Зарплату сократили по закону, но с нарушениями

Оценить
Газета наслала на технический университет проверку трудовой инспекции

Газета наслала на технический университет проверку трудовой инспекции

В редакцию «Газеты недели в Саратове» обратились сотрудники Саратовского государственного технического университета с жалобами на руководство вуза. По рассказам работников, пожелавших остаться неизвестными (чтобы избежать преследований со стороны руководства), с декабря 2008 года зарплата многих младших преподавателей сократилась более чем вдвое.

«Раньше я получал от 9 до 10 тысяч рублей ежемесячно, – рассказал нам один из позвонивших. – А сейчас получаю 4 тысячи. При этом оклад у меня с шести тысяч сократился до трёх с половиной. До 3600 рублей, если быть совсем точным».

Из рассказов преподавателей стало ясно, что кроме оклада в 3600 рублей часть их заработка составляют доплаты. Например, 300 рублей как молодому специалисту и 400 рублей – на приобретение учебно-методической литературы.

На вопрос, выясняли ли сотрудники вуза причины изменений в зарплате, нам ответили, что напрямую к ректору Игорю Плеве обратиться никто не решился. Но в Трудовом кодексе нашли, что «базовый оклад не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда». Университетские юристы напомнили преподавателям о некоем документе, что был подписан в конце прошлого года каждым собственноручно.

«Что это за документ?» – спросили мы. «Не знаем, никто его подробно не читал».

Мы посоветовали преподавателям обратиться за консультацией, например, в государственную инспекцию труда в Саратовской области. «Наверняка уволят после этого», – ответили они.

Тогда в госинспекцию обратилась «Газета недели». Как оказалось, изменения, которым была подвергнута заработная плата части университетских преподавателей, вполне укладываются в нормы закона. И речь, как выяснилось, идёт о пресловутой «новой системе оплаты труда».

Государственные инспекторы труда сообщили «Газете недели»: «По итогам проверки выявлено, что на основании постановления правительства РФ от 5 августа 2008 года «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти», работники ГОУ ВПО «СГТУ» были уведомлены об изменении условий трудового договора в части условий оплаты труда с 1 декабря 2008 года».

«Некий документ», который подписали сотрудники университета, оказался не чем иным как «дополнительным соглашением к трудовым договорам». Этим соглашением, как пояснили работники инспекции, преподавателям были установлены должностные оклады, а также выплаты «компенсационного и стимулирующего характера, которые установлены положением об оплате труда ГОУ ВПО «СГТУ».

Кроме того, по словам инспекторов, недовольные новыми зарплатами преподаватели вуза несколько заблуждаются в понимании Трудового кодекса РФ.

«Трудовым законодательством не предусмотрено понятие «базовый оклад», – разъясняет нам заместитель главного инспектора труда в Саратовской области Валерий Аношин. – А ниже минимального размера оплаты труда, согласно требованиям статьи 133 Трудового кодекса, не может быть месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности. В эту сумму не включаются лишь выплаты компенсационного характера, такие как оплата сверхурочной работы и работы в выходные и нерабочие праздничные дни».

Другими словами, государственным инспекторам не в чем было упрекнуть руководство СГТУ, сократившее зарплаты своим сотрудникам.

И всё же некоторые недочёты со стороны ректората вуза вскрылись. Работников университета забыли ознакомить с «Положением о системе рейтинговой оценки трудовой деятельности сотрудников СГТУ» и раздать им под роспись экземпляры трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним, чем собственно нарушили требования трудового законодательства.

Ректору СГТУ Игорю Плеве, в связи с выявленными нарушениями, было выдано «обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства».

Так что получается, что материально преподавателям мы не помогли. А только поспособствовали просвещению.