«Слуги народа»: всю жизнь по встречной полосе

Оценить
Размышления о причинах всеобщей нелюбви к «хозяевам жизни»

Размышления о причинах всеобщей нелюбви к «хозяевам жизни»

Однажды я брала интервью у одного умного человека. Мы говорили о гражданском обществе. Я интересовалась, когда у нас в стране появится это самое пресловутое общество. Он сказал замечательную фразу: «Когда все мы без исключения будем соблюдать законы».

Имелись в виду законы как писаные, так и (может быть, в первую очередь) неписаные. Не бросать бумажки мимо урн, не проходить мимо упавшей старушки и прочие прописные истины. Которые все знают, но почему-то с лёгким сердцем игнорируют. Просто потому, что все так делают.

Но давайте поговорим не обо всех, а о тех, кто должен быть примером. Кто скрупулёзнейшим образом обязан исполнять все прописанные в нормативных актах нормы и правила, а также чтить законы неписаные. Просто потому что они находятся на их страже.

Законы природы не знают чинопочитания…

Недавно погиб губернатор Иркутской области Игорь Есиповский. Гибель нелепая и от этого ещё более трагичная. Вертолёт летел слишком низко и врезался в кедр.

Вопрос – почему вертолёт летел низко? Потому что так захотелось его пассажирам. Они решили, что простейшие правила безопасности (это из неписаных) на них не распространяются. Но от их решения лопасти вертолёта не изменили свою конфигурацию, не пропало земное притяжение и не исчез третий закон Ньютона. А дальше – все мы смертны. Несмотря на чины и звания.

В 2002 году разбился на вертолёте красноярский губернатор Александр Лебедь, в 2003 году – его коллега с Сахалина Игорь Фархутдинов. В 2005 году в автомобильной аварии погиб любимец публики алтайский губернатор Михаил Евдокимов, в 2007-м – губернатор Костромской области Виктор Шершунов.

Все они так или иначе нарушали простейшие правила техники безопасности – полёты в туман и ветер, превышение скорости до неразумной.

Понятно, нарушителей ПДД в нашей стране не просто много, а очень много. Каждый второй автолюбитель и каждый первый профессионал. Но сейчас мы говорим о первых лицах. Скажите, была ли у них всех необходимость гнать и лететь? Наверняка нет. Зато было чувство (справедливое, заметьте) абсолютной безнаказанности. Никто не посмел бы запретить им взлёт или тормознуть их на трассе. Возникает очередной вопрос: почему?

в отличие от законов российских

Почему кортеж губернатора Ипатова может легко повернуть с Кутякова на Горького в сторону правительства (для тех, кто не знает: это аккурат против одностороннего движения)? Причём автомобили милицейского сопровождения громко распугивают машины, едущие в соответствии с правилами дорожного движения. Почему машина губернатора может легко гнать под сто километров под знак, ограничивающий до 40 км в час?

Потому что Павел Леонидович задерживается, а его ждут? Так это он делает почти всегда. Умудряется опоздать даже тогда, когда делать это просто непозволительно. Как это было на возложении венков на Воскресенском кладбище накануне Дня Победы. Получается, что опять всё та же вседозволенность. Хозяин губернии всё-таки.

Почему кортеж с большими гостями праздника славянской письменности летел из Вольска по встречке с немыслимой скоростью? А милиция, призванная следить за безопасностью на дорогах, сама провоцировала инциденты, распугивая встречный транспорт сиренами?

Почему депутаты Валерий Радаев и Василий Синичкин на своих машинах могут ехать навстречу движению по улице Радищева? Потому что, соблюдая правила движения, Синичкину придётся ехать два квартала от думы до БТИ за семь минут, а не за три? А Радаеву просто так удобнее? Или тоже – хозяева жизни?

Бывший депутат городской думы, а ныне крупный городской чиновник Андрей Палазник уважает прокатиться против течения по Первомайской, мэр Саратова Олег Грищенко любит ездить против шерсти по Радищева. Под кирпич на Челюскинцев въезжают практически все члены правительства.

Тут говорится о «скромных» нарушениях простеньких правил дорожного движения. Но если покопаться, то можно найти и более серьёзные прегрешения если не самих первых лиц губернии или иных крупных политических деятелей, то их детей или прочих близких родственников.

А как насчёт того, что депутаты – слуги народа, а губернатор получает зарплату из бюджетных, то есть ваших средств? И почему с высоких трибун они ратуют за соблюдение законов, а в реальности плюют на эти самые законы? Причём приведённые здесь примеры, очень вероятно, не самые большие нарушения.

