Городская власть против Конституции

Оценить
Саратовских родителей обложили неналоговым побором в городской бюджет

Саратовских родителей обложили неналоговым побором в городской бюджет

От 50 до 100 миллионов рублей ежемесячно хотят собрать в бюджет Саратова работники городского комитета по образованию. Источником этих дополнительных доходов бюджета планируется сделать родителей детей, посещающих детские сады и школы. Городская власть Саратова может прославиться на всю страну незнанием Конституции.

Увлекательная бюджетная история началась пару месяцев назад в Саратове. Руководитель городского комитета по финансам Александр Никитин накануне нового учебного школьного года отправил письмо главе администрации Фрунзенского района с просьбой проверить школы и детские сады на предмет получения ими денег от попечительских советов. По мнению Александра Никитина, эти деньги, собранные родителями, не учитываются в бюджете и тратятся вразрез с Бюджетным кодексом.

Бюджетные деньги передвигаются от заказчика к исполнителю по правилам, прописанным в законе о размещении заказов на поставки товаров и услуг. А родительским деньгам эти правила как бы не писаны. Получается непорядок. Чтобы его исправить, деньги попечительских советов, как дополнительные доходы учебных заведений и детских садов, нужно учитывать в общем бюджете города.

В октябре это предложение главного финансиста Саратова глава администрации Фрунзенского района Александр Задумин оформил в конкретное распоряжение по детским образовательным учреждениям. Ссылаясь на письмо Александра Никитина, он сообщал заведующим детских садов и директорам школ, что

добровольные взносы родителей можно перечислять на счёт городского комитета по финансам, указав лицевой счёт образовательного учреждения.

Этот порядок «благотворительных взносов» якобы расписан в статье 41-й федерального закона «Об образовании».

Федеральный закон, на который ссылался глава района с подачи руководителя финансового комитета города, был рождён в 1992 году. В 1999 году статью о привлечении благотворительных взносов, которой пользовались для привлечения родительских денег, подкорректировал указ президента РФ «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ». Указ говорил о необходимости общественного контроля использования целевых и добровольных пожертвований и расписывал механизм этого контроля в форме создания попечительских советов образовательных учреждений.

База для создания таких советов была прописана в законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в 1995 году. Попечительские советы сегодня есть в большинстве школ и детских садов Саратовской области. Они функционируют в двух вариантах.

Либо попечительский совет зарегистрирован как самостоятельное юридическое лицо со своим банковским счётом, либо этот попечительский совет (общественное объединение) входит в ассоциацию попечителей образования, которая организует реализацию программ поддержки и развития образовательных учреждений и взаимодействие с родительской общественностью. Как правило, первый вариант используется в лицеях и гимназиях, а вторым предпочитают пользоваться обычные школы и детские сады.

Схематично работа этих организаций сводится к роли посредника, который согласовывает интересы родителей и образовательного учреждения, определяет объём необходимых дополнительных материальных средств, договаривается о сумме финансовой помощи с родителями и полученные деньги тратит по определённому заранее назначению.

Размер финансовой родительской помощи варьируется от 500 до 1,5 тысяч рублей в месяц. Умножив даже минимальную сумму на 100 тысяч саратовских детей, посещающих детские сады и школы, получим 50 миллионов рублей.

Которые вдруг резко потребовалось учесть в городском бюджете.

Глава Фрунзенского района оказался не единственным собирателем неналоговых школьных доходов в бюджет. Наблюдатели отмечают такую же заинтересованность у главы Заводского района. Говорят, что и в том, и в другом районе руководителей садиков и школ вынуждают отказаться от сотрудничества с благотворительными организациями и организовать сбор благотворительных пожертвований родителей на лицевые счета учреждений.

Руководители садиков и школ застыли в замешательстве. Во-первых, они не знают, смогут ли организовать сбор средств, отказавшись от помощи попечительских советов. Во-вторых, понимают, что денег с этих лицевых счетов им потом не видать. В-третьих, летом нынешнего года были приняты поправки в Кодекс об административных нарушениях, и с 1 декабря за нарушение должностным лицом образовательного учреждения права ребёнка на получение общедоступного и бесплатного образования, гарантированного Конституцией РФ, предусмотрена кара в десятки и сотни тысяч рублей.

В этих обстоятельствах руководителям школ и садиков выгодно держаться от сбора денег как можно дальше. Однако вышестоящее городское начальство это не волнует: оно увидело финансовый поток и хочет его контролировать. Игнорировать начальство руководители школ и садиков тоже не могут. В конце концов, именно это начальство второй год платит руководителям школ и садиков вполне приличные зарплаты. Поэтому школьному начальству остаётся только печалиться. А на защиту независимости денег родителей от бюджетного ведомства Саратова встали попечители. Письма с описанием ситуации отправлены главе города, губернатору, главному федеральному инспектору, прокурору области, в Общественную палату. Ответов пока нет.

Антон Глущенко, президент ассоциации попечителей образования в Саратове:

– В сентябре начали поступать жалобы от руководителей образовательных учреждений, что есть такие планы, на основании которых прекращается деятельность всех благотворительных организаций в школах и детских садах. И те деньги, которые раньше переводились на счета благотворительных организаций, теперь будут переводиться на счета в бюджет.

Все ссылаются на письмо руководителя комитета по финансам Никитина. Однако в письме говорится только о том, что не ведётся учёт попечительских средств. Но это, извините, не проблема попечительских советов. Бухгалтерии школ эти деньги оформляют, так как понимают, что у образовательных учреждений образуется доход. И этот доход централизованная бухгалтерия городского комитета по образованию обязана была учитывать в доходах бюджета. Речь идёт только об учёте, а не о возможности распоряжаться этими средствами. Это уже придумали ушлые чиновники от образования.

Поступая на бюджетные счета, родительские деньги станут собственными доходами бюджета. После этого они подлежат тратам только на те цели, что прописаны в бюджетной смете. Но самое интересное то, что по закону об образовании, в соответствии со статьёй 29-й, бюджет обязан оплачивать заработную плату работников образования, хозяйственные нужды учреждения, коммунальные услуги, лицензирование и т. д. Управлять лицевыми счетами, на которые ожидается поступление денег, будут, по всей видимости, органы управления образованием, утверждающие бюджетные сметы. Средства родителей пойдут на те цели, которые обязан финансировать бюджет. Ведь родители отсекаются от возможности контролировать траты.

Проблемы с использованием родительских средств с лицевых счетов, при полном контроле со стороны чиновников отделов образований, пугают руководителей образовательных учреждений. Заведующие и директора школ, для того чтобы обойти навязанную сверху схему работы, будут предлагать родителям оформлять имущественное пожертвование на необходимые товарные ценности. Мебель, строительные материалы всё же лучше, чем отсутствие возможности использовать средства для учреждений.