Прибьёмся к вертолётной стае: варианты спасения саратовской промышленности ищут в федеральных концернах

Оценить
Саратовские предприятия приборостроения готовятся к включению в структуру федерального концерна. Генеральный директор ОАО «Концерн «Авиаприборостроение» Андрей Тюлин на минувшей неделе побывал в Саратове и ознакомился с деятельностью четырёх крупнейш

Саратовские предприятия приборостроения готовятся к включению в структуру федерального концерна. Генеральный директор ОАО «Концерн «Авиаприборостроение» Андрей Тюлин на минувшей неделе побывал в Саратове и ознакомился с деятельностью четырёх крупнейших предприятий этой отрасли: ОАО «Энгельсское опытно-конструкторское бюро «Сигнал» им. А. И. Глухарева», ОАО «Конструкторское бюро промышленной автоматики», ОАО «Саратовский электроприборостроительный завод им. С. Орджоникидзе», ОАО «Алмаз-Фазотрон». После чего вместе с заместителем председателя правительства Александром Стрелюхиным, министром промышленности и энергетики Кириллом Горшениным и руководителями самих предприятий Тюлин обсуждал возможности вхождения саратовских заводов в Российский центр вертолётостроения.

Начали с кулака электроники

Собственно, пока речь идёт только о самой возможности создания самого центра. И только предполагается, что появиться он может на базе саратовских предприятий.

Подобный опыт в регионе уже имеется. Это саратовский территориальный научно-производственный центр электроники «Электроника-Саратов», который сформировался из ФГУП «НПП «Алмаз», ОАО «НПП «Контакт», ОАО «ЦНИИИА», ОАО «НПП «Инжект», ФГУП «НИИ «Волга» и ОАО «Саратовэлектронпроект».

Как отметил в своём комментарии «Газете недели» министр промышленности области Кирилл Горшенин, поводом для создания такого центра послужил анализ ситуации в промышленной отрасли экономики региона.

«С одной стороны, у нас имеются предприятия, которые разрабатывают и выпускают высокотехнологичные приборы и системы для авиа- и вертолётостроения, с другой, есть избыточные производственные площади, которые испытывают недозагрузку, – говорит Горшенин. – Кроме того, наш регион всегда занимал лидирующие позиции по количеству и качеству разработок в электронике и авиастроении».

Именно с этих позиций, по словам Горшенина, и было принято решение о создании на базе ряда саратовских предприятий российских центров. В частности, по СВЧ-технологиям и вертолётному приборостроению.

Инициативы областного минпрома нашли поддержку на федеральном уровне. На зов откликнулась группа компаний «Ростехнологии», в структуру которой входят ОАО «Российская электроника» и ОАО «Концерн «Авиаприборостроение». Решили начать с создания центра СВЧ-электроники.

«На текущий день подписано соглашение между правительством области и ГК «Ростехнологии». Определён перечень предприятий, которые туда войдут. Близки к завершению технические моменты, полным ходом идёт подготовка к промышленной деятельности в этом направлении», – рассказывает министр.

В планах на ближайшую перспективу перед центром стоят задачи по акционированию ФГУПов, оптимизации производственной деятельности, увеличению объёмов производства, куда входит и продукция гражданского назначения.

Предприятиям центра предстоит осуществить техническое перевооружение, в том числе за счёт бюджетных инвестиций, а также провести обучение и переобучение сотрудников. Руководитель ФГУП «НПП «Алмаз» Николай Бушуев возлагает на саратовский центр СВЧ- электроники большие надежды. Совсем недавно на одном из совещаний Николай Александрович говорил, что буквально через 2,5 года из этого объединения получится «мощный кулак саратовской электроники, востребованный на рынке и с объёмами производства в миллиарды рублей».

Продолжим вертолётостроением

Если говорить о проекте по вертолётному приборостроению, то, по словам министра Горшенина, выделенные для создания центра предприятия имеют определённые наработки и обладают необходимым потенциалом для решения существующих задач.

«Потенциал наших предприятий оценён генеральным директором ОАО «Концерн «Авиаприборостроение» Андреем Тюлиным», – отметил министр. Сам Тюлин при знакомстве с саратовскими приборостроительными заводами завёл разговор о необходимости «замены комплектующих зарубежных производителей, которые сейчас используются в вертолёто- и самолётостроении, на отечественные». И в рамках этой работы порекомендовал, например, менеджменту «Сигнала» перейти на выпуск целостного комплекса приборов. Другим предприятиям тоже были розданы соответствующие рекомендации.

На совещании в правительстве области говорили уже о конкретных целях – об обеспечении загрузки заводов до 2020 года, модернизации и снижении издержек производства до 30 процентов.

По словам генерального директора концерна, ориентировочная потребность в гражданских и военных самолётах и вертолётах до 2020 года на рынке составляет около 3000 машин. Поэтому включение отечественных производителей в процесс авиастроения он назвал «стратегической задачей».

«Подчеркну, что работа в этих направлениях решит вопрос загрузки предприятий, гарантирует сбыт, – отмечает в комментарии Кирилл Горшенин. – Кроме того, сегодня наблюдается картина, когда ряд высокотехнологичных изделий и приборов для военной и гражданской техники мы завозим из-за рубежа, хотя сами вполне можем производить более дешёвую и конкурентоспособную продукцию. Это классический пример импортозамещения. Среди задач, стоящих перед создаваемыми структурами, также увеличение доли гражданской продукции в общем объёме производства».

После того как вопрос о создании Российского центра вертолётостроения будет решён окончательно, правительство области и ОАО «Концерн «Авиаприборостроение» подпишут соглашение. В этом документе уже детально будут прописаны все механизмы сотрудничества. В областном минпроме не исключают, что нынешний список предприятий, задействованных в этой работе, может расшириться.

Без иллюзий

Однако, как оказалось, не все предприятия на сегодняшнем этапе положительно оценивают саму идею создания центра вертолётостроения в Саратове. Вот, например, генеральный директор ОАО «Конструкторское бюро промышленной автоматики» Владимир Чернышкин назвал перспективы создания такого центра весьма туманными. Кроме того, он заявил, что его предприятию вряд ли уместно вступать в центр вертолётостроения: «Мы ведь являемся предприятием приборостростроительным и уже входим в соответствующий концерн».