Пионерская идеология стала мифом

Оценить
Нынешним детям не хватает общественной оценки личности и духа соперничества

Нынешним детям не хватает общественной оценки личности и духа соперничества

Недавно все четвероклассники одной из саратовских школ получили по двойке. За то, что не смогли написать реферат про пионеров-героев. И не смогли внятно объяснить, кто такой пионер. И что такое пионерская организация.

Всё уходит в историю. И мощнейшая когда-то детская организация, объединявшая практически всю ребятню Советского Союза, стала историческим артефактом. Но многие наши современники помнят ещё и красные галстуки, и пионерские линейки, и прочие приятные уже атрибуты Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. Мы задали им несколько вопросов.

1. Чем запомнились вам пионерские годы и что они вам дали?

2. Нужен ли сегодня аналог пионерской организации? Какие цели она должна преследовать?

3. Назовите фамилии пионеров-героев.

Марина Алёшина, заместитель председателя Саратовской областной думы:

1. Я очень ждала того момента, когда меня будут принимать в пионеры. С самого утра всё было выглажено. Принимали меня в числе первых, хотя мне было очень страшно – я переживала, что меня по возрасту не примут. Я пошла в школу с шести лет, и к 22 апреля мне 10 лет не исполнялось. Было такое счастье, когда меня в числе семерых одноклассников приняли в пионеры.

В тот день было холодно, но я возвращалась домой с распахнутой курткой, чтобы все видели, что я в галстуке иду. Ощущения, что эта какая-то особая награда, не было, а просто было счастье от чувства сопричастности, от того, что я теперь в пионерской организации, там, где мои старшие подружки.

Я была очень ответственной. Первые навыки системно-организационной работы я получила в пионерской организации, а потом в комсомольской. Помню сбор звена, сбор отряда. Сначала меня звеньевой избрали, потом председателем совета отряда, потом уже председателем совета дружины.

Потом я очень рвалась в комсомол, потому что он был неким признаком взрослости, и очень хотела сменить галстук на значок. Но в этот раз из-за возраста мне не удалось в первой партии в комсомол вступить, и для меня это была такая потеря. Когда меня приняли, то дали комсомольское поручение вести свою школьную пионерскую организацию, и я стала принципиально носить и галстук, и значок. Мы всё время были чем-то заняты, и я нисколько не жалею, что была пионером и комсомолкой, а только рада этому.

2. Я убеждена, что общественные организации – это хорошо. Когда нас сегодня критикуют и говорят, мол, вот вы «медвежат» создаёте, я отвечаю, да хоть «зайчат», хоть «бельчат», главное – чтобы ребятишки были чем-то заняты.

Тогда система, возможно, была чересчур идеологизированной, сегодня всё-таки такого нет. Сегодня больше организаций экологической, культурной направленности. Но старая система была не такой уж и плохой, как это пытаются представить в наши дни. Может быть, не стоит заново создавать такую единую и большую организацию, как пионерская, но в том, что в школах нужны общественные организации, я твёрдо уверена. И точно должны быть направления по увлечениям.

Кстати, мне очень близки экологические движения, потому что, когда я пришла работать в школу, у меня был экологический класс. Это было так здорово. Мои детки были такими ярыми общественниками. Мы муравейники охранять ходили и на первом экологическом слёте побывали. После поездок класс приезжал организованным и сплочённым. Вообще общественные вещи в детях хорошие чёрточки пробуждают, учат взаимовыручке, взаимопониманию. Много лет прошло, а они до сих пор тесно общаются. Я одного ученика встречу, а он мне про весь класс рассказывает.

Если правительственное объединение создавать, боюсь, что в итоге опять получится одна большая организация. А в том возрасте, когда происходит формирование детской личности, это может способствовать появлению приспособленцев. Правда, и раньше были люди, которые вступали в комсомол только для того, чтобы поступить в институт, а не по идеологическим убеждениям. Но всё же создание общей всероссийской организации, куда будут загонять всех поголовно, это неправильно.

3. Валя Котик. Ещё был пионер-герой Павлик Морозов, но у меня к нему ещё в комсомоле отношение переменилось. Пошли уже предперестроечные годы, и появилась другая точка зрения.

Галина Комкова, депутат Саратовской областной думы, декан юридического факультета СГУ:

1. Я была председателем совета дружины школы, поэтому мы проводили массу различных мероприятий. Как один из лучших пионеров, я была отправлена во всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок». Там я отвечала за стенгазету.

Самое интересное в том, что тяга к научной и педагогической деятельности у меня началась именно с того момента. В газете я должна была писать о том, что делать и чему учиться, чтобы, приехав к себе в родные пионерские организации, учить своих друзей и коллег.

Ещё запомнилась акция: вспомни своих родных, которые погибли в войну. На пионерской линейке мы рассказывали о своих героических родственниках. У меня был дядя, который повторил подвиг лётчика из песни. Когда его подбили, он не упал на город, а дотянул самолёт до окраины и разбился там, где уже не было жилых домов. Этот дядя тоже был пионером и тоже отдыхал в «Орлёнке». Я посылала туда запрос, и мне ответили, что о подвиге моего родственника есть страничка в музее лагеря. Это письмо зачитывали на линейке, и помню, что мне было очень приятно.

2. Думаю, что детская организация должна быть обязательно, школьников нужно организовывать и чем-то увлекать. Не знаю, как она будет называться – скаутской, пионерской или как-то по-другому, но главное, чтобы детям было интересно, чтобы они понимали, что сообща делают какое-то нужное дело.

