Сергей Рябов: Обязательно возьмём в репертуар хит «Евровидения»

Оценить
В электронной энциклопедии «Википедия» саратовский вокально-инструментальный ансамбль «Кристалл-Балалайка» назван российской фолк-группой. Она упоминается в разделе «Саратов. Культура». Впрочем, и без этого известно, что «Кристалл-Балалайка» – сарато

В электронной энциклопедии «Википедия» саратовский вокально-инструментальный ансамбль «Кристалл-Балалайка» назван российской фолк-группой. Она упоминается в разделе «Саратов. Культура». Впрочем, и без этого известно, что «Кристалл-Балалайка» – саратовская гордость.

«Зона покрытия» у коллектива обширна – городские праздники, российские и зарубежные фестивали. Группа пишет саундтреки к мультфильмам, её музыкой оформляют драматические спектакли. Она представляет Россию в Америке, Европе и странах ближнего зарубежья. Последние зарубежные гастроли были в американском Далласе – городе-побратиме Саратова. Со впечатлений от этой поездки и начал разговор руководитель коллектива Сергей Рябов.

– Нет, вы только подумайте!

– Что такое, Сергей Иванович?

– Да я про Америку. Казалось бы, нас ничем не удивишь – в Америке мы были пятый раз, и глобально там ничего не изменилось. А никак не могу привыкнуть к контрасту с нашей страной, с Саратовом. Так хочется, чтобы наши дети, дети детей жили в такой же чистоте. Неужели так трудно сделать?!

– Ансамбль уже месяц как вернулся из американских гастролей, а вы всё успокоиться не можете?

– Так ведь повод – на каждом шагу. На днях еду на машине в районе 1-й Дачной. Водитель машины в соседнем ряду берёт бутылку и вышвыривает из окна на тротуар. У меня всё вскипело внутри, начал сигналить. Другие водители подключились. Откуда такое варварство?! А есть и такие, которые не бросают, а открывают дверцу, «интеллигентно» ставят бутылку на дорогу и едут дальше. И все лавируют между этими бутылками.

– А не обидно вам петь перед такими хамами? Ведь их много в толпе, которая, например, слушает концерт на площади!

– Нет. Мы даём массу концертов в сельских районах. Так там зрители-мужчины в зале часто сидят в шапках. Наверное, они хорошие, добрые люди, просто им давно никто не напоминал правила поведения. До такой степени сейчас людьми, их культурным образованием никто не занимается.

Тогда на помощь приходит юмор народный. Если мы видим, что в процессе концерта кто-то шапку снял, мы тут же дарим диск с песнями и говорим «Спасибо!». Мол, на тебя так благоприятно музыка подействовала! Он обалдел и на всю жизнь запомнил, что на концерте шапки снимают. Тогда весь зал шапки снимает.

– Америка и в этом культурнее нас?

– Тут другое. Как-то нашему коллективу была оказана большая честь – поздравлять с юбилеем ректора духовной православной академии в Москве. Там весь цвет духовенства собрался.

У меня была возможность пообщаться с самим ректором, и я спросил: «Владыко, у вас, духовенства, есть возможность влиять на души правителей, почему же они так плохо слушают вас? Почему так много прозападного в нашей стране?»

Он ответил: «Наше влияние – крупица. Умами владеет Америка». Все агрессивные фильмы, порно, наркомания и прочее оттуда течёт к нам. При этом в Америке на всё это жёсткая цензура.

– И на этом фоне ансамбль «Кристалл-Балалайка» выполняет прямо-таки миссию – хранит и пропагандирует русскую культуру.

– Ну да. Вы бы видели, как те же американцы нас слушают. Мы пели песни нашего земляка Михаила Устинова, он живёт в Пугачёвском районе. Его песни известны всей России. Например, «Ой ты, роза, вянешь без мороза». Энергетика этих песен проняла американцев – не зная слов, они так «завелись»!

– Вы часто выезжаете с концертами в районы?

