Новые печи и новые полигоны: город готовится к схватке со снегом

Оценить
Поздняя осень – самое время вспомнить о том, как Саратов переживал зиму прошлую. Вряд ли ошибёмся, предположив, что горожане смену времени года ожидают с содроганием. Мы решили посмотреть, с каким настроением ждёт её городская власть.

Поздняя осень – самое время вспомнить о том, как Саратов переживал зиму прошлую. Вряд ли ошибёмся, предположив, что горожане смену времени года ожидают с содроганием. Мы решили посмотреть, с каким настроением ждёт её городская власть.

Прошлой зимой обильные снегопады буквально утопили город в сугробах. Весь транспорт, личный и общественный, замер в пробках. Не ходили даже трамваи. Только люди вереницей тянулись по узким колеям, протоптанным там, где под снегом скрывался тротуар. Утром – в направлении центра, не оставляя надежд попасть на работу, вечером – обратно, желая непременно ночевать дома. С горьким сарказмом называли саратовцы прошлую зиму и своё в ней существование «временем великого стояния».

Техника есть, но её как бы нет

«В силу нехватки спецтехники не всегда есть возможность единовременно развернуть работы по очистке всех дорог по городу», – оправдывался прошлой зимой председатель городского дорожного комитета Валерий Данилин. И этому легко было верить: появление снегоуборочных машин на городских улицах саратовцы наблюдали крайне редко. Рассредоточение грейдеров и тракторов по всему городу, похоже, сделало иллюзорным само их существование.

Между тем в городе значились 138 собственных муниципальных пескоразбрасывающих машин, грейдеров, тракторов с отвалами и щётками; ещё 30 единиц техники, по словам чиновника, привлекались из частных предприятий и организаций. Все они, по заверениям администрации, использовались в зимний период круглосуточно.

На деле обещание городской власти выводить технику на дороги сразу после снегопада, будь он ночью или днём, ни разу не выполнялось. Может быть, только в самом конце зимы, когда к спасению областного центра из снежно-ледяного плена были привлечены и областные предприятия (более сотни единиц техники из 62 организаций). И всё равно это была капля в море. Норматив уборочной техники на город Саратов – 468 единиц.

Кроме того, муниципалитет использовал дорожную технику для ликвидации наледей на дорогах, которые образовывались из-за разрывов водопроводных сетей. Такие аварии зимой в Саратове происходят довольно часто. И всё равно специалисты городской администрации настойчиво уверяли общественность, что техника – пусть её и мало – используется эффективно. Не будем спорить, центральные улицы действительно выглядели более свободными от снега, чем периферийные. Но не настолько, чтобы сделать свободным движение автобусов.

Днём сложно, ночью трудно

С заготовкой песко-соляной смеси, необходимой для обработки дорог, в прошлом году тоже были проблемы. В начале зимы 2009–2010 гг. администрация приобрела её 29 тысяч тонн, потратив на это порядка 14 миллионов рублей (500 рублей за тонну). Песком и солью городские дорожные предприятия планировали посыпать улицы города для повышения уровня сцепляемости колёс с дорожным полотном.

Закупка специальных противогололёдных реагентов городом тоже велась. Но, по словам Данилина, «в силу дороговизны (около 10–12 тысяч рублей за тонну)» использовать их планировалось «в ограниченном количестве для оперативной ликвидации наледей на спусках-подъёмах, в местах порывов водоводов». Тем не менее, мало кто из горожан мог подтвердить появление на дорогах даже дешёвой песко-соляной смеси. Гораздо больше было тех, кто из-за повсеместного гололёда оказывался в травмпунктах.

Другой больной вопрос минувшей зимы – складирование снега. Процесс очистки городских улиц по уму должен предполагать наличие полигонов, куда весь этот снег должен вывозиться. Но в Саратове снег сваливался где попало, что повлекло соответствующие представления городской прокуратуры. Штрафы и предписания районных и городской прокуратур руководителям дорожных предприятий за несвоевременную уборку снега к концу зимы стали постоянными.

Неспособность муниципалитета сделать процесс уборки городских улиц от снега эффективным городские чиновники, помнится, оправдывали нехваткой финансирования: «Ежегодно на круглогодичное содержание саратовских магистралей необходимо около 900 миллионов рублей. Имеем около 100 миллионов».

Второй страшный враг – слишком большое количество личного автотранспорта в Саратове: «Днём на городских дорогах значительное количество автомашин, осложняющих работу спецтехники», а в ночное время «центр забит припаркованным автотранспортом».

Вывозить и плавить

Готовясь к очередной зиме, городская власть учла некоторые прошлые ошибки. Во-первых, к настоящему моменту увеличено количество единиц муниципальной дорожной техники, которая легко (за несколько часов) переоборудуется для работы в зимних условиях. Сейчас у города уже не 138 снегоуборочных машин, а 229. И это уже не треть от необходимого количества, а половина.