Обязательно необходимо объединение детей для общей хорошей идеи, иначе они потом вырастут, не чувствуя своей ответственности за других людей. Например, в этом отношении было очень показательным и важным движение тимуровцев, когда ребята объединялись, чтобы помогать людям, находящимся в тяжёлом положении. А вот такой заорганизованности, которая была раньше, мне кажется, можно избежать.

Было бы здорово, если в каждом субъекте РФ существовала какая-то своя детская организация, которая преследовала бы хорошие и нужные цели. А если опыт одного субъекта будет воспринят другими субъектами, будет тоже очень неплохо.

3. Лёня Голиков, Валя Котик.

Ольга Алимова, депутат Саратовской областной думы, секретарь саратовского обкома КПРФ:

1. Пионерские годы – чудесные. Вспоминается то трепетное чувство, когда повязывают галстук. Каждый ребёнок этого ждал, потому что это оценка личности, то есть в пионеры выбирали лучших из лучших. Нужно было хорошо учиться, активно участвовать в общественной жизни, примерно себя вести, и каждый старался показать, что он достоин.

Я сама участвовала в каких только можно кружках, и к тому времени, как подошёл срок приёма в пионеры, я училась отлично. Принимали ведь не всех в классе, а человек пять-десять, остальным галстук могли и не повязать. Всегда шло серьёзное собрание, велись обсуждения, кого стоит принимать, а кого нет. Припоминали какие-то негативные случаи. Хотя в нынешнее время это оценивается как детское стукачество или вымещение обиды на других учениках. Но у меня и сейчас, и тогда таких ощущений не было. Клятву мы учили наизусть, а не так, как сейчас, когда слова повторяют за кем-то.

Помню, когда я пришла домой с пионерским галстуком, был накрыт стол, куплены торт и ситро, и все праздновали, потому что дочку приняли в пионеры. Я очень часто ездила в пионерские лагеря, я вообще не представляла себе, как можно провести лето без лагеря. Меня не смущали линейки, соревнования за лучший пионерский отряд и то, что нужно было убираться. Готовили речовки и концерты, участвовали в смотрах, всегда заправляли свои койки самостоятельно, ведь это ещё и приучало нас к труду, ответственности за себя лично и вообще за весь коллектив. Старались все, хотя, конечно, «сачки» были и в то время.

Самые добрые и светлые воспоминания у меня именно о пионерском периоде. Пионером быть было очень престижно. С галстуком не стеснялись приходить на культурные мероприятия и в театры. Им так гордились и всегда хотели показать, ведь он означал признание, говорил, что ты пионер, а значит, первый.

2. Думаю, что всегда и во все времена нужно, чтобы детьми обязательно занимались. И не потому что у меня ностальгия по прошлому, просто, когда дети заняты, у них развивается дух соперничества.

Главное только ничего не навязывать, чтобы всё было просто интересно и каждый нашёл себе применение в общественной организации. Один пусть рисует, другой танцует и так далее. Взять вот, например, хулигана: если ему дать задание, то в нём проявляются хорошие черты, ответственность. Но это не должно быть так, как сейчас, – насаждение чисто идеологических организаций.

Пионерская организация была отчасти политической: ребята выпускали собственную газету, но писали хорошие и добрые материалы. А сейчас есть едросята, у которых нет никакой идеологии и речь о патриотизме вообще не ведётся. Главное просто отчитаться об огромном количестве людей, которые якобы поддерживают президента.

Пионерские организации существуют до сих пор, но к педагогам и директорам школ применяются репрессивные меры за их создание. У каждого должно быть право выбора, мы спрашиваем у родителей, не возражают ли они, чтобы их ребёнок был пионером, потому что находиться в любой оппозиционной организации в наши дни опасно для жизни. Некоторые родители сами приходят к нам и, вспоминая о чудесных пионерских годах, просят принять их детей в пионеры. Каждый год в день пионерии мы принимаем новых членов. А вообще, хорошие пионерские организации – в тех регионах, где адекватные губернаторы. И там дети не шляются по подвалам, а на слёты ездят.

3. Марат Казей, Зина Портнова, Лёня Голиков, Володя Дубинин и, естественно, Павлик Морозов, кто бы и что бы про него сейчас ни говорил.

Олег Галкин, депутат Саратовской областной думы:

1. Когда меня принимали в пионеры, был конец 80-х годов, и это был уже некий формализм, который шёл по инерции. Галстук повязали, ячейку создали, но уже никаких потуг, направленных на то, чтобы перевести старушку через дорогу, что-то построить, что-то покрасить, уже не было. В то время происходила ломка системы, и не было уже комсомольского этапа на тот момент. После 1991 года красные знамёна и красные галстуки смешались в кучу и значения не имели. Мой первый пионерский год в школе ещё что-то пытались делать, но у тех, кто это всё организовывал, отношение уже было ко всему формальным, потому что все понимали, что системе конец.

2. Для работы с молодёжью, для подрастающего поколения подойдёт любая форма их объединения, главное – чтобы всё велось в позитивном русле. Другое дело, какие у организации цели, а они могут быть самыми разнообразными. Например, экологическими, спортивными, культурными и так далее. Просто, может быть, не стоит в этом возрасте давить на политическую направленность и ограничиться общественной жизнью. Не обязательно создание единого общероссийского объединения, на мой взгляд, наоборот, нужно настаивать на многообразии. Чем больше будет организаций, тем лучше.

3. Володя Дубинин.

Павел Беликов, министр регионального развития Саратовской области:

1. Естественно, пионерские годы вспоминаются 19 мая. Это день пионерии, когда со всеми друзьями, товарищами и одноклассниками мы собирались и выходили в поход. Там жгли костры и пели песни.

2. На этот вопрос очень тяжело ответить, молодёжь сейчас продвинутая, и она сама для себя решения принимает.