Трава на стадионах зеленеет

Оценить
Три самых известных, самых больших спортивных арены Саратова: «Спартак», «Локомотив», «Динамо». Как они строились, как сложилась их судьба?

Три самых известных, самых больших спортивных арены Саратова: «Спартак», «Локомотив», «Динамо». Как они строились, как сложилась их судьба?

Сначала были пустыри

До революции в Саратове, как и во всей российской провинции, не было ни одного стадиона. Многие виды спорта – конный, велосипедный, конькобежный, парусный, гребной, футбол и др. – развивались в естественных природных условиях. Так, для катания на коньках заливались два катка яхт-клуба. Один каток примыкал к зданию Дворянского собрания (сегодня Дом офицеров). На нём была грелка – помещение для обогрева. Летом на этой площадке играли футболисты.

Гоняли мяч и в Мирном переулке, и на примыкавшей в нему Митрофаньевской площади, и на Плац-Параде. Местом встреч «диких» подростковых команд в те времена становится Московская площадь – сейчас эту обширную территорию занимает училище им. Дзержинского напротив 1-го и 2-го корпусов СГУ.

Кроме того, для футбольных встреч использовали городские пустыри. Одним из таких мест был пустырь в Монастырской слободе (район нынешней Стрелки). До революции это была городская окраина, за которой шла булыжная дорога в дачные посёлки. Именно в Монастырской слободе проводился в 1913 году междугородний матч команд Саратова и Самары.

«Спартак»: местный Колизей

Необходимость в строительстве городского стадиона стала очевидной ещё в 20-е годы. В саратовских «Известиях» в августе 1927 года вышла заметка «Стадион необходим».

«…Городской коммунальный отдел включил в смету будущего года расходы на перенос Сенного базара в другое место с тем, чтобы в случае утверждения сметы начать постройку на этой площади стадиона. Но начать постройку возможно только тогда, если губсовету будут отпущены средства на стадион».

В мае следующего года газета сообщила о том, что стадион решено построить в бывшем Вакуровском парке, к работам уже приступили: начат спуск воды и земляные работы. Речь шла о том самом стадионе, который сейчас известен саратовцам как «Спартак». Это старейший стадион Саратова, его ввели в строй в 1928 году.

Сначала была построена одна только западная трибуна на полторы тысячи мест в деревянном исполнении. Кроме футбольного поля, были оборудованы две волейбольные площадки.

В 30-годы городской стадион становится главной ареной футбольных баталий, физкультпарадов и других спортивных мероприятий. Очевидцы рассказывали, что зрителей на футбол приходило столько, что они стояли вплотную к полю и воротам. Вид городского парка и близость Волги, которую можно было наблюдать с верхних рядов, создавали особую атмосферу.

В 1940 году областная газета написала о запущенности городского стадиона, объяснив это тем, что за последние пять лет городской спорткомитет ни копейки не выделил на ремонт.

Своим обновлением городской стадион был обязан Международному фестивалю молодёжи и студентов. Во время подготовки к этому событию в 1956 году деревянную трибуну заменили на монолитную из бетона вместимостью четыре тысячи мест. А через пару лет, когда на стадионе стали выступать команды мастеров, пришлось пристроить и восточную трибуну из металлических ферм на восемь тысяч мест. Объект передали вновь образованному спортивному обществу «Труд», и стадион получил одноимённое название.

Последнюю официальную игру на стадионе «Труд» саратовский «Сокол» провёл в 1969 году. Этот год по сути можно считать началом заката спортивной арены. Необходимость реконструкции была очевидна всем, но она так и не состоялась. Было время, когда первый секретарь горкома КПСС Юрий Кочетков дал задание объехать и изучить конструкции подобных сооружений в России, что и было сделано. Назвали даже стоимость проекта – 10 миллионов рублей. Но после перевода Кочеткова на работу в Армению дело заглохло. Были и другие попытки чиновников (в том числе и в наши дни), тоже неудачные. В 1977 году стадион передали обществу «Спартак». Сейчас стадион «Спартак» напоминает собой развалины Колизея.