Увеличились в текущем году и бюджетные ассигнования на круглогодичное содержание саратовских магистралей. Теперь это 211 миллионов рублей вместо 100 прошлогодних.

Кроме новых грейдеров, погрузчиков, грузовиков и машин для очистки тротуаров в городе вот-вот появятся две передвижных снегоплавильных станции. Одна мощностью 300 литров в минуту, другая – 500. Прошлой зимой снегоплавильных установок у саратовских дорожников не было. А с их помощью, как уверяют в городской администрации, можно было бы значительно экономить время, которое раньше тратилось на вывоз снежных масс. Днём снегоплавильные машины, которые должны прибыть в Саратов в середине ноября, предполагается использовать на базах дорожных предприятий в центре города, чтобы увеличить количество рейсов грузовых машин со снегом. А ночью, с учётом того что установки передвижные, их можно будет перемещать на сложные участки дорог для оптимизации процесса уборки.

Как и в прошлом году, городские дорожники запасаются противогололёдными смесями. К настоящему моменту заготовлено 27 тысяч тонн песко-соляной смеси. Всего планируется заготовить 35 тысяч тонн. В середине ноября в город должно поступить 2,6 тысячи тонн дорогих химических реагентов, использование которых, как и в прошлом году, будет вестись ограниченно – только на тех участках автомагистралей, где имеются ливневые системы.

В отличие от прошлой зимы на этот раз в Саратове будет семь полигонов для складирования снега: по две площадки в Заводском и Кировском районах, по одной – в Волжском, Ленинском и Октябрьском районах города. На эти полигоны собираются вывозить снег с окраин города. Районные администрации сейчас согласовывают возможность использования выбранных территорий под складирование снега с соответствующими службами.

Для уборки города в зимнее время, по данным городской администрации, планируется задействовать более 1200 человек из числа рабочих муниципальных дорожных предприятий. В прошлом году со снегом в городе боролось около 750 человек.

Главное – не зарекаться

Новая техника, увеличение бюджетного финансирования, большее число рабочих – всё это, конечно, положительные моменты в подготовке к зимнему периоду дорожных работ. Однако и эти достижения пока нельзя назвать удовлетворительными и достаточными. Поэтому главную ставку в работе дорожных организаций зимой городская власть делает на «чёткий план мероприятий, благодаря которому уборка города от снега будет осуществляться системно».

«При проведении очистки дорог в Саратове будет использоваться система организации работ, качественным образом отличающаяся от прежней, – заявляют в пресс-службе администрации. – В её основе – локализация баз со спецтехникой в разных частях Саратова, что позволит убирать и складировать снег в одном и том же районе, не перемещая технику из одной части города в другую. Пропорционально площадям убираемых дорог техника будет сконцентрирована на базах, с тем чтобы «плечо» подхвата, к примеру, самосвала по времени не превышало 15 минут. Помощь спецтехнике будут оказывать и сотрудники ГИБДД, обеспечивая прохождение спецмашин в звеньях».

Новая тактика в уборке городских магистралей должна позволить дорожным предприятиям Саратова утилизировать до 25 тысяч кубов снега в сутки, тогда как прошлой зимой в сутки вывозилось около 18 тысяч кубов.

О новом подходе к борьбе со снегом рассказывал недавно журналистам и директор МУП «Дорстрой» Алексей Власов. Он отметил, что для развёртывания спецмашин на уборку улиц города теперь потребуется всего четыре минуты, а скорость уборки снега с помощью новой техники составит 60 километров в час (на пригородных трассах).

«Во всех районах города расположены дорожные базы с необходимым количеством спецтехники, что позволит каждой машине делать не меньше 12 рейсов в смену, а время в пути каждого «КамАЗа» не будет превышать 10 минут. То есть в среднем за смену будет вывозиться 150 кубометров снега – за счёт логистики и коротких пробегов. В прошлом году, например, каждая машина за ночь делала только один-два рейса. Таким образом, производительность труда по вывозу снега с улиц Саратова повысится в 3–4 раза», – обрисовал перспективы будущей снегоуборки Алексей Власов. Но уточнил, что если снегопад начнётся вечером и будет идти всю ночь (это, оказывается, идеальный вариант для дорожных предприятий), то для того, чтобы полностью убрать снег из города, потребуется не более пяти дней. А вот если снег будет идти днём, то транспортного коллапса «мы вряд ли избежим».

Муниципальные «Дорстрой» и «Городские дороги плюс» – основные предприятия, куда поставляется новая дорожная техника и на которые городская власть возлагает все свои надежды. Как отметил глава города Олег Грищенко, в этом году муниципалитет рассчитывает обойтись силами именно этих предприятий. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», – заявил он. Однако добавил, что зарекаться от привлечения частных предприятий нельзя. Всё, мол, будет зависеть от обилия снега.