Низы не могут, верхи не хотят

Оценить
Размышления о водоснабжении саратовцев, финансировании городского коммунального комплекса и непоследовательности областных чиновников

Размышления о водоснабжении саратовцев, финансировании городского коммунального комплекса и непоследовательности областных чиновников

В начале прошлой недели на официальном сайте одного из электронных СМИ была представлена информация с еженедельного совещания, прошедшего 28 сентября при заместителе председателя правительства Саратовской области Александре Стрелюхине. На совещании, в частности, рассматривался вопрос о водоснабжении жителей Саратова с учётом произошедшей на водопроводном комплексе ВК-3 аварии.

Николай Лужкин

Выступавший на совещании министр строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрий Федотов дал общую оценку произошедшей аварии, которая, по его мнению, сводится только к недобросовестной работе Саратовводоканала. «Эта авария должна многому научить Саратовводоканал и руководство предприятия», – подвёл итог своего выступления Федотов.

Видимо, причину хронического недофинансирования развития систем коммунального комплекса Саратова министр всерьёз не воспринимает. Поэтому и просьба выступавшего следом замглавы администрации Саратова по индустриальному комплексу Андрея Палазника о выделении Саратову в следующем году 500 миллионов рублей на реконструкцию сетей Саратовводоканала из областного бюджета была им отклонена.

При этом Федотов заявил, что таких средств в облбюджете сейчас нет и в ближайшее время не предвидится. Он также напомнил Палазнику, что на протяжении последних десяти лет руководство города и муниципального предприятия вообще не занималось поиском инвесторов.

Что на это можно сказать, кроме как: «Чудны дела твои, господи!»

Кто страдает от поисков крайнего

Ну а дальше можно задаваться целой чередой вопросов.

Когда совещания подобного уровня перестанут быть констатацией фактов с поиском крайнего?!

Когда чиновники областного уровня, и не просто чиновники, а министры, начнут знать, уважать и исполнять законы?!

Когда от этого незнания перестанут страдать простые люди?!

Ведь в соответствии с федеральным законом об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, положения которого министр Федотов должен знать как «Отче наш», к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов по организации и осуществлению инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований.

Дляреализации своих полномочий в сфере инвестиционной деятельности правительством Саратовской области, кстати, было создано министерство по инвестиционной политике. Которое не так давно было «с успехом» ликвидировано. И почему, интересно, министр Федотов не рассказывает населению, сколько инвестиционных проектов, направленных на развитие инженерной инфраструктуры Саратова, было реализовано правительством Саратовской области на территории города?!

Да потому, что рассказывать министру нечего. Вместо этого он с гордо поднятой головой обвиняет руководство города в том, что это именно оно не занималось поиском инвесторов.

Наверное, это было бы смешно, если бы не было так грустно: без воды осталось 274 тысячи жителей города, а также 21 социальный объект, 34 образовательных учреждения, 56 детсадов и 36 ЛПУ. Так как по сути на данный день вместо областного правительства инвестиционной деятельностью в сфере водоснабжения и водоотведения занимаются органы местного самоуправления, вкладывая бюджетные инвестиции, хоть и не столь значительные, в объекты капитального строительства городских коммуникаций, предусмотренные инвестиционной программой Саратовводоканала.

Хотя федеральный закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса предусматривает, что финансовые потребности на реализацию инвестиционных программ таких организаций обеспечиваются за счёт надбавок к тарифам для потребителей, а также за счёт платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Не перекладывайте инвестиции на потребителя

То есть можно задаться вопросом: почему финансирование реализации инвестиционной программы Саратовводоканала осуществляется в том числе и за счёт бюджетных средств? Ответ прост – обеспечение финансовых потребностей организации коммунального комплекса, необходимых для реализации её инвестиционной программы, осуществляется в первую очередь с учётом оценки доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса.

С учётом технического состояния (износа) систем водоснабжения и водоотведения города средства на реализацию инвестиционной программы Саратовводоканала исчисляются не одним миллиардом рублей.

Если предположить, что вся сумма средств, требуемых на реализацию программы, должна быть обеспечена только за счёт надбавки к тарифам и платы за подключение к сетям, то стоимость водоснабжения и водоотведения для потребителей будет запредельной. Этого быть не может и не должно.

Поэтому бюджет города и взял на себя обязательства по финансированию инвестиционной программы. Поэтому городские власти и обращались, и продолжают обращаться в правительство области с просьбой о поддержке города в виде софинансирования инвестиционной программы, реализация которой сможет обеспечить население качественными услугами водоснабжения и водоотведения, обеспечить надёжность работы и увеличить мощность городских систем водоснабжения и водоотведения, что в свою очередь позволит гарантировать перспективу развития города, осуществить вывод из работы аварийных сооружений на капитальный ремонт и реконструкцию, произвести замену существующих маломощных, ветхих водоводов и сетей.