Правоохранители без предохранителей

Больше чем вероятно, что каждый водитель сознательно или бессознательно напрягается, видя на перекрёстке милиционера. Даже если правила не нарушаются, машина в исправности, стёкла прозрачны и ремень пристёгнут. О беспределе людей в погонах писать не будем. Это поле после кровавого шоу, устроенного майором Евсюковым, истоптали все. Просто зададим несколько вопросов.

Первый и самый забавный. Кто из вас хоть раз видел пристёгнутого ремнём безопасности милиционера? Задумались? Более того, наказание за страшную провинность в виде непристёгнутого ремня постигнет всех, кроме сотрудников милиции. Ну, и ещё нескольких категорий граждан – счастливых обладателей особых номеров, специальных корочек. Речь опять же не о них – все в этой жизни приспосабливаются как могут. Речь о стражах правопорядка.

Можно понять, когда сотрудники ДПС гонят по встречке, дабы быстрее добраться до места аварии. Но ведь они гонят всегда! И к месту аварии милицейская машина редко приезжает через 5–10 минут с момента инцидента. А потом, откуда мы, рядовые налогоплательщики, за счёт средств которых финансируется содержание доблестных сотрудников милиции, знаем – на задание они едут или по личным делам?

Да, никто не отрицает, что культура вождения у нас в Саратове оставляет желать лучшего. Да, лихачи подрезают, превышают и всячески нарушают. Да, только благодаря жёсткому милицейскому прессингу подавляющее большинство водителей пристёгнуты, а сильно тонированные стёкла остались либо у чиновников, либо у блатных. Или у самих сотрудников охраны правопорядка.

Ещё один умный человек сказал, что законность в нашей стране воцарится в тот момент, когда мы увидим пристёгнутого ремнём мента. Может, в этом и есть сермяжная правда?

Чем чиновник «любезен» народу?

Недавно генеральный прокурор страны Юрий Чайка докладывал в Совете Федерации о проблемах коррупции. Результаты прокурорского исследования показательны. Больше всего взятки берут врачи, учителя и рядовые сотрудники милиции. На их долю приходится чуть ли не 70 процентов коррупционных дел.

Понятно, дела считались поштучно. А не анализировались получаемые взяточниками суммы. В этом случае врачи с учителями остались бы далеко позади.

На первое место наверняка вышли бы чиновники, потому что они помалу не берут. Об этом свидетельствуют разоблачительные дела. Сумма меньше 50 тысяч рублей в них фигурирует редко.

«Рядовые сотрудники милиции» взяли бы числом – можно просто перемножить число стоящих на дорогах страны ДПСников, умножить на число рабочих дней и (для простоты счёта) на тысячу рублей. Из полученной суммы отнимаем недополученные доходы двух принципиальных ментов из сериала «Гаишники». Очень вероятно, что эта цифра будет коррелировать со взятками разоблачённых чиновников.

Безусловно, взяточничество, коррупция – отвратительны, и бороться с ними надо непременно. Но, к величайшему счастью, вопреки утверждению известного журналиста и депутата Александра Хинштейна не все жители страны вовлечены в коррупционные процессы. Потому взятки раздражают народонаселение в момент познания сермяжной правды. Информацию примерно 90 процентов населения узнают из ящика. По телевизору столь проблемную информацию сливают дозированно и целенаправленно. То есть все всё знают и что-то слышали. Но постоянным раздражающим фактором взяточничество не является.

В отличие от чиновников, перекрывающих улицы на время проезда себя великих. Чиновников, устраивающих псевдопраздники, из-за которых в мёртвых пробках застывает город. Столь же мало удовольствия доставляют людям пробки, появляющиеся из-за чрезмерного рвения сотрудников ДПС, взявшихся вдруг регулировать движение. Или остановивших нарушителя не у своего опорного пункта, а посреди однополосной дороги.

Недавно, немногим позже инцидента с майором Евсюковым, по всем госканалам крутили сюжет о девушке, сбившей милиционера. Наивное юное создание, любительница экстремального вождения, обгоняла остановленную сотрудником милиции машину. И то ли не рассчитала дистанцию, то ли милиционер отошёл достаточно далеко от стоящего авто... Короче – летальный исход.

Конечно, человека жалко. Смерть ужасна. Но как-то мало кто осуждал барышню. Которая с места преступления не смылась, а наивно отправила любимому человеку эсэмэску с трогательно-циничным посланием: «Зайка, прости, я убила мента».

Грустная история? А для некоторых она должна быть и обидной.