот – не продать) акции ОАО «Саратовское железнодорожное предприятие» (СЖП). Теперь их решили выставить на торги не полным пакетом, а дробным.

Комитет по управлению имуществом Саратовской области продолжает искать способы продать (а может быть, наоборот – не продать) акции ОАО «Саратовское железнодорожное предприятие» (СЖП). Теперь их решили выставить на торги не полным пакетом, а дробным.

Предприятие регулярно выставляется на торги три последних года. Аукционы по продаже 100 % акций предприятия (139376 акций), находящихся сегодня в собственности государства, назначались как минимум шесть раз. В пяти случаях акции пытались продать путём открытого аукциона, когда участникам торгов предлагается называть более высокую цену, исходя из стартовой стоимости лота. Но этот способ реализации государственного имущества никак нельзя назвать успешным. По крайней мере не в случае с СЖП.

На первый аукцион заявки подавали пять участников, причём трое были из других регионов – Москвы, Волгограда и Самары. Практически все остальные открытые аукционы признавались несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие. Хотя сказать, что в Саратовской области и за её пределами не было желающих приобрести предприятие, нельзя. Они были и даже, наверное, есть, но что-то их останавливает.

Вполне вероятно, что это цена. С момента первого аукциона в 2008 году, когда акции общества были оценены в 66 миллионов рублей (при наличии долгов у предприятия в размере4,5 миллиона), их стоимость успела вырасти в два раза.

В 2009 году за госпакет акций СЖП областной комитет имущества просил уже порядка 124 миллионов рублей. Но желающих приобрести его уже не было. Не находились они и в последующие разы, даже когда цена на акции снизилась до 109 миллионов.

И вот в текущем году комитет по имуществу Саратовской области сделал вид, что действительно устал продавать Саратовское железнодорожное предприятие. От способа приватизации путём открытого аукциона комитет имущества решил отказаться и попытался реализовать предприятие путём публичного предложения. В этом случае комитету нужно было определить начальную (максимальную) цену лота и величину, на которую первоначальная цена должна снижаться, в случае если желающих выложить эту сумму за объект не найдётся. Требовалось определить период, по истечении которого цена предложения должна последовательно снижаться, и минимальную цену предложения, ниже которой имущество продавать нельзя (цена отсечения).

Продажа акций СЖП путём публичного предложения была назначена на 19 октября текущего года. Максимальная (стартовая) цена государственного пакета акций составляла всё те же 109 миллионов рублей. Величина снижения цены была определена в размере 10 %, или 10 миллионов рублей. Минимальной ценой акций комитет имущества определил половину от начальной стоимости лота, то есть 55 миллионов.

Однако и за 50 % от рыночной цены активов приобрести акции Саратовского железнодорожного предприятия никто не захотел. Аукцион отменили за четыре дня до начала торгов ввиду отсутствия заявок. Что смутило потенциальных покупателей на этот раз? Есть предположение, что несколько изменившиеся данные о продаваемом объекте. Из информационного сообщения о продаже государственного имущества, которое комитет по имуществу обязан публиковать перед каждым аукционом, исчезли сведения о подвижном составе ОАО «Саратовское железнодорожное предприятие».

Напомним, СЖП занимаетсяперевозками грузов собственным подвижным составом, погрузкой, разгрузкой, ремонтом вагонов ит. д. Помимо земельных участков общей площадью 85,6 тысячи кв. м, 14 зданий общей площадью 5,4 тысячи кв. м, подъездных железнодорожных путей общей протяжённостью 23,8 км, на балансе предприятия находятсяпять локомотивов и почти 45 вагонов и платформ, которые и представляют основной интерес для покупателей. Однако в перечне активов предприятия перед последними торгами было указано всё, кроме подвижного состава.

В областном комитете по управлению имуществом, куда мы обратились за разъяснением, сообщили, что с подвижным составом СЖП ничего не случилось, он по-прежнему находится на балансе предприятия и используется по назначению. Просто, как нам заявили в комитете, законом не предусмотрено обязательное включение в информационное сообщение сведений о движимом имуществе акционерного общества.

Не получив результата от публичного предложения, который к продаже акций СЖП применялся впервые, областной комитет по имуществу резко отказался от этого способа реализации. На следующий раз снова выбран способ открытого аукциона.

Правда, теперь непродающийся лот разделили на две неравные части. Предметом следующих торгов (дата которых пока неизвестна) станут одна акция и 139375 акций.

Чем этот вариант лучше, в комитете нам пояснить не смогли.

Заявили только, что ведомство уполномочено самостоятельно определять способ приватизации государственного имущества, выбирая из предписанных федеральным законом вариантов.

В этой ситуации можно лишь догадываться о дальнейших планах облкомимущества. Дробление акций СЖП может продолжиться. Ведь если товар не продаётся целиком, его можно продать кусками.