В телевизоре двое, я и Путин

Оценить
Очередей из желающих пообщаться с бывшим президентом возле его общественной приемной не наблюдалось

Очередей из желающих пообщаться с бывшим президентом возле его общественной приемной не наблюдалось

На минувшей неделе саратовцы, как и жители других регионов, получили возможность задать вопрос премьер-министру Владимиру Путину. Для беседы с главой правительства единороссы отобрали около 50 человек, чьи вопросы соответствовали федеральному масштабу мероприятия. Как известно, в эфир вышли двое. Спросили, как Владимиру Путину удаётся быть гением и как он планирует побороть кризисную безработицу. Прочих горожан, явившихся без приглашения, в студию, конечно, не пустили: ходоков перехватывали местные чиновники, устроившие внезапный приём на втором этаже партийного здания (никакого анонса этого мероприятия в саратовских СМИ мне обнаружить не удалось).

«Что, вот так просто зашли?!»

Очередей из желающих пообщаться с бывшим президентом на улице Советской не наблюдалось. Может быть, потому, что телереклама призывала граждан звонить и писать СМС-сообщения, а вовсе не идти по конкретному адресу. Зато милиции в окрестностях путинской приёмной столько, будто Владимир Владимирович явился во плоти. Центральный вход офиса заперт, окна заклеены изнутри плотной бумагой – чтобы не подглядывали в студию, расположенную в холле.

Захожу в боковую дверь, прошусь к Путину. Вахтёрша испуганно вскакивает. «Что, так просто мимо шли и вдруг зашли?» – спрашивает подозрительно. Подмигивает милиционерам. При виде редакционного удостоверения материализуется милая девушка из партийной пресс-службы и почти нежно увлекает меня на второй этаж: «Вы не сможете попасть туда, где телекамеры, зато сможете посмотреть, как принимают граждан первые лица области и города».

На кабинетах приёмной – свежие таблички с именами губернатора, спикера, главы города и сити-менеджера. Толпятся депутаты, клерки, охрана, журналисты и несколько посетителей, хорошо известных своими проблемами по публикациям в СМИ.

Появляется первый «незваный» ходок к премьеру. Раиса Ивановна Рябова пришла, чтобы «позвонить Путину» и задать вопрос о пенсии: гражданам старше 80 лет полагается надбавка, а ей почему-то не дают. О прямой линии она услышала накануне по радио и поняла, что «можно обращаться со всеми вопросами, у кого душа болит».

Ещё на лестнице Раису Ивановну подхватывает начальница приёмной, под руку ведёт в конференц-зал, помощник мэра с голливудской улыбкой пододвигает пенсионерке новенький стул. И Путин, можно сказать, присутствует – на другом конце стола, в телевизоре.

Бабушку чуть ли не на руках переносят из кабинета в кабинет, следом бегут телеоператоры. Раиса Ивановна растерянно улыбается. Вообще-то, она хотела именно у премьер-министра спросить об особенностях исполнения федерального законодательства: её сестре-двойняшке, живущей в Волгограде, надбавку к пенсии без проблем выдают, может быть, в Саратове есть собственный закон о том, чтоб не платить? Клерки советуют просительнице написать письмо руководителю областного Пенсионного фонда Николаю Семенцу – сейчас он в Москве, в одной студии с премьером. В ПФ Раиса Ивановна уже была месяц назад. Там с ней обошлись не столь любезно, к начальнику не пустили и объяснений не дали.

Следующий посетитель – Александр Гаврилов, лицо без гражданства. В Саратове он учился, женился и жил с 1970-х годов. Но 6 февраля 1992 года умудрился оказаться в Киргизии и по закону российским гражданином не считается. Жалобщика также препровождают в конференц-зал с Путиным в телевизоре. Принимает городской депутат Ванцов. «Незнание закона не освобождает от ответственности. Закон суров, но его надо слушаться», – парламентарий перебирает неоспоримые аргументы. Вдруг его осеняет: «А вы раньше обращались в приёмную?» Да, говорит Гаврилов, к юристу. «А подойти-ка сюда, Петров!» – депутат Ванцов указывает в дальний угол зала, где затаился названный специалист. Юрист Петров не решается приблизиться к посетителю, склоняется к могучему плечу законотворца и повторяет: «Ну что он сейчас-то, пусть во вторник придёт, ну что сейчас-то». Лицо уходит, как и было, без гражданства.

Простому гражданину жаловаться не на что

Просители заканчиваются быстро. Премьерская прямая линия приносит двойную пользу: помогает и местным чиновникам убедиться, что простому гражданину жаловаться почти не на что. Клерки, партийцы, скучающая охрана и пресса собираются перед телевизором. «Избранные» с первого этажа не подают слышимых признаков жизни. В изоляции от остального человечества они находятся с 10:00 утра. Присутствующие гадают, дали ли бедолагам стулья и выпускают ли в туалет.