«Динамо»: построенный на мифах и легендах

Одна из характерных особенностей первых лет советской власти – воинствующий атеизм, разрушение церквей, часовен и других религиозных сооружений – сыграла на руку развитию сети стадионов.

Вот и на месте стадиона «Динамо» стоял великолепный и величественный собор Александра Невского. В 1824 году его построили на народные пожертвования в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Это был главный собор Саратова и Саратовской епархии, кафедра правящего архиерея, его резиденция.

В 1930 году собор взорвали, а вот его фундамент сохранился и сейчас находится под футбольным полем – его не тронули, опасаясь повредить расположенную по соседству консерваторию. То, что на святом месте находится стадион, верующие и сейчас воспринимают как осквернение святыни и периодически просят власти перенести спортивное сооружение в другое место, восстановив храм.

Но вернёмся в Саратов конца 30-х – начала 40-х годов прошлого века. Первое упоминание о стадионе саратовский спортивный летописец Александр Матюшкин обнаружил в газете «Коммунист» от августа 1938 года. Там говорилось, что в Москве разработан проект спорткомплекса «Динамо» площадью пять гектаров – планировался стадион на 15 тысяч мест, волейбольные площадки, теннисные корты и даже ресторан. Предполагалось всё это великолепие между Бабушкиным взвозом и Гимназической (современной Некрасова) улицей.

То ли денег не хватило, то ли по другой причине, но тогда дело не задалось. Задумку воплотили на другом месте и несколько лет спустя.

Тот факт, что спортивную арену построили в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны и открыли в 1945-м, изумляет. Существует легенда, что указание на строительство стадиона дал лично Лаврентий Берия. Александру Матюшкину эта версия кажется маловероятной – скорее всего, инициатива принадлежит местным энкавэдэшникам.

Ветеран динамовского спорта Михаил Алексеевич Кузьмичёв рассказывал, что стадион своим появлением обязан тогдашнему заместителю начальника областного управления НКВД, переведённому в Саратов из Казани, полковнику Кириллу Боровкову. Узнав от казанских коллег, что Боровков большой любитель спорта и что в Казани он построил стадион, Кузьмичёв в одном из разговоров с полковником походя заметил, что знает прекрасное место для стадиона. Наживка была проглочена, и вскоре на пустующей площадке у «Липок» закипела работа. Строили стадион зэки и военнопленные, среди которых было много венгров. Управились за год.

Построить такое сооружение в годы войны, в условиях дефицита стройматериалов было поистине чудом. Существует несколько версий о том, как доставали стройматериалы. По одной из них, Боровков приказал «перекинуть» их с тюрем и лагерей, по другой – он реквизировал несколько сплавлявшихся по Волге плотов.

Однажды Боровков разыграл «психологический этюд»: директора мебельной фабрики вызывали в печально известное здание на улице Дзержинской и под утро отпускали – мол, руководству некогда, придите завтра. И так – три ночи подряд в неизвестности. Неудивительно, что когда директор узнал, что его «всего-то» просят помочь со стройматериалами для стадиона, то на радостях даже выделил свой транспорт для перевозки.

Согласно сохранившимся в архивах протоколам заседаний президиума областного совета «Динамо», открытие стадиона несколько раз переносилось и в итоге было назначено на 8 июля 1945 года. Очевидцы вспоминают, это было красочное и весьма запоминающееся зрелище.

Одно время, в 40-е – 50-е годы, на «Динамо» имелся вход с улицы Радищева – там, где сейчас находится панорама Волжской набережной.

В 1946–1957 годы стадион был местом домашних встреч саратовской команды мастеров. Трибуны не могли вместить всех желающих – было всего две тысячи мест. Особенностью того времени было присутствие инвалидов войны на каталках, и перед игрой на проспекте Кирова стоял невообразимый шум от соприкосновения колёс десятков каталок с булыжной мостовой. После матча инвалиды направлялись в ресторан «Триумф» неподалёку, и там нередко случались дебоши изувеченных фронтовиков.