– Очень часто. Как-то в одном райцентре области собрали хороший урожай и решили отпраздновать это событие, пригласив наш коллектив. Чтобы соседним районам нос утереть. Так что мы – элемент престижа. А вообще-то, у нас есть свой критерий, по которому мы оцениваем выступление: если нас больше не приглашают, значит, мы выступали плохо. Правда, такое редко бывает.

– Вы поёте под фонограмму?

– Очень редко. Когда льёт дождь, снегопад. Мы в этом смысле профаны – не умеем с фонограммой работать. Фонограмма опасна тем, что артист становится её рабом, не может отступить от неё ни на шаг. А когда понадобится, он с ходу не сыграет. Мне жалко таких артистов. Эта искусственность всегда чувствуется.

Недавно, 9-го мая, мы выступали в Москве. В одном концерте с «Песнярами», «Плазмой» и другими. Все они обалдели от того, что «Кристалл-Балайка» выступает живьём.

– Вы смотрели последнее «Евровидение»? Поделитесь впечатлениями.

– Выступление Анастасии Приходько меня огорчило. Непрофессионально всё это. Если у тебя длинные ноги и куча денег – всё можно купить?

– Так она лицом, так сказать, пела. И платье длинное.

– А какой перед этим пиар был? Казалось бы, мы – народники – должны радоваться Приходько, у неё ж голос народного стиля. Нет, это шоу-бизнес. Говорят, пусть заняла далеко не первое место, зато шоу какое было! Россия всё равно первая – по организации шоу! Маразм. Представьте: провели у нас чемпионат мира по хоккею, и заняли мы последнее место. Тоже надо гордиться, что чемпионат классно организовали?! Всё равно что двоечник будет гордиться, что учится в университете.

– А победитель «Евровидения», норвежец, понравился? У него песня такая простенькая, незамысловатая.

– Великолепно. В простоте красота. Та-да-та-тарара-тара-та. (Напевает.) Это сочетание романтизма с простотой и принесло победу песне Саши Рыбака. Вышел со скрипочкой и сразил всех своим обаянием. Я очень рад за него. Тем более у него белорусские корни. Своей победой он подарил славянским странам шанс на самореализацию. Слышал, что Рыбак обещал писать хиты на русском языке.

– А если «Кристалл-Балалайку» на «Евровидение»… Это как?

– Не представляю, с какой песней нас можно туда послать! А вот песню победителя «Евровидения» мы обязательно возьмём в репертуар. Адаптируем к себе и будем исполнять.

– Недавно «Кристалл-Балалайка» отпраздновала 15 лет существования. Коллектив дал два концерта с аншлагами в Саратовском театре драмы. А как всё начиналось?

– Первый оркестр я создал на заводе «Тантал», где работал. Мы даже записали несколько композиций на студии «Мелодия». В 1992 году в стране началось безвременье, и оркестр распался. Но остался коллектив «Гусята», ребята 13–14 лет. Мы решили искать свой стиль и для начала отказались от стульев. Наш коллектив один из первых в России стал выступать стоя, с приплясом.

– Спина, наверное, болит у музыкантов после двухчасовых концертов?

– Ещё как, особенно у баяниста. Зато мы стали ближе к людям. Ещё я всё время приглядывал места, где можно выступить. В начале 90-х появились первые автомобильные базары, люди там ходили толпами. Так и хотелось встать на перекрёстке и спеть-сыграть. В итоге мы пришли на проспект Кирова и стали играть на улице.

Так мы собирали деньги, чтобы поехать на фестиваль в Севастополь. Люди на улице слушали нас и кидали деньги в чемодан. Тогда знакомые музыканты из консерватории на меня косились, мол, Рябов на улице деньги собирает! В итоге мы поехали на тот фестиваль, и там нам предложили первую работу. Под лежачий камень вода не течёт!

А потом была поездка на Кипр на первый русский фестиваль, мы ушли с улицы, стали зарабатывать деньги более цивилизованным способом. Всякие бывали заказы. Помню, как-то пригласили выступить на дне рождения у директора похоронного агентства! Спели, а чего! В те годы мои ребятишки кормили свои семьи, потому что начались задержки с выплатами зарплат на заводах, где работали родители.

