Раскрашенные бюджеты: четвёртый квартал будет трудным для правительства области

Оценить
Министр финансов области Александр Ларионов в минувшую среду намекнул депутатам областной думы, что бюджетных доходов в 2010 году будет меньше, чем запланировано. Не исключено, что в четвёртом квартале придётся урезать некоторые расходы. Депутаты, по

Министр финансов области Александр Ларионов в минувшую среду намекнул депутатам областной думы, что бюджетных доходов в 2010 году будет меньше, чем запланировано. Не исключено, что в четвёртом квартале придётся урезать некоторые расходы. Депутаты, покричав и для порядка постращав министра отставкой, вынуждены были согласиться с грядущей неизбежностью.

Вызвав министра Ларионова на ковёр, депутатский комитет провёл на самом деле совершенно бесполезную спецоперацию себе в убыток. Депутаты примерно знали о том, что где-то в бюджете зарыта мина. На минувшей неделе они призвали главного областного специалиста, чтобы тот подтвердил правильность их догадок. Министр-специалист подтвердил: да, мина. Депутаты поохали, поахали, покричали «ау» в поисках виноватого и дружно забросали листвой опасное место.

Курьёз в том, что ни депутаты, ни министр-специалист по учёту финансов Ларионов не имеют никакой возможности обезвредить часовой механизм. Хотя и завели его вместе с основным минёром губернатором Саратовской области Павлом Ипатовым, одобрив и приняв в своё время бюджет-2010.

Дело в том, что в конце третьего квартала стало отчётливо ясно, что плановые цифры областного и консолидированного бюджета надуты и расходятся с жестокой кризисной реальностью. До поры до времени этот тревожный факт удавалось скрывать, наполняя бюджет заимствованиями и авансовой уплатой налога на прибыль крупными промышленными предприятиями. Но по итогам 9 месяцев динамика платежей отчётливо снижается, государственный долг области балансирует на грани возможного, а крупным предприятиям уже вернули почти полмиллиарда рублей в качестве излишне уплаченного налога и остаются должны ещё 2,5 миллиарда.

Дополнительным бонусом выяснилось, что бюджеты некоторых муниципальных образований тоже сильно не дотягивают до обозначенных в планах финансовых рубежей. А несколько районов идут с показателями ниже среднеобластных. Среди последних – Александрово-Гайский, Марксовский, Пугачёвский. Депутатов областной думы волнует, хватит ли у них денег на оплату первоочередных бюджетных обязательств – зарплаты бюджетникам и топливно-энергетические ресурсы.

Александр Ларионов резко ответил, что до конца октября по вопросу исполнения бюджетов будут заслушаны главы всех муниципальных образований области, и уже после этого станет ясно, кому чем помогать. Министр не сумел скрыть своего раздражения в адрес руководителей муниципальных образований. «Они чудили целый год, а теперь будем за ними подтирать», – сказал он.

– Надо было регулировать, – намекнул министру на недоработку председатель комитета Владимир Капкаев.

– Вот и регулировали бы. Контрольную функцию свою исполнять надо.

Объяснить эмоциональность обычно невозмутимого Александра Степановича легко. Министерство финансов осуществляет учёт доходов и расходов в соответствии с Бюджетным кодексом. За наполняемость казны, за развитие и бесперебойную работу налогоплательщиков отвечают совсем другие люди и другие ведомства.

По гамбургскому счёту Ларионова можно упрекнуть только за то, что он молча делал своё дело, не любопытствуя, как дела у других. Но в правительственных коридорах вместо этого счёта – регламент и иерархия, где у каждого чиновника своя зона ответственности, соваться за которую что с советами, что с оценками равносильно самоубийству. В данном случае если уж предъявлять претензии, то зампредам правительства, которые, так же как и главы муниципальных образований, в угоду губернатору-председателю правительства старались нарисовать красивые плановые цифры год назад.

Почему исполнение доходной базы вплоть до октября не волновало областных депутатов, стало понятно на стадии вопросов к министру Ларионову. Депутат Николай Семенец попенял ему на высокие суммы обслуживания банковских заимствований в 1,6 миллиарда рублей и спросил, что министерство делает, дабы снизить их. Ларионов ответил, что министерству удалось уйти от дорогих кредитов к дешёвым. 15 процентов годовых в начале года заменили 9-процентной банковской ставкой, сэкономили 400 миллионов рублей.

– Зачем тогда надо было брать в начале года дорогие кредиты? – грозно спросил депутат, но ответа не потребовалось, потому что расхохотались все присутствующие. Потом Николай Семенец долго пытал представителя министерства строительства и ЖКХ, который некорректно отвечал на заданный вопрос, отчитываясь о расходах министерства, вместо того чтобы объяснять расходы на ЖКХ и из других источников. В итоге за оплошность не сообразившего, что от него ждут, чиновника досталось опять же министру финансов, понимавшему, в чём ошибка. Депутат пообещал поставить вопрос о Ларионове перед губернатором. «Поставьте!» – разрешил министр.

Депутатское желание покопаться в бюджете он понял и удовлетворил. Понимает Ларионов и то, что впереди сложный квартал работы с доходной частью бюджета. У министра для достижения удовлетворительного бюджетного результата есть четыре источника. Помощь из федерального центра (её обещали, но в каком размере, будет ясно не ранее ноября). Взыскание недоимки по налогам (зампред Алексей Щербаков уже полтора месяца 2–3 раза в неделю собирает совещания с отраслевыми министерствами и налоговой службой). Как крайнюю меру рассматривает министр Ларионов авансовые платежи в бюджет крупными налогоплательщиками. Последней мерой был назван пересмотр до конца года статей расходов бюджета с целью уменьшения их финансирования.

Депутаты начали интересоваться: какие статьи будут сокращаться? Министр уклончиво ответил, что эта «работа ещё предстоит». Председатель бюджетного комитета Владимир Капкаев рекомендовал правительству «напрячься до конца года». Но мирную точку в вопросе не дала поставить представитель губернатора в думе Ольга Павлова.

В проекте решения ей не понравилась формулировка, рекомендующая правительству области «принять необходимые и исчерпывающие меры к исполнению бюджетных назначений 2010 года в полном объёме».

– Необходимые и исчерпывающие – это какие? – строго уточнила она.

– Александр Степанович их обозначил, – ответил за депутатов Владимир Капкаев.

– А зачем ему рекомендовать то, что он сам обозначил? – продолжала Ольга Павлова.

– Ну, мы же, когда готовили решение, ещё не слышали мер, – оправдывался председатель бюджетного комитета. И в конце концов сдался перед напором губернаторского представителя. Так Ольга Павлова косвенно показала депутатам их непрофессионализм, подчеркнув, что правительство под руководством Павла Ипатова контролирует ситуацию и с открытыми глазами несёт ответственность за всё, что происходит с казной области.

Израсходовав боевой запал на бюджет 2010 года, проект бюджета 2011 года депутаты встретили без всякого интереса.

– Есть ли смысл слушать министра финансов? – спросил председатель.

– Нет, – ответили депутаты.

– Вопросы есть?

– Нет!

– Спасибо! – сказал отпущенный без вопросов о казне-2011 министр Ларионов.