Юлия Васильева: «Защищать предприятия лучше превентивными мерами»

Оценить
Аудиторская фирма «Южный ветер» и консалтинговая компания «Синяя птица» на саратовском рынке существуют уже 14 лет. И в особом представлении, пожалуй, не нуждаются. Они уже известны оригинальностью своих решений, поэтому всегда находятся в зоне внима

Аудиторская фирма «Южный ветер» и консалтинговая компания «Синяя птица» на саратовском рынке существуют уже 14 лет. И в особом представлении, пожалуй, не нуждаются. Они уже известны оригинальностью своих решений, поэтому всегда находятся в зоне внимания тех, кто хорошо понимает важность их услуг в условиях переменчивой рыночной стихии.

Руководящая обеими компаниями кандидат экономических наук Юлия Васильева не помнит ни одного «прокола» фирм за всё время их существования. «Может быть, поэтому, – считает она, – среди постоянных клиентов «Южного ветра» и «Синей птицы» в основном крупные предприятия города, области и других регионов страны».

– Юлия Львовна, ваши компании уже много лет на слуху в бизнес-среде Саратовской области. За годы существования фирм наверняка многое менялось в их работе. Как оцениваете приобретённый с годами опыт?

– Опыт мы действительно приобрели огромный. И в создании компаний, в выстраивании холдингов, в привлечении средств для клиентов, во всевозможных реорганизациях, в банкротстве. Всё это позволяет нам сегодня грамотно выстраивать защиту компаний от недружественных поглощений. На нашем рынке это явление встречается сплошь и рядом. Но, к сожалению, далеко не все предприниматели видят в этом опасность именно для себя. И в этом их большая ошибка. Компанию на самом деле захватить очень легко, не только через скупку акций, но и через формирование долгов, через каких-то клиентов. Есть хорошая поговорка на эту тему: «Если коготок увяз, то и всей птичке пропасть». Как бы ни казалось руководителю предприятия, что дела его идут хорошо, лучше всё хорошенько проверить. И лучше, если это будут делать специально обученные, опытные люди.

– Не ошибусь, если предположу, что у вас работают именно такие специалисты?

– Да,у нас работают люди очень интересные. Много юристов и экономистов, и все они имеют дополнительные аттестаты – аудиторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, причём разных категорий – регистраторы, брокеры, дилеры, руководители компаний участников рынка ценных бумаг. И очень многие специалисты имеют по два, а то и по три аттестата. То есть это профессионалы высокого класса, каких ещё поискать. Не только в Саратове, вообще в России. Искать трудно, поэтому мы набираем молодёжь, которую потом сами и обучаем.

Специфика нашей работы в том, что специалистом нужно быть во всех областях. Согласитесь, один юрист, конечно, может придумать какую-нибудь схему, но с точки зрения экономической, с точки зрения налогов она может оказаться очень затратной для клиента. А когда над проблемой работает целая команда специалистов, которые имеют экономическое и юридическое образование одновременно, они стараются найти такую схему, на реализацию которой клиент потратил бы минимум средств.

– Ну, с таким арсеналом услуг и профессионализмом сотрудников вам не страшны никакие конкуренты. Вы на саратовском рынке присутствие других аудиторских и консалтинговых компаний ощущаете?

– Конкурентов у нас хватает, конечно. Но проблема вовсе не в других, конкурирующих с нами организациях, а в том, что очень часто по вопросам корпоративного управления предприятия обращаются к юристам, у которых мало опыта именно в этой области. Многие руководители почему-то уверены, что юристы во всех вопросах хорошо разбираются и с поставленной задачей справятся легко. Некоторые и вовсе ссылаются на своих штатных юристов, у которых и без того хватает текущей работы. И даже если он суперпрофессионал в своём деле, вопрос реорганизации, например, может оказаться просто не его вопросом, не в его компетенции. А важно понимать, что в этом деле нужен не только богатый опыт, но и умение нестандартно мыслить. Очень многим предприятиям требуются именно неординарные решения, которые зачастую могут и не вытекать из существующей на предприятии ситуации. То есть ко всем с одной меркой подходить нельзя. Здесь нужен индивидуальный подход по каждому отдельному случаю. Мы придерживаемся именно этого принципа, и в этом гарантия качества нашей работы.

– А вам не кажется, что какие-то предприятия не обращаются за помощью в консалтинговые или аудиторские фирмы только потому, что они просто не до конца понимают смысл их услуг? И им никто этого смысла не объясняет.

– Наверное, и нас можно в этом упрекнуть. Мы не так часто говорим о себе, чтобы о нас узнавало всё больше людей. Но этому есть своё объяснение. К нам клиенты приходят, что называется, «из рук в руки», то есть мы для кого-то что-то сделали – и нас порекомендовали своим знакомым, друзьям и т. д. Мы же не товар какой-то производим, чтобы его на рынок надо было продвигать. Мы оказываем штучные услуги, каждый наш проект в корне отличается от предыдущего. К тому же массовая реклама может и не возыметь того эффекта, на который обычно рассчитана. Наша целевая аудитория – это собственники компаний, директорский корпус, которые просто не привыкли доверять рекламе. Гораздо большее доверие у них вызывают отзывы тех, кто нашими услугами уже воспользовался. Когда на предприятии возникают проблемы и оно начинает уплывать из рук, ошибка в выборе помощника в решении этой проблемы может дорого стоить.