– «Кристалл-Балалайку» часто можно увидеть на околополитических мероприятиях, предвыборных марафонах. Причём с разными партиями. Не претит вам политика?

– В конце 90-х была хоть какая-то альтернатива, партийное разнообразие. А сейчас что либералы, что демократы – никакой разницы в программах.

Так вот, когда ещё была такая альтернатива, получалось, что мы всегда «в оппозиции» работали. Не скажу, что это было явно близко моим убеждениям. Просто этих политиков мы, что называется, по жизни знали. Они приходили сюда и советовались, как грамотно устроить пиар.

Кстати, это небезопасно было. Помню, выступали мы в поддержку одного депутата облдумы. Так накануне концерта мне звонили и советовали «лечь в больницу», угрожали. В 90-е годы и это было.

Помню, что к 10-летию Саратовской областной думы она подарила нам вояж по всем городам области. С каждым депутатом мы приезжали в его округ и давали концерты. Было видно, кто из народных избранников действительно работает с народом.

– Назовите.

– Владимир Пожаров, Зинаида Самсонова, Людмила Савочкина замечательно общались с людьми. Кстати, Савочкина была против кандидатуры нашего ансамбля для вояжа. Хотела «Фабрику» привезти. А когда впервые услышала, вышла на сцену и сказала: «Я была первой противницей, а теперь первая поклонница «Кристалл-Балалайки». Благодаря ей нас теперь знают в Балаковском районе.

– Коллектив у вас сам себя содержит. На поклон к сильным мира сего приходится ходить?

– Однажды было. Мы сделали видеоклип на песню «Не для меня» и отослали её на сайт Бушу. Под песню проходили кадры всех войн 20-го века. От Буша пришёл положительный отклик. Я принёс клип губернатору Аяцкову и предложил популяризировать русскую народную музыку. Организовать проект, купить технику, работать с молодёжью.

Аяцков послушал, загорелся, обещал поддержку, даже бумаги нужные подписал. Но идея наша увязла в кабинетах правительства и не реализовалась.

– И всё-таки «Кристалл-Балалайка» – удачный пример продвижения российского бренда в России и за границей. В чём секрет?

– Мы универсальны. Мы поём живьём и в любом месте. Даже в летящем самолёте приходилось петь. Мы здорово оживляем и украшаем любое официальное мероприятие. Скажем, встречаются мэры российского города и зарубежного, а мы встали и спели – «дали жизни». Наш мэр сразу ощущает гордость за свою страну.

– «Кристалл-Балалайка» знаменита тем, что перекладывает эстрадные хиты на народный стиль и народные инструменты. С чего это началось?

– Когда мы освоили народные песни, захотелось чего-то современного. Для начала удивили Андрея Макаревича – соединили его «Поворот» с созвучной народной песней «По полю-полю». Ему очень понравился наш эксперимент. Именно он и посоветовал нам поставить ударную установку.

Потом услышали, что тема «С причала рыбачил апостол Андрей» «Наутилуса» созвучна с мелодией «Опозданием мы наказаны, что слова любви прежде сказаны» от «Песняров». Новую жизнь «Кристалл-Балайка» дала и старинной песне «Не для меня».

– А иностранные хиты ещё будут? Знаю, что ваша «Шизгара» очень популярна.

– Будут. Композицию группы «Абба» «HаppyNewYear» мы соединили с русской песней «Разлилась Волга широко». По-моему, замечательное сочетание: широта русской реки и чувство полёта, простора в «Абба» – это волшебно. Кроме этого, есть множество современных авторов, в том числе саратовских, которые пишут интересные песни. Некоторые из них «Кристалл-Балалайка» поёт.

Вообще, у нас замечательная молодёжь – я знаю, на «Вконтакте.Ру» у меня множество друзей. Кстати, вот сейчас за дверью юные таланты из университета – пришли на репетицию, ждут, когда мы с вами закончим интервью.