Наконец около 14:00 Саратов выводят в эфир. Земляки с напряжёнными лицами стоят плотной колонной, синхронно поднимают руку. Зрители в конференц-зале могут убедиться, что с «изолированными» всё в порядке. Страшно представить, сколько каналов спутниковой связи и прочей сложной техники задействовано, чтобы сидящие на втором этаже могли посмотреть, что происходит на первом.

Корреспондентка ВГТРК протягивает микрофон в задний ряд, юноше в красной майке. Он интересуется, как Владимиру Владимировичу удаётся совмещать руководящие должности в партии и правительстве, «хватает ли времени и сил».

Второй вопрос от Саратова задаёт Ольга Савельева, инженер-технолог завода «Контакт». Она работает на предприятии 20 лет, получает меньше 8 тысяч рублей, одна воспитывает дочку. До января на заводе должны сократить 1500 работников из 4 тысяч. Уже сейчас отменили премии. Ольга боится потерять работу. Спрашивает, как правительство «будет решать проблему массовой безработицы».

Третий вопрос Путин отобрал сам в конце передачи, при чтении сообщений из центра сбора информации. 17-летний житель города поинтересовался: «Как вы думаете, продление сроков полномочий президента и парламента приведёт к более плодотворной работе в целом? Как вы лично относитесь к увеличению сроков?»

Когда становится ясно, что Саратову больше слова не дадут, распахиваются двери кабинетов и сидевшие в них первые лица выходят в коридор. Кажется, довольны: ничего особо плохого про подведомственную территорию не сказали.

Губернатор Ипатов рассказал, что принял чернобыльца, который просил содействия в получении федеральных выплат, работника «Саратоворгсинтеза», жаловавшегося на массовые сокращения, и тренера ФК «Салют», просившего о бюджетном финансировании для команды и футбольной школы. Всем троим глава области пообещал помощь, но предупредил, что денег нет.

Глава Саратова Олег Грищенко принял десять человек и сразу решил несколько проблем: пообещал включить электричество в новостройке на улице Весенней и проверить ремонт крыши на 2-м Московском проезде.

Герои «премьер-тайма»

Снизу поднимаются участники телемоста. Учитель школы № 95 Александр Меркулов и завуч русской классической гимназии Василий Подшибякин попали на прямую линию по приглашению комитета образования: за пару дней до передачи школы обзвонили и попросили предоставить желающих. Вопросы придумали сами и не говорили даже ведущей. Признаются, что часы в ожидании включения «пролетели, как пять минут».

Никакой очерёдности выступлений во время эфира не было, журналистка сама выбрала, кому дать слово. Меркулов хотел спросить премьера о летнем отдыхе детей, Подшибякин – о льготной пенсии для директоров школ. О том, что пообщаться не удалось, они не жалеют, передавать свои вопросы куда-либо в письменной форме не собираются.

Главных саратовских героев эфира выводят на импровизированную пресс-конференцию. Сергей Шумилов учится на пятом курсе филологического факультета. Неделю назад увидел рекламу прямой линии по телевизору и в Интернете. Заметил рядом со зданием на Советской спутниковые тарелки и понял: дорога к Путину начинается здесь. Зашёл, оставил в приёмной свой номер телефона. О чём он планирует говорить с премьером, никто не спрашивал.

«Я очень долго думал, как сформулировать вопрос. Отец помогал, он лучше в политике разбирается. Я сам совмещаю учёбу с работой в магазине, это сложно, меня интересовал жизненный опыт Путина. Я думал, он поделится своим распорядком дня, расскажет, каким спортом занимается и как отдыхает. Я так волновался и толком не услышал, что он ответил», – рассказывает Сергей.

Второй участнице, Ольге Савельевой, Владимир Владимирович ответил, что массовой безработицы не будет, но на всякий случай пособие уже повышено и оно даже больше пенсии. «Увеличение пособия меня не устраивает. Я бы хотела, чтобы сохранились рабочие места, – говорит Савельева. – Но меня почему-то вдохновил ответ Владимира Путина. Он нас не бросит». На телемост Савельеву выдвинули по профсоюзной линии, после опроса работников, проведённого по инициативе «Единой России».

За качественную организацию работы по проведению прямой линии саратовская приёмная награждена грамотой.

Заместитель председателя ГТРК «Саратов» Сергей Утц:

– «Разговор с Владимиром Путиным» – это внутренний проект ВГТРК. Да, премьер общается с населением. Но организационную работу провела ВГТРК, компания вложила собственные деньги, доставила технику из Чувашии и Москвы, провела согласование с героем и заслужила эксклюзив. Нам этот проект нужен, чтобы поднять рейтинг смотрения, чтобы остальные СМИ на нас ссылались.