А также построить вновь 400 км сетей, произвести реконструкцию канализационных коллекторов общей протяжённостью 175,6 км, осуществить строительство централизованного водоснабжения и водоотведения в ряде жилых посёлков, а также выполнение природоохранных и энергосберегающих мероприятий, увеличить процент населения города, обеспеченного централизованным водоснабжением и водоотведением, до 90 %.

Справка для министра…

Ну а дальше, как говорится, больше. Всё на том же совещании Дмитрий Александрович предложил скорректировать инвестиционную программу Саратовводоканала с учётом нынешних экономических реалий.

Дадим небольшую справку по инвестиционной программе МУПП «Саратовводоканал».

В 2008 году депутатами городской думы была принята первая на территории Саратовской области инвестиционная программа по развитию систем водоснабжения и водоотведения на период 2008–2010 гг., с перспективой до 2017 года. План мероприятий инвестиционной программы предусматривает реконструкцию имеющихся и строительство новых объектов на ВК-2, ВК-3 (где произошла эта ужасная авария), ВК-4, магистральных водопроводах, сетях и насосных станциях и т. д.

Но для того, чтобы реализовать все эти мероприятия, необходимо изыскать финансовые средства в сумме около трёх миллиардов рублей. Из них за счёт бюджетных средств – около одного миллиарда рублей. В городском бюджете таких денег нет. И принимая инвестиционную программу, городские депутаты надеялись на помощь и понимание проблемы со стороны правительства Саратовской области.

Однако даже в просьбе города о софинансировании в размере 100 миллионов рублей из областного бюджета на реализацию инвестиционной программы на этапе формирования бюджета на 2009 год правительством Саратовской области было отказано.

Хотя тот же министр Федотов прекрасно знает о состоянии инженерных коммуникаций города – процент их износа скоро зашкалит за все допустимые нормы. В итоге на эту программу в 2009 году город наскрёб 87 миллионов в своём бюджете. Да и эти деньги впоследствии урезали до 23 миллионов, в связи с тем что надо было «заткнуть» другую дыру – установить приборы учёта энергоресурсов в многоквартирных домах города.

И вопросы для губернатора

На прошлой неделе в одной из саратовских газет вышла статья, в которой губернатор Саратовской области назвал «глубинные» причины аварии на Саратовводоканале. В том числе Павел Леонидович высказал своё мнение и по инвестиционной программе предприятия. В частности, он сказал: «Я внимательно изучил эту программу. Она очень слабая. Люди, которые её готовили, видимо, оторваны от реальности».

Но, простите, уважаемый губернатор, а где же были ваши специалисты, куда они смотрели, когда давали заключение на проект инвестиционной программы Саратовводоканала?

Почему на этапе, предшествующем принятию программы городом, они не высказали своего экспертного мнения, что инвестиционная программа слабая и нереалистичная, как вы утверждаете?

Ведь в соответствии всё с тем же федеральным законом об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса органы исполнительной власти субъектов РФ (в нашем случае правительство Саратовской области) обязаны давать заключения на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса.

И заключение такое на проект инвестиционной программы Саратовводоканала было дано 18 февраля 2008 года министерством строительства и ЖКХ Саратовской области, возглавляемым Дмитрием Федотовым. В нём указано: «По итогам рассмотрения проект министерство строительства и ЖКХ Саратовской области в целом поддерживает».

Никаких замечаний, предложений и дополнений по проекту программы в заключении к нему министерством не высказано. То есть, когда программа принималась, она всех устраивала, и областное правительство в том числе. А теперь, когда встал вопрос о причинах аварии, произошедшей на ВК-3, реконструкция которого входит в состав мероприятий инвестиционной программы, софинансировать которую правительство отказывается, инвестиционная программа вдруг стала слабой и нереалистичной.

Более того, давая положительное заключение на инвестиционную программу, министерство строительства и ЖКХ Саратовской области не выразило никаких разногласий по поводу того, что её реализация предусматривает финансирование из бюджетов всех уровней, в том числе и областного. Опять хочется воскликнуть: «Чудны дела твои, господи!»

Кратко о системе водоснабжения – для сведения

А теперь остановимся подробнее на самой инвестиционной программе. В одном из её разделов дано краткое описание системы водоснабжения Саратова по состоянию на 2007 год. В систему водоснабжения города входят три водопроводных комплекса, находящиеся в хозяйственном ведении МУПП «Саратовводоканал»: водопроводные комплексы ВК-2, ВК-3, ВК-4, два промышленных водопровода – «Южный» и «Северный», 37 водопроводных перекачных насосных станций (ВПНС), водопроводные сети протяжённостью более 1200 км.

Техническое состояние ВК-2 в программе характеризуется как критическое. Так, износ зданий, сооружений и передаточных устройств водопроводного комплекса с учётом произведённых ремонтных работ по реконструкции составляет 66,9 %; ёмкостные сооружения имеют износ 89 %, в отдельных резервуарах имеются видимые разрушения, трещины, остальные резервуары требуют герметизации и усиления строительных конструкций; идёт интенсивный размыв и вынос грунта из-под оснований сооружений, в результате чего теряется их устойчивость, что может привести в ближайшие годы к аварии и т. п.

