Ни 24, ни 48 процентов – ещё не предел

Оценить
Банковские работники намекают на дальнейший рост ставок по кредитам для малого бизнеса

Банковские работники намекают на дальнейший рост ставок по кредитам для малого бизнеса

«Ярмарка кредитов» квартировала в администрации Волжского района Саратова на минувшей неделе. Шесть банков знакомили представителей малого и среднего бизнеса со своими финансовыми продуктами. Бизнес задавал интересующие вопросы банковским специалистам и уходил с ворохом информационных буклетов.

Все вопросы предприниматели выяснили в течение получаса. Через тридцать минут после открытия ярмарки кредитные специалисты сидели уже в полном одиночестве. Председатель комитета по экономике городской администрации Алексей Санников назвал ярмарку «экспериментом», попыткой определить, в каком направлении оказывать помощь предпринимательству.

По словам Санникова, приглашения на участие в ярмарке были разосланы всем банкам, работающим в Саратове. Но откликнулись только шесть. Среди которых, кстати, не оказалось филиала Сбербанка. Алексей Сергеевич предположил, что банку это либо неинтересно, либо он для начала хочет увидеть итоги первой ярмарки.

Кроме банков с предпринимателями общались представители регионального министерства экономики, комитета по управлению имуществом и даже комитета по земельным ресурсам. «Это все организации, с которыми приходится работать малому бизнесу», – говорит Санников.

Представители банков честно заявляли, что пришли на ярмарку прорекламировать свои продукты. Лишний повод заявить о себе кредитному учреждению никогда не помешает.

Руководитель группы корпоративного кредитования одного из банков Екатерина Запевалина говорит, что кроме рекламы они преследуют и иные цели. Например, пообщаться с потенциальными клиентами и выяснить, почему возникает их неплатёжеспособность. В условиях кризиса объёмы кредитования банков заметно снизились, а доля просрочки платежей по кредитам существенно выросла. Поэтому дополнительное привлечение клиентов просто необходимо. А этот процесс между тем становится всё сложнее и сложнее. Средняя годовая кредитная ставка банка – 24 процента. И несмотря на то что она считается конкурентоспособной на рынке, не у многих предпринимателей есть возможность взять под неё кредит.

К Екатерине Запевалиной на моих глазах обращается предпринимательница. Она интересуется, может ли её предприятие, занимающееся пошивом женского пальто, взять кредит на пополнение оборотных средств в размере трёх миллионов рублей, если в собственности у предприятия ни оборудования, ни недвижимости нет – всё арендовано.

Екатерина Запевалина сочувственно сообщает, что у банка повысились требования к заёмщикам, в частности по залогу. Чтобы взять кредит в банке, необходимо иметь в собственности недвижимость, автомобиль (не старше 2007 года выпуска) или залог физических лиц-поручителей.

– А мы раньше в качестве залога использовали продукцию, – разводит руками предпринимательница.

– Сейчас так не получится, – сообщает представитель банка, лучезарно улыбаясь.

В том, что действительно годовая ставка по кредитам в 24 процента выглядит очень конкурентоспособной, я убедилась, сравнив её с предложением другого банка. Там за заёмные деньги просили уже 48 процентов. Это самая высокая ставка в регионе.

Заместитель директора департамента малого и среднего бизнеса Сергей Самойлов уверен, что это ещё не предел. Действительно максимальные ставки предлагают специалисты «серого» кредитования – другими словами, ростовщики. «Когда вам предложат заём под 18 процентов в месяц, вот это будут по-настоящему максимальные ставки», – считает Сергей Самойлов.

Несмотря на то что даже психологически 48 процентов – это высокий барьер, руководство банка уверено: знающие люди разберутся. Например, предприниматель заключает сделку на миллион рублей и планирует заработать с неё 1,2 миллиона. Но на руках у него есть только 900 тысяч. Он приходит в банк, берёт недостающие сто тысяч, совершает сделку и через неделю зарабатывает свои двести тысяч. А банку он будет должен всего 700 рублей. Но чтобы разобраться в этой банковской политике, надо быть человеком знающим.

Сергей Самойлов будущих клиентов банка определяет по «ореолу успешности» и внешнему виду. «Это человек, который справляется со всеми текущими обязательствами и чётко знает, чего хочет», – объясняет банкир. Но для посредственных представителей малого и среднего бизнеса, не окружённых «ореолом успешности», процентные ставки банков остаются непреодолимым препятствием.

«На кредитные ставки банков никак нельзя повлиять, – говорит Алексей Санников. – Это, конечно, очень лимитирующий фактор, но эту задачу мы решить не можем». Впрочем, это и не было целью создания ярмарки, успокаивает председатель комитета. Главное, чтобы собрать всех в одном месте в одно время. И эта задача выполнена.