Руководитель исполкома ЕР Ольга Баталина:

– Никакой закрытости нет. Вход был ограничен по соображениям безопасности, так как внутри находились дорогие камеры и оборудование. Думаю, что Саратов вошёл в число городов-участников проекта потому, что по итогам второго тура конкурса саратовская приёмная председателя партии признана лучшей в ПФО. С момента открытия 25 июля сюда поступило более 2,5 тысяч обращений. Среди них были и вопросы, которые требует федерального участия. Из тех, кто ранее обращался в приёмную с такими вопросами, а также звонил на телефонную линию в рамках подготовки прямой линии, были отобраны участники телемоста. В Москву ездили руководитель саратовской приёмной Николай Семенец и два представителя общественности региона – директор ФТЛ № 1 Гарри Татарков и руководитель сельхозпредприятия «Абодимовское» Геннадий Правдин.

Слово творит чудеса

2005 год: пункт прямого включения организовали на энгельсской авиабазе, куда посторонним попасть нельзя. Военнослужащие и их жёны спрашивали Владимира Владимировича о квартирах и пенсиях. Саратовская пенсионерка Землянухина дозвонилась гаранту по телефону, пожаловалась, что чиновники заставляют жильцов кооперативной пятиэтажки выкупать землю под домом. Путин назвал происходящее «беспределом». «Слова президента власти Саратова расценили как поручение, обязательное для исполнения вне зависимости от обстоятельств», – сообщила пресс-служба мэрии. Собранные деньги жильцам вернули, документы на землю оформили за счёт бюджета.

2008 год: не менее чудесным действием обладает и слово нового президента. Жительница Саратова Валентина Шубенкина, продающая газеты с рук, в январе в ходе горячей линии Дмитрия Медведева пожаловалась на чиновничьи притеснения. И хотя он тогда был лишь кандидатом, городская прокуратура тут же вынесла предостережение администрации Волжского района, которая нарушала закон «О СМИ» и пыталась ограничить розничную торговлю прессой.

В ноябре премьер-министр Владимир Путин отметил на одном из совещаний: «По-прежнему разрешения на строительство приходится ждать по полгода, а где-то и больше. При этом в десяти регионах этот срок даже увеличился». В качестве негативного примера была названа Саратовская область.

Незамедлительно среагировала областная прокуратура.«В связи с прозвучавшей в средствах массовой информации обеспокоенностью председателя правительства РФ Путина В. В. положением о выдаче разрешений на строительство в Саратовской области прокуратурой области организованы контрольные сверки по данным вопросам», – сообщает надзорное ведомство.

Как саратовцы любят Путина

2002 год. Региональное отделение ЕР заявило о проведении акции, приуроченной к 50-летию главы государства. В Саратове, Балакове, Балашове, Энгельсе планировалось собрать наказы и предложения президенту, занести в специальные альбомы и через членов генсовета партии передать в администрацию президента РФ.

2003 год. Полиграфическое предприятие «Вита-принт» начинает выпуск этикетки для водки «Путинка». Как заявляет руководство, «за это право пришлось воевать со всей Москвой».

2004 год. В январе Саратовская область первой из российских регионов отправила в Москву подписи в поддержку кандидата в президенты России Владимира Путина (на выборах 2004 года). Как сообщил губернатор Дмитрий Аяцков, подписи собирала группа доверенных лиц во главе с вице-губернатором Владимиром Мароном.

В апреле председатель саратовского общества трезвости Наталья Королькова обратилась к Путину с предложением стать почётным председателем организации и пожелала успехов «в политической борьбе с ряжеными в одежды правозащитников и свободолюбцев» и прочими «фальшивыми демократами».

2007 год. В августе городской депутат Михаил Исаев вышел с инициативой по внесению поправок в федеральное законодательство, позволяющих президенту остаться на третий срок. «Я знаю очень много достойных людей. Но я не встречал ни одного человека, который мог бы так же эффективно управлять Россией, как Владимир Путин!» – заявил парламентарий.

В ноябре кандидат в областную думу Алексей Лукьянов создал движение «За Путина!», которое должно было осуществлять «общественный, народный контроль и за действиями чиновников, и за эффективностью реализации национальных проектов, и за деятельностью партии ЕР.

Кандидат в областную думу Александр Сидоренко от Партии патриотов России инициировал сбор подписей об объединении Саратова с Энгельсом и переименовании в город Путин.

В декабре на губернаторской ёлке сыграли спектакль «Владимир Красное Солнышко» по пьесе артиста театра драмы Алексея Зыкова. По содержанию главному герою Вове передаёт власть старый Дуб, а помогает ему Медведь. Правда, животное приходится долго будить и никто не понимает, что оно говорит.

Это судьба

Кажется, Саратов и Путин соединены невидимыми, можно сказать, сверхъестественными нитями. Не случайно же именно здесь живёт родной брат собаки Путина. В 2000 году щенка лабрадора по кличке Кит Сильвер привёз из Москвы бывший военный лётчик, хотел порадовать жену и дочку. Через месяц из питомника позвонили и поздравили: однопомётницу Кони Полгрейв подарили президенту.