Новая торговая волна: область уважительно ждёт крупнейших и сильнейших

Оценить
Крупнейший российский владелец розничных торговых сетей компания «X5 Retail Group» намерена укрепить своё положение в Саратовском регионе и расширить в нём сферу своего присутствия. Администрация области пошла ретейлеру навстречу, решив заключить с к

Крупнейший российский владелец розничных торговых сетей компания «X5 Retail Group» намерена укрепить своё положение в Саратовском регионе и расширить в нём сферу своего присутствия. Администрация области пошла ретейлеру навстречу, решив заключить с компанией соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве.
«Газета недели в Саратове» попыталась понять, как укрепление позиций одного крупного игрока на рынке сетевой розницы скажется на позициях игроков помельче.

Кисельные берега и молочные реки

О своём намерении укрепиться в Саратовском регионе руководство компании «X5 Retail Group» сообщило администрации области письмом 8 сентября. А 28 сентября в регион приехали директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов и директор филиала компании Владимир Рыжков.

С членами саратовского правительства они обсуждали детали реализации своих идей. Сусов и Рыжков сразу обозначили несколько интересных им направлений сотрудничества. Основное связано, конечно же, с открытием и расширением сети магазинов под брендами компаний группы «X5». Здесь якобы возможны варианты. Либо компания строит новые крупные торговые комплексы «Перекрёсток» и «Карусель» в Саратове, Энгельсе, Балакове и Пугачёве, либо занимает уже имеющиеся площади. Хотя, скорее всего, Х5 использует преимущества и первого, и второго вариантов.

Другое направление, обозначенное представителями Х5 как «главный акцент», связано с размещением сети магазинов шаговой доступности (то есть «Пятёрочки») в районных центрах области.

Представители компании-ретейлера подкупили областное правительство обширными социальными программами. Было заявлено о намерении оказывать поддержку сотрудникам бюджетной сферы – врачам, учителям и т. д. – созданием специальной социальной карты покупателя, по которой можно будет получить удвоенные бонусы при покупке товара в магазинах «Карусель» и «Перекрёсток».

Особенно важно для членов саратовского правительства было услышать о намерении Х5 заключать контракты с местными товаропроизводителями. Прежде всего – на поставку в сети магазинов компании «X5 Retail Group» товаров первой необходимости: молочных, хлебобулочных, овощных продуктов и т. д.

Директора компании Сусов и Рыжков убеждали администрацию Саратовской области в своих благих намерениях и относительно местных предприятий торговли. Оказалось, что у Х5 готова целая программа по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, работающих в данной отрасли. Крупный российский ретейлер на правах старшего брата предлагает саратовским предпринимателям использовать франчайзинг брендов и бизнес-моделей магазинов «Пятёрочка», «Перекрёсток» и других магазинов компании «X5 Retail Group». Указывая на то, что магазины «Пятёрочка» в Саратове появились именно как франчайзинговые.

Опасения по поводу агрессивности

Общение с представителями компании как-то гипнотически подействовало на областную администрацию.

Со стороны министерства инвестиционной политики послышались разговоры о множестве положительных последствий предложенного сотрудничества. Мол, реализация этого проекта «позволит создать новые рабочие места, увеличить уровень конкуренции и качества товаров и уровень налоговых поступлений в бюджет».

Но вот предположений о том, что будет с ныне работающими в Саратове и области розничными сетями, не последовало. А ведь агрессивная политика X5 Retail Group не является секретом. И вероятность того, что, нацелившись на какой-то регион, этот мощный игрок постепенно вытеснит с рынка всех своих конкурентов, более чем высока. Вытеснив, он может остаться единственным, а значит, только он будет диктовать условия дальнейшей игры.

В группе компаний «X5 Retail Group», куда мы обратились с вопросом «Зачем вам Саратовская область?», свой выбор объяснили довольно безотносительно и весьма лаконично: «Интересный регион с хорошим покупательским потенциалом».

«Мы всегда, когда заходим в какой-то регион или хотим где-то расширять свой бизнес, стараемся заручиться поддержкой местной администрации, – пояснил руководитель отдела по связям с общественностью компании Максим Трапезников. – Совсем недавно мы подписали соглашения с правительствами Рязани, Твери и Ярославля. Там мы, согласно договору, обязались в течение двух лет открыть 30 своих магазинов. С администрацией Саратовской области мы сейчас на стадии переговоров. Поэтому пока не решено, сколько магазинов и где конкретно в вашем регионе мы будем открывать».

Максим Трапезников отметил также, что Саратовской области не хватает ретейла в современных форматах – гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров. То есть как раз всего того, что представлено в группе «Х5». Даже в Москве, по словам Трапезникова, «недоукомплектованность» магазинами современных форматов составляет 50 процентов. В регионах этот показатель, естественно, выше.

«Поверьте, в любом регионе есть куда развиваться», – снисходительно заявил наш собеседник в ответ на сообщение об объявленной в Саратове перенасыщенности торговыми площадями.