Техническое состояние ВК-3, на котором и произошла авария: износ зданий, сооружений и передаточных устройств водопроводного комплекса составляет 63,6 %;

первая секция сооружений имеет значительный износ несущих конструкций, технологического оборудования, трубопроводов; система повторного использования промывных вод работает по устаревшей технологии; нарушена герметизация железобетонных ёмкостных сооружений.

Техническое состояние ВК-4: износ зданий, сооружений и передаточных устройств с учётом выполненных работ по реконструкции водопроводного комплекса составляет 59,6 %. Комплекс принят в хозяйственное ведение МУПП «Саратовводоканал» в 2001 году от ОАО «Саратовский НПЗ» в крайне неудовлетворительном техническом состоянии. С 2001 года были выполнены работы по замене и ремонту технологического оборудования, позволившие привести комплекс в работоспособное состояние. Но остаётся нерешённым вопрос надёжности источника водоснабжения: водозабор ТЭЦ-2 расположен в районе сброса неочищенных стоков в Токмаковском овраге, и сами сооружения комплекса не обеспечены санитарно-защитной зоной, отвечающей нормативным требованиям.

Техническое состояние сооружений промышленного водопровода: износ оборудования, зданий и сооружений насосных станций составляет 59,6 %, напорные трубопроводы, электрооборудование, рыбозащитное устройство в насосной станции 1-го подъёма Южной зоны требуют реконструкции.

Техническое состояние ВПНС: из 37 насосных станций 24 станции приняты на баланс от различных ведомств в крайне неудовлетворительном техническом состоянии. Насосно-силовое оборудование станций значительно изношено и не имеет достаточного резерва для обеспечения бесперебойного водоснабжения.

Износ зданий, сооружений и передаточных устройств водопроводных перекачных насосных станций составляет 60,1 %.

Техническое состояние водопроводных сетей: более 175 км сетей имеют износ до 50 %, более 115 км – от 51 % до 70 %, более 970 км – от 70 % и свыше 100 % (что составляет 77 % от общей протяжённости сетей водопровода).

Чем руководствуются областные чиновники?

При таком уровне технического состояния водопроводного комплекса Саратова со стороны властей должны были быть предприняты все возможные, даже не возможные, а срочные и безотлагательные меры для исправления сложившейся ситуации, предотвращения аварии. Городские власти, на наш взгляд, обвинить в бездействии достаточно сложно.

Они первые в области приняли инвестиционную программу, направленную на развитие систем водоснабжения. При скудности местного бюджета не только изыскали средства на её финансирование, но и постоянно проводят мероприятия по приёмке безхозяйных водопроводных и канализационных сетей, насосных станций города на баланс Саратовводоканала, что также требует затрат, но в тоже время даёт возможность всеохватывающего подхода к реконструкции всей системы водоснабжения и водоотведения Саратова.

А что же правительство области? Ведь первоочередные мероприятия инвестиционной программы предусматривают в том числе и повышение надёжности систем – путём проведения работ по автоматизации технологических процессов на всех водопроводных сооружениях, в том числе и на ВК-3. А, по предварительным данным, насколько нам известно, одной из причин столь серьёзных масштабов произошедшей аварии стало именно отсутствие автоматики.

Чем руководствовались областные чиновники, отказывая городу в софинансировании инвестиционной программы, мероприятий по восстановлению крайне изношенных и принятых на баланс Саратовводоканала водопроводных сетей, объектов инженерной инфраструктуры?

Почему сегодня, говоря о причинах аварии на ВК-3, члены правительства Саратовской области тщательно обходят вопрос финансирования и говорят только о недоработках предприятия?

Что, по мнению министра Федотова, нужно сократить в инвестиционной программе по развитию систем водоснабжения города, как он предлагает – с учётом нынешних экономических реалий?!

Вопросов больше, чем ответов. А в итоге получается по всем известному принципу: низы (город) не могут, а верхи (правительство) не хотят.

Никто не снимает ответственность за произошедшую аварию ни с руководства Саратовводоканала, ни с его сотрудников. Но, уважаемые министры областного правительства, давайте быть объективными в оценках произошедшего, честными перед гражданами, на которых вы работаете, последовательными в своих действиях.

И говоря сегодня о том, что в областном бюджете денег нет и не предвидится на софинансирование такого важного вопроса, как реконструкция и развитие систем водоснабжения Саратова, задумайтесь о завтрашнем дне, перестаньте быть констататорами фактов и вечными «ликвидаторами» последствий. Не в том должна быть ваша заслуга.

Займитесь наконец тем, чем вам положено заниматься и по закону, и по совести! Может быть, тогда и появятся инвесторы, а городские проблемы, не решаемые годами, будут решены.