Льготников пометят штрихкодом

Оценить
Правительство перестало верить перевозчикам

Правительство перестало верить перевозчикам

На 30 процентов будут уменьшены бюджетные компенсации перевозчикам за провоз льготников в городском транспорте. Такое решение приняло правительство Саратовской области.

Помимо кризисных причин сокращения расходов министерство по развитию транспортного комплекса области приводит ещё одну: ведомство усомнилось в достоверности данных о количестве перевезённых льготников.

Проездных больше, а ездят меньше

Как показал анализ, проведённый СГТУ по заказу минтранса, использование горэлектротранспорта льготными категориями граждан снизилось на 30–35 процентов, автотранспорта – на 10–15. Сегодня в Саратове один пассажир льготной категории совершает 36 поездок в месяц на трамвае-троллейбусе и 38,75 поездки на автобусе.

При этом в областной казне 2009 года заложено на компенсационные выплаты 1,7 миллиарда рублей. Бюджетные компенсации формировались так: тариф умножался на количество поездок (усреднённо) и вычиталось 50 рублей, которые льготник должен оплачивать сам. До 1 июля городскому электротранспорту областной бюджет компенсировал 320 рублей в месяц за каждого льготника, а автотранспорту – 430 рублей.

Последний раз льготников подсчитывали в 2005 году. За прошедшие несколько лет картина существенно изменилась. В Саратовской области проживает 850 тысяч граждан, имеющих право на льготный проезд в городском транспорте. Из них это право используют 78 процентов (663 тысячи человек).

По словам министра по развитию транспортного комплекса области Сергея Шейкина, по сравнению с данными 2005 года пользователей льготных проездных билетов стало вдвое больше. Но ездить в общественном транспорте люди стали реже.

Министр говорит, что, несмотря на официальные цифры, перевозчики продолжают утверждать, что пассажиропоток льготников не снижается. «Пожалуйста, мы готовы общаться со всеми перевозчиками, – уверяет Сергей Шейкин. – Каждый из них может принести отчёт о количестве перевезённых льготников и доказать, что их действительно больше».

Председатель гильдии перевозчиков торгово-промышленной палаты области Андрей Данилов напоминает, что надо учитывать факт сезонности. В летние месяцы пассажиропоток снижается в целом на 30 процентов: люди уезжают в отпуска, студенты на каникулы. При этом в дачный сезон мобильность возрастного населения, наоборот, возрастает, пенсионеры беспрестанно курсируют на дачу и обратно.

Транспортники ничего хорошего не ждут

С 1 июля в области внедрена система штрихкодирования льготных проездных билетов. Министр объясняет, что именно так может быть налажен учёт перевезённых льготников. «Заштрихованный» проездной даёт возможность считывать информацию и заносить её в базу предприятия-перевозчика, если предприятие готово работать по такой системе – персонализации льготника.

Поставьте оборудование и принесите данные – что может быть проще, недоумевает Сергей Шейкин. Однако оснастить один автобус таким оборудованием обойдётся перевозчику в сумму от 11 до 35 тысяч рублей, и устанавливать дорогостоящую аппаратуру транспортники не торопятся.

Председатель гильдии перевозчиков торгово-промышленной палаты области Андрей Данилов уверен, что единственная причина, по которой региональная власть решила сократить перевозчикам паёк, кроется в том, что правительство начало считать свои траты. А это для перевозчиков не сулит ничего хорошего. По словам Данилова, выплаты компенсации транспортным предприятиям и без того задерживают, а сокращение отразится на них очень серьёзно.

Перевозчикам придётся изыскивать резервы, чтобы выживать, говорит предприниматель. Поскольку экономить на безопасности перевозок нельзя, нужно будет искать другие способы экономии. Например, повременить с ежегодным обновлением части автопарка, что является непременным условием при участии перевозчиков в муниципальных тендерах.

«Чтобы не был расторгнут договор с городской администрацией, парк необходимо обновлять, – объясняет Андрей Данилов, – но если раньше можно было купить хороший импортный автобус, то теперь не получится».

По словам Андрея Данилова, компенсационные выплаты составляют 30–40 процентов от общей прибыли транспортного предприятия. Если на один автобус выделяется компенсация в среднем в 30 тысяч рублей, а его собственная прибыль – около 50 тысяч, то бюджетные средства занимают приличную долю, рассуждает предприниматель.

Поскольку компенсации выплачиваются перевозчикам, имеющим автобусы большой вместимости, в первую очередь пострадают именно они. «Всё время идут разговоры о том, что больших автобусов в городе должно быть больше – вместо «газелей», – недоумевает Данилов. – И тут же ставят перевозчиков в такую ситуацию».

«Газели» обходят трамваи

Чтобы узнать, как отразится сокращение бюджетных компенсаций на одном из крупнейших (по количеству маршрутов) автоперевозчиков Саратова, мы обратились в МУПП «Саратовгорэлектротранс».

Заместителя генерального директора по экономическим вопросам Аллу Алексееву мы застали в растрёпанных чувствах. О правительственном постановлении здесь, конечно же, знают, но как к нему относиться, пока не определились.

«Ещё ничего не ясно, – убеждала то ли себя, то ли нас Алла Николаевна. – Ещё дума должна заседать!» По её словам, экономисты предприятия ситуацию ещё даже не анализировали. Да и как её анализировать, когда «готовишься к одному, а случается другое»? Посетовав, что сокращения происходят «со всех сторон», Алексеева предложила нам перезвонить на следующей неделе.

Но не стоит забывать, что Саратовгорэлектротранс, помимо заведомо убыточного электротранспорта и попавших в немилость автобусов большой вместимости, работает ещё и с автопарком «газелей», которые курсируют по 30 направлениям, дублируя маршруты электротранспорта. Эта тема постоянно обсуждается на всех транспортных совещаниях города и области.

Особый интерес к дублирующим маршрутам власти стали проявлять, после того как сами отдали троллейбусникам победу в муниципальном конкурсе на осуществление автоперевозок. Сергей Шейкин считает, что городские власти должны поддерживать муниципальное предприятие, а не частников, следует убирать дублёров с улиц города. А вот дать ответ, как быть с такими маршрутами, по которым ходят «газели» самого муниципального предприятия, областной чиновник не может.

Саратовгорэлектротранс, с одной стороны, говорит о непрекращающихся убытках электрического транспорта, с другой – сам же забирает у себя прибыль, пуская «газели» по дублирующим маршрутам», – искренне удивляется министр.

Этот вопрос в очередной раз поднимался на коллегии министерства по развитию транспортного комплекса. Заместитель председателя правительства Александр Стрелюхин напрямую задал вопрос о дублировании маршрутов генеральному директору «СГЭТ» Роберту Винькову. На что Роберт Рудольфович резонно ответил, что предприятие получает от эксплуатации микроавтобусов до 25 миллионов рублей. Поэтому о серьёзном сокращении числа «газелей» сегодня «говорить не приходится».

***

Список маршрутов для «газелей», выигранных на транспортных тендерах МУПП «Саратовгорэлектротранс» на 2009 год:

1, 5, 13, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 42, 42К, 43, 45, 48, 52, 54, 56, 57, 60, 64, 66, 69, 75А, 76, 77, 79, 82, 90, 94, 96, 99, 109.