Конкуренция во благо

Министр инвестиционной политики Ирина Блохина отметила, что её ведомство «не правомочно проводить отбор инвесторов для привлечения в регион по тем или иным экономическим показателям их деятельности».

Как говорит Ирина Ивановна, министерством в адрес компании была всего лишь направлена информация «о потенциальных площадках на территории Саратова и районов области».

Причём, как отмечает Блохина, подбор инвестиционных площадок для размещения магазинов компании «Х5» был проведён «с учётом мнений и заинтересованности администраций муниципальных районов области в размещении дополнительных торговых объектов».

«Большое количество магазинов, действующих под различными торговыми марками, активизирует конкуренцию на рынке предоставления товаров и услуг, – сказала министр Блохина в своём комментарии «Газете недели». – А это, как правило, становится стимулом для компаний постоянно поддерживать конкурентоспособность формата, что в конечном итоге способствует повышению качества предоставляемых потребителям области товаров и услуг и даёт возможность населению совершать покупки в местах цивилизованной торговли».

«Ничего мы с ними не сделаем»

О том, как присутствующие в области ретейлеры, местные товаропроизводители и поставщики оценивают нового конкурента и потенциального партнёра, нам рассказал председатель гильдии торговых организаций при Торгово-промышленной палате Саратовской области Сергей Жуков.

«Сейчас никто с уверенностью не сможет сказать, как будет вести себя этот игрок на саратовском рынке, – отметил Сергей Евгеньевич. – Идёт-то он к нам с якобы благими намерениями. В частности, пообещал, что 25 процентов ассортимента в его магазинах будут обеспечивать местные товаропроизводители. Но на деле подобного рода обещания практически никогда не выполняются.

X5 Retail Group действительно очень мощная и агрессивная компания. И то, что она будет стремиться к монополизации ранка, скорее всего, правда. Только мы этому движению препятствовать не сможем. Для покупателей в этом нет ничего плохого. Магазины компании «Х5» выгодно отличает цивилизованная торговля. Здесь и за чистотой торговых залов, и за обслуживанием покупателей следят внимательно.

К тому же нашему региону действительно не хватает гипермаркетов. Даже в Саратове, на мой взгляд, их недостаточное количество. Я бы добавил несколько и в Заводском, и в Ленинском районах. Так что покупатель, я думаю, в этой ситуации выиграет.

Сложнее придётся нашим производителям и поставщикам. Вряд ли им будет легко договориться с Х5. Что касается действующих в регионе сетей, то здесь сложно что-либо прогнозировать. Уверен, что «Магнит» (тоже довольно агрессивная краснодарская сеть) им своих позиций не уступит. А вот «Гроздь» (местная сеть с большой долей местных же, а потому дешёвых товаров) вполне может сдаться, если ей предложат хорошие деньги за бизнес. Сети же редко просто закрываются, их обычно выкупают».

***

Багама-мама

X5 Retail Group владеет торговыми сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель» и «Патэрсон», а также интернет-магазинами «Bolero.ru» и «003.ru». Первые три бренда Саратовскому региону уже известны. Но если магазины «Пятёрочка» воспринимаются саратовцами как родные, равно как и «Гроздь», «Магнит» или – до не давнего времени – «В яблочко» (почили на рубеже 2008–2009 годов), то знакомство с гипермаркетами «Карусель» и «Перекрёсток» можно назвать шапочным.

Сама компания «X5 Retail Group» зарегистрирована на Багамских островах, её штаб-квартира находится в Москве. Крупнейший пакет акций Х5 (около 48 процентов) принадлежит совладельцам одной из мощнейших финансово-промышленных групп России «Альфа-групп» Михаилу Фридману, Герману Хану и Алексею Кузьмичёву. Ещё шесть процентов акций делят между собой менеджеры «Альфы».

X5 Retail Group, основанная в 2006 году, сегодня наиболее динамично развивающаяся российская розничная сеть. К концу 2007 года в управлении группы находилось свыше 1300 магазинов «Пятёрочка» (674 собственных и 680 франчайзинговых) и 187 магазинов «Перекрёсток» (179 своих и 8 франчайзинговых). На данный день компания «Х5» контролирует работу свыше полутора тысяч только собственных магазинов («Пятёрочка» – 1232, «Перекрёсток» – 289, «Карусель» – 65, магазины «У дома» – 44) и ещё 630 франчайзинговых. Совокупная численность персонала X5 Retail Group на середину 2007 года – 35 тысяч человек. Уже через год в компаниях группы было занято 60 тысяч человек.

Выручка X5 Retail Group за 2007 год составила свыше пяти миллиардов долларов, чистая прибыль – 141,4 миллиона долларов. По итогам кризисного 2008 года компания выручила 8,3 миллиарда долларов, потеряв при этом в чистой прибыли порядка 17 процентов. В 2009 году группа заработала 8,7 миллиарда долларов, получив 165 миллионов чистой прибыли.