Болельщики со стажем помнят знаменитую таблицу чемпионата страны, стоявшую у парка «Липки» со стороны стадиона, где ежедневно собирались сотни любителей футбола, чтобы обсудить самое заветное и волнующее в игре своей команды.

«Динамо» реконструировали в 60–70-х годах: перестраивали трибуны, спортивное ядро. В конце 90-х, к фестивалю «Славянский базар» на арене установили пластиковые кресла. «Динамо» славен лучшим в Саратове естественным льдом, который готовит для своих матчей, тренировок и работы ДЮСШ хоккейный клуб «Универсал». В свободное от русского хоккея время лёд используется для массового катания. Владелец стадиона – МВД.

«Локомотив»: стадион сообразили на четверых

ВXIXстолетии на месте нынешнего стадиона «Локомотив» проходили конные бега, ипподром сюда перенесли в 1889 году. В 30-е годы прошлого века это место облюбовало общество «Медик»: готовился проект стадиона, но помешала война.

Идея переоборудовать ипподром под стадион снова возникла уже в 1956 году у руководства Приволжской железной дороги. Поводом стала передача ПЖД местной футбольной команды. Кстати, разрешение на перенос саратовского ипподрома в другое место запрашивали в столичном управлении, которое возглавлял маршал Будённый.

Бедность послевоенных лет сказалась на проекте стадиона. Основу четырёх трибун составил насыпной грунт (песчаная ваза), на которую уже монтировались железобетонные конструкции. Из подтрибунных помещений были одни раздевалки. Зато имелись ложа «А» на 10 мест для членов бюро обкома КПСС и ложа «Б» на 80 мест – для секретарей райкомов, директоров заводов и т. п.

Строили «Локо» семь лет, до 1962 года. Но уже за год до открытия на поле стали проводиться игры чемпионата СССР по футболу. Семена травы для футбольного газона приобретались в Москве по специальной разнарядке, а резиновая битумная крошка для легкоатлетической дорожки поступила из Алма-Аты.

Трибуны стадиона «Локомотив» заполнялись буквально под завязку. Примечательно, что на два матча 1/16 Кубка СССР в мае 1967 года, когда «Соколом» был славно повержен московский «Спартак», пришло более 35 тысяч болельщиков. Это и по сей день абсолютный рекорд, который вряд ли будет побит.

К концу 70-х сказалось несовершенство выбранного проектного решения, вымывание песка из-под трибун привело к их деформации. Назрел вопрос о реконструкции «Локомотива».

Как это часто бывает в России, решение созрело после выпивки, пишет летописец Матюшкин. Как-то после очередного матча «Сокола», в буфете под западной трибуной «сообразили на четверых» первый секретарь горкома КПСС Кочетков, начальник ПЖД Писарев, директор стадиона Блохин и председатель облсовета ДСО «Локомотив» Рябинин. Оглядев неприглядное помещение буфета, Кочетков изрёк: «Начинайте реконструкцию, город вам поможет!»

По сути это было полная замена сооружений. Работы проводились с помощью чешских строителей. Правда, часть проекта – строительство тира, стеклянный переход, закрытый бассейн – так и осталась нереализованной. Реконструкция «Локомотива» длилась 11 лет, завершить долгострой помогли два юбилея – 400-летие города (1990 год) и 200-летие губернии (1997-й).

С год назад в СМИ появились слухи:ПЖД продаёт стадион под застройку. Но областные власти отреагировали оперативно: «Хватит спекулировать на этой теме. Стадион будет жить», – сказал губернатор Павел Ипатов. Стадион перешёл в областную собственность, из бюджета выделили 25 миллионов рублей, сейчас полным ходом идёт реконструкция: укладывают искусственный газон, устанавливают дренажную систему и систему подогрева. Открытие назначено на 7 сентября.

Сегодня вместимость «Локомотива» – 15 тысяч человек, есть индивидуальные пластиковые сиденья, ВИП-ложа. А ещё – башня для олимпийского огня, на которой горел факел в честь 1-й Всероссийской спартакиады учащихся в 2003 году.

(Текст подготовлен по материалам книги Александра Матюшкина «Энциклопедия саратовского спорта»)