Считаем лошадей

Оценить
В пятницу Государственная дума приняла в первом чтении законопроект министерства финансов, предусматривающий удвоение базовых ставок транспортного налога с 2010 года.

В пятницу Государственная дума приняла в первом чтении законопроект министерства финансов, предусматривающий удвоение базовых ставок транспортного налога с 2010 года.

Это означает, что с 2010 года легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил будут облагаться по базовой ставке 10 рублей за каждую лошадиную силу. И чем мощнее – тем страшнее: от 100 до 150 л. с. – 14 руб.; от 150 до 200 л. с. – 20 руб., от 200 до 250 л. с. – 30 руб., свыше 250 л. с. – 60 руб. за лошадиную силу. И это ещё далеко не всё.

В новой редакции Налогового кодекса местным властям предоставляется право увеличивать ставки в 5 раз. Но автоматического повышения налогов не будет: в конечном счёте ставку будут определять региональные власти.

Пример: за «Волгу» (ГАЗ-31105) автор этого обзора платил 3900 рублей, то есть получается при 130-сильном двигателе – 30 рублей за лошадиную силу. Чего ждать теперь? Удвоения этой суммы? Увеличения её в десять раз? Ведь получается, государство увеличит в два раза и ещё возможность увеличить налог, но уже в пять раз, имеет право регион. После несложных арифметических действий и выходит устрашающий десятикратный рост. Уточним: это не обязательно, но возможно. А учитывая состояние областного бюджета, добавим: весьма возможно.

Повышение транспортного налога происходит в кризис. По крайней мере никто не отважился сказать, что кризис закончился. Добавим сюда замену единого социального налога страховыми выплатами, фактически тот же рост. И что получим? Повышение налогов в первую очередь касается малого и среднего бизнеса и среднего же класса. По сути – того слоя населения, на которое государство собирается опираться в борьбе с кризисом и рецессией. Кто везёт, на того и грузят.

К автовладельцам у нас вообще очень странное отношение. Об этом еще Высоцкий пел: «Очкастый частный собственник в зелёных, серых, белых «Жигулях». Вот в разгар кризиса премьер-министр Владимир Путин объясняет, почему при падении цен на нефть сохраняются высокие цены на бензин. Ну, объяснение это вы, наверное, помните: самые большие налоговые поступления бюджет имеет от нефтяных компаний, потому цена на топливо снижаться не будет. И дальше: человек, который смог позволить себе купить автомобиль, справится с высокими бензиновыми ценами. Типа автомобиль – это роскошь. На самом же деле автомобиль уже не роскошь. Это источник повышенных затрат.

Тема транспортного налога возникла и во время встречи спикера Госдумы Вячеслава Володина с представителями саратовских СМИ. Володин вместе с главой города Олегом Грищенко приехали на эту встречу после осмотра будущей транспортной развязки у Алексеевского оврага. Естественно, своё выступление вице-спикер с дорожной темы и начал, подчеркнув, что в других регионах дела с финансированием дорожного строительства обстоят лучше, чем у нас.

«Они (власти ряда других регионов. – Д. К.) пришли к такому решению, которое можно было бы рассмотреть и нашим областным властям, партии ЕР и депутатскому корпусу в городе. Есть две группы налогов, которые целевым образом должны идти на дорожные работы, – транспортный налог и акцизы на нефтепродукты. Транспортный налог многие регионы отдают в муниципалитеты. Налог никуда не уходит, не перераспределяется. Всё открыто и понятно.

Сумма транспортного налога в Саратовской области на текущий день составляет порядка 1 миллиарда рублей. Наверное, 60 процентов этого налога должно аккумулироваться в городе Саратове. Таким образом, если этот налог передать в муниципалитеты, в районы, то Саратов мог бы за счёт этого налога иметь порядка 600 миллионов на ремонт и строительство дорог. Это постоянный источник, это постоянная возможность ежегодно ремонтировать и строить новые дороги. А то транспортный налог повышается, а качества дорог нет. Сейчас город – заложник того, будут выделены деньги из федерального, областного бюджета или нет. Нет никакой плановости. Мы предлагаем обсудить этот вопрос в рамках фракции ЕР в облдуме, на депутатских фракциях в каждом районе. И если такое решение будет принято, то для всех районов откроются новые возможности».

В связи с этим я спросил г-на Володина: не возникнет ли соблазн повысить в области транспортный налог по максимуму? Известно ведь, какие у нас дороги. Вячеслав Викторович отвечал очень обстоятельно, попутно коснувшись и других тем. Если коротко: максимального повышения не будет. Ибо обернётся оно не только значительными затратами автовладельцев, но и ростом тарифов на транспорте да и вообще повышением всех цен.

Ну что ж, нам остаётся только одно – верить, что так оно и будет. В смысле – налог вырастет, но не запредельно.