Капитал бежит быстрее, чем 10 лет назад

Оценить
В 2008 году отток капитала из России составил 130 миллиардов долларов. В пересчёте на наши российские деньги это примерно 4 триллиона рублей. Половина годового бюджета нашей страны. Даже Центральный Банк России не ожидал такого исхода. Там видели это

В 2008 году отток капитала из России составил 130 миллиардов долларов. В пересчёте на наши российские деньги это примерно 4 триллиона рублей. Половина годового бюджета нашей страны. Даже Центральный Банк России не ожидал такого исхода. Там видели этот показатель с максимумом в 100 миллиардов долларов. И теперь Центральный Банк пытается проанализировать, кто, куда и с какой скоростью выводил из России деньги.

Примерная картина не может не удручать. Примерно половина суммы, около 75 миллиардов долларов, приходится на покупки российскими компаниями и частными лицами иностранных активов. Проще говоря, вместо того чтобы вкладывать деньги в российское производство и российскую недвижимость, наши деловые сограждане предпочитают финансировать проекты за рубежом.

Осуждать делового человека за то, что он таким путём пытается сохранить заработанное за годы стабильности, некорректно. И даже упрекнуть в непатриотичности не получится. Потому как деньги – материал текучий. И их можно как вывести из страны, так и ввести в неё – когда в стране станет поспокойней и постабильней. Главное для делового человека – деньги всё-таки сохранить. А желательно и приумножить.

В России в ближайшее время приумножать капиталы будет проблематично. И сигнал об этом премьер-министром Путиным «в народ» послан. Общаясь осенью с населением в рамках своих традиционных телелиний, он сказал, что государство не будет препятствовать движению денег за рубеж. Результат не заставил себя ждал. Именно после этих слов, в четвёртом квартале 2008 года, и зафиксирована основная часть оттока.

По подсчётам аналитиков, отток условно можно разделить на три составляющие. Кроме денег, отправленных за рубеж для обеспечения бизнес-интересов отдельных деловых людей и компаний (они составляют около половины от общей суммы), следует учитывать «уход» населения в доллары. Это примерно около 30 миллиардов. И примерно столько же остаётся на выплату долгов частных компаний зарубежным инвесторам.

Но, чтобы понять масштабы случившегося в 2008 году оттока капитала, абсолютных цифр не достаточно. Пищу для размышления даёт динамика. В 2003 году чистый отток капитала (это разница между деньгами, пришедшими в страну и ушедшими из неё) составил 2 миллиарда долларов. В 2004 году уже почти 10 миллиардов. Тогда эксперты связывали рост объёма уведённых из страны денег с делом ЮКОСа и желанием предпринимателей обезопасить заработанное.

Российское правительство данный факт абсолютно не смущал. Тогда принято было всё сравнивать с показателями 1998 года. И 10 миллиардов оттока 2004 года, конечно, виделись абсолютно нормальными по сравнению с 70 миллиардами пятилетней давности. И скорее давали пищу для гордости, а не для огорчения. Позволяли надеяться на то, что бизнес и население поверили власти и не спешат делать опрометчивые поступки.

В 2005, 2006, 2007 годах наблюдался приток иностранных денег в Россию. В основном в форме кредитов зарубежных банков российским предприятиям и организациям. И хотя собственно российские деньги из страны тоже уходили активно, чистый отток в эти годы не превышал 10 миллиардов. А в 2007 году был зафиксирован даже чистый приток капитала в размере 80 миллиардов долларов.

Это был последний отчётный год президента Владимира Путина. И эти 80 миллиардов он оценил как одно из главных достижений работы своей команды. С его точки зрения, это был яркий показатель доверия к экономике России. Доверие оказалось недолгим. Отток 2008 года свидетельствует о том, что России доверяют меньше, чем в 1998 году. Ну, или так же.

Однако доверие – недоверие всё-таки категории философские, в которых мы не меряем нашу повседневную жизнь. Что нам, обывателям, от того, что капиталы стремительно покидают Россию? Но оказывается, что всё не так просто. И от скорости бегства капитала пострадают многие.

Нужно чётко понимать, что только иностранные займы сделали кредиты доступными для студентов и пенсионеров. Теперь таких дешёвых и лёгких кредитов не будет. А ещё не будет новых рабочих мест с высокими зарплатами. Потому что их создаёт бизнес, которому перестали нравиться условия игры в России.

Для государства же нашего огромные цифры оттока, кроме моральных издержек, несут, как это ни странно, благо. Чем больше рублей конвертируется в валюту (не важно, уходит она из страны или прячется в банках), тем меньшим становится объём рублёвой массы. И можно печатать новые российские рубли, не опасаясь разогнать инфляцию.