Поэтому я стараюсь объяснить руководителям и собственникам предприятий, что исправлять ситуацию, когда гром уже грянет, будет гораздо сложней. Нужно принимать превентивные меры по защите своих предприятий. По всем направлениям, не только по вопросам собственности, но и по ведению налогового, бухгалтерского учёта, по вопросам работы с банками. Нужно просто взять и проверить свои дела. Привлечь специалистов, пригласить консультанта и посмотреть. Здесь не нужно стесняться, бояться кого-то, нужно обращаться в серьёзную компанию, о которой вы уже что-то знаете. И не нужно на это жалеть денег.

– Да, но вы же отметили, что ваши услуги штучные. Значит, и цена у них, по всей видимости, эксклюзивная?

– Консалтинговые услуги действительно дороги, но они того стоят. Хотя предпринимателей в этом убедить сложно, иногда приходится доказывать даже важность аудиторской проверки, которая и так является обязательной ежегодной процедурой для очень многих предприятий. Мы стараемся донести до собственников то, что этот документ (аудиторское заключение) им нужен не для налоговой инспекции, а прежде всего для них самих, для их уверенности в том, что на предприятии всё действительно нормально. И поэтому процедура, аудиторская в частности, не должна быть формальной, а проведена с полной ответственностью.

В процессе проведения аудита на одном предприятии в среднем у нас задействовано порядка трёх аудиторов и юрист. В отличие от других компаний, где порой в штате всего два-три реальных специалиста. Юрист проверяет правоспособность общества и соответствие деятельности компании требованиям закона о крупных сделках, закона об акционерных обществах и т. д. Кроме того, проверяет договорные правоотношения. Аудиторы распределяются по отдельным участкам учёта. Их работу контролирует и координирует руководитель группы. Технические возможности нашей компании позволяют сотрудникам сосредоточиться на качестве. То есть аудитор, посмотрев участок, знает о нём всё – бухгалтерский учёт, налоговый учёт, арбитражную практику. В его распоряжении есть все информационные базы.

Ценовой вопрос, конечно, имеет место. Но опять же, у нас работают высококлассные специалисты, а профессионализм сегодня ценится высоко. В противном случае совсем другим было бы и качество наших услуг. А на качестве мы экономить не можем. Поэтому всегда готовы предоставить клиенту рассрочку, в определённых случаях клиент может получить разумную скидку – до 10 процентов. Для тех, кто с нами ещё не знаком, но хочет познакомиться, мы предлагаем пробную консультацию, чтобы продемонстрировать наш профессиональный уровень. Неправильно в этом деле ориентироваться только на цену и искать где подешевле. Результат аудиторской или консультационной деятельности зависит от профессионализма тех людей, кто её будет осуществлять.

В конечном итоге всё зависит от целей, которые клиенты перед собой ставят. Если руководителю предприятия нужно просто аудиторское заключение без реальной проверки, он его получит без проблем, но не у нас. А если он действительно нацелен на улучшение качества работы своего бизнеса, на предупреждение налоговых доначислений, претензий со стороны недобросовестных поставщиков, на юридически правильное оформление документов, то работу эту будут выполнять профессионалы, и стоимость их услуг тоже будет другой.

Когда мы оказываем аудиторские услуги новому предприятию, сразу изучаем технологию производства, нередко привлекаем технических специалистов заказчика. Ведь бумаги по идее должны отражать тот реальный процесс производства, который на предприятии существует.

– Пожалуй, аудиторские и консалтинговые услуги становятся всё более актуальны сегодня, в условиях финансового кризиса. Как думаете, работы в связи с последними событиями прибавится?

– Портфель клиентов на следующий год у нас сформирован, и всё идёт в рамках запланированного развития нашей компании.

Несмотря на кризис, мы не только постоянно совершенствуем технологию оказания существующих услуг, но и открываем новые направления в своей деятельности, актуальные в данный момент времени.

Но работы по основному виду нашей деятельности – аудиту и консалтингу – в условиях кризиса, конечно, прибавится.

– Давайте о приятном поговорим. Знаю, что 11 ноября вас назначили директором Саратовского территориального института профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Поздравляю. Скажите, как вы сами эту новость восприняли, ведь на вас и без института большая ответственность лежит?

– Назначение директором института – это для меня высокая честь и вместе с тем колоссальная дополнительная нагрузка. Это же очень крупная, серьёзная организация – представительство крупнейшего в России некоммерческого партнёрства, аккредитованного при Минфине РФ и объединяющего в себе более 120 тысяч профессиональных бухгалтеров и аудиторов.У нас по закону об аудиторской деятельности так положено, чтобы все аудиторы состояли в таких саморегулируемых организациях. И наша компания «Южный ветер», и каждый наш аудитор как физическое лицо являются членами этого некоммерческого партнёрства. Своё предназначение на новой должности я вижу в укреплении позиций Саратовского территориального института профессиональных бухгалтеров и аудиторов в деловой жизни региона. Это работа с представителями бизнеса, власти, формирование и развитие профессионального сообщества бухгалтеров и аудиторов Саратовской области. Думаю, всё у нас получится.

Институт свою деятельность не прекращает ни на минуту. Сейчас мы готовим одно важное для нас мероприятие – подведение итогов конкурса «Лучший бухгалтер Саратовской области». Сам конкурс мы уже провели. Он у нас получился масштабным. Участие принимали и студенты, и профессиональные бухгалтеры, и члены нашего института, и сотрудники бюджетных организаций. Сейчас нам осталось только подвести итоги конкурса, о которых мы торжественно объявим в 20-х числах января на базе Саратовского социально-экономического университета.