Заглянуть во французский дворик: именно там можно увидеть самое сокровенное и самое красивое

Оценить
Любое путешествие по Европе чревато впечатлениями. Безусловно, восторгами по поводу сохранившегося исторического наследия, уюта и комфорта европейских городов любого размера. Но рассказывать об этом я не буду. Про уют и комфорт общеизвестно, а с крас

Любое путешествие по Европе чревато впечатлениями. Безусловно, восторгами по поводу сохранившегося исторического наследия, уюта и комфорта европейских городов любого размера. Но рассказывать об этом я не буду. Про уют и комфорт общеизвестно, а с красотами и подробностями можно легко ознакомиться в Интернете. Там же можно почерпнуть сведения, кто, когда и где жил или что создал. Я же хочу рассказать о другом.

Небо над Парижем

– А вот скажи, чем необычно небо над Парижем? – спросил меня школьный приятель Лёха Батусов, когда мы на полчаса пересеклись в этом невероятной красоты городе.

Так как Лёха – художник, то я начала искать в вопросе подвох и пытаться определить какой-нибудь необычный оттенок в затянутом облаками небе.

Всё оказалось значительно проще.

– Проводов тут нет, всё убрано под землю, – раскололся художник.

Но у меня образовались две претензии к Парижу. Во-первых, отходы собачьей жизнедеятельности там не убирают, и риск «подорваться» на такой «мине» присутствует постоянно. Правда, тот же Лёха, уже 18 лет живущий в Париже, гордо сообщил, что парижане «подрываются» куда как реже, чем туристы.

Вторая претензия – отсутствие пепельниц даже в открытых кафешках. Пепел и окурки бросают прямо под ноги. Но всё это не значит, что город погряз в дерьме и бычках. Еженощно Париж отмывают с шампунем.

Трафик

Не могу поручиться за всю страну, но на юге Франции дороги очень узкие. Хотя две полосы в каждую сторону имеются. И перекрёстки на дорогах с двухсторонним движением исключительно кольцевые. То есть на перекрёстке кольцевая развязка. Преимущество у тех, кто на кольце. Перед перекрёстком знак с ограничением скорости, а сразу за перекрёстком разрешено ехать быстро, вплоть до 90 километров в час. Сделано это исключительно для безопасности движения.

Самые большие машины в городах – это автобусы. Грузовики исключительно маломерные, типа наших грузовых газелей. Между городами, понятно, гоняют огромные фуры, но где-то на окраинах городов их ставят на перегруз.

Один раз в Тулузе моя подруга Валя гордо показала мне на «Джип-Чероки»: «Смотри, какие у нас машины есть». Я не менее гордо сообщила, что этого добра у нас – завались. «В том-то и дело, – сказала подруга, – что у нас это редкость».

За более чем тысячу километров, которые мы проехали по югу Франции, нам попалась одна (!) рытвина.

Понятно, водители взаимно вежливы и трепетны по отношению к пешеходам. Сигналами аварийки друг друга не благодарят, просто поднимают руку с раскрытой ладонью.

Кстати, моя подруга Валя сказала, что, оказывается, сегодня в Москве появилась новая мода – ездить вежливо и соблюдать правила дорожного движения. Может, и до нас докатится?

Эти удивительные социалисты

В городе Тулуза у власти находятся социалисты. В связи с этим там открыт свободный доступ в здание, где заседают консулы – что-то типа наших депутатов. Здание необыкновенной красоты. Залы либо украшены фресками, либо стены их увешаны картинами более позднего периода. Зайти в помещение может любой любопытный турист.

Но самое удивительное – непосредственно место, где заседают социалисты-консулы. Весьма затрапезный стол и несколько десятков не самых шикарных стульев ограждены тесьмой. Никаких кресел и никакой системы электронного голосования. Видимо, обходятся устным счётом.

75 тысяч населения

О существовании города Безье я узнала 18 лет назад, когда там обосновалась моя подруга с семьёй. Я знала, что Безье – это маленький город на юге Франции. И всё.

Город действительно маленький – 75 тысяч населения, это примерно как наш Вольск. Но только в маленьком французском городе в наличии гипермаркет «Ашан», суперсовременный торговый комплекс и прочие торговые супермаркеты – стройматериалов, электроники и всего остального. Это помимо множества магазинов и магазинчиков. Но не это главное.

В Безье есть свой ухоженный исторический центр со старинным замком, вымытые с шампунем улицы, в том числе историческая брусчатка.

Но самое главное в Безье – конечно, на мой взгляд, – это балконные решётки. Там, во Франции, в большой моде французские окна. И, понятно, их ограждения. Как правило, кованые стальные или чугунные – я не специалист. Красоты невероятной. Я не обнаружила ни одного повтора рисунка.

Нет, в Тулузе, например, тоже присутствовали французские окна и тоже с решётчатым обрамлением. Но там линии были строже и проще. А в Безье… Решётки там – как кружевные воротнички девочек-первоклашек. Мамы вязали эти украшения, соревнуясь в мастерстве и выдумке. В Тулузе ситуация иная – девочки выросли и воротнички носят более строгого рисунка.

Дворики

Моя подруга Валя занимается недвижимостью. Это некий аналог нашего риелторства. Только французские риелторы работают несколько иначе. Клиент задаёт им параметры необходимого ему жилья, и начинается поиск вариантов, которые предлагаются клиенту. Когда искомый вариант находится, то собираются все документы, отдаются на проверку нотариусам с обеих сторон – продавца и покупателя. После того как нотариусы дают добро, сделка заключается.

Но речь, собственно, не об этом. Когда Валентина мне объясняла, почему она решила заняться именно этим бизнесом, то одной из причин оказалось желание заглянуть во французские дворики. Я подругу понимаю. Дворики – это очень приватная территория, которую холят и лелеют, берегут от чужого взгляда.

Именно во двориках можно обнаружить потрясающей красоты лепнину, чудом прилаженные лесенки и башенки, увитые плющем и иной растительностью стены и прочие чудеса.

Валентина утверждает, что самое красивое в маленьких французских городах прячется именно во дворах. И я ей верю.