Подсадили на колёса

Оценить
В Саратове прошел велопарад

Тысячи людей собрались в минувшее воскресенье на Театральной площади, чтобы принять участие в масштабном велопараде, маршрут которого соединил два города – Саратов и Энгельс. Кто-то хотел просто проверить свою выносливость (преодолеть такое расстояние не каждому под силу), кто-то – себя показать (костюмы велосипедистов и их средства передвижения были на любой вкус и цвет), кто-то – пообщаться с единомышленниками, а кто-то – необычно провести выходной с семьей (да-да, приезжали целыми семьями). Участие в велопараде принял и корреспондент «Газеты недели в Саратове».

Парад начинается с очереди

Далеко не у всех участников марафона были свои велосипеды. Организаторы сделали вялую попытку позаботиться о таких «неимущих». Был организован прокат. Для удобства даже предусмотрели бронирование и предоплату «прокатных» велосипедов. Забронировал чуть ли не за пять дней велосипед и я, а внести предоплату не успел. Дело в том, что оплатить бронь можно было за сутки до старта. Но желающих оказалось слишком много, и часа через четыре велосипедов в наличии просто не осталось. Ехал я на велопарад, надеясь на русское авось – а вдруг велосипед добыть всё-таки получится.

Таких, как я, оказалось немало. Никто из сотрудников проката не мог толком объяснить, что делать тем, кто не смог обеспечить себя заранее велосипедом. В итоге всё же дополнительные велосипеды привезли. Цена удовольствия – 500 рублей, подписанный договор и отданный на хранение документ (паспорт или права).

«Вы паспорт точно не потеряете?» – робко интересуется какая-то девушка у сотрудника проката, видя, как он небрежно закинул её документ в сумку. Он уверяет, что всё с паспортом будет хорошо. Другой парень в залог оставляет водительское удостоверение. С «документохранителем» он не сюскается: «Давай поаккуратнее там. Смотри, права не потеряй». Мне же вообще везёт – отдаю молодому человеку права и 500 рублей.

Когда завидуешь лежачим

Выдача велосипедов затянулась. Организаторы минут как 20 объявили старт. Желающих принять участие в параде было действительно очень много, разрыв между колонной и хвостом составил почти 15 минут. Получаю во временное пользование велосипед и тут же мчу на старт. Основной колонны уже даже не видно на горизонте. Активнее кручу педалями, развиваю скорость, выезжаю на практически пустую Московскую. Ну когда еще сможешь вот так покататься на велосипеде по главной улице города? На пересечении с Радищева нужно поворачивать направо и ехать до новой пешеходной зоны – до Волжской. Там-то я и догнал остальных велосипедистов.

Догнал и тут же пожалел об этом. С ветерком уже не помчишь. Как бы не наехать на зевак, да и не столкнуться с другими велосипедистами. Если проезжие части освободили от автомобилей и общественного транспорта, то пешеходную зону от пешеходов – нет.

Рядом едет папа с двумя детьми. У них трехместный велосипед. Что-то похожее на тандем, только рассчитанный на троих. Совсем юных отпрысков родители заботливо размещали в специальных креслах. Те, кто постарше, ехали самостоятельно на велосипедах. «Ты не устал? Может, остановимся, отдохнем?» – спрашивает папа у своего маленького сынишки. Тот отрицательно качает головой и продолжает, стиснув зубы, упорно крутить педали.

Привлекает внимание не только моё, но и прохожих человек на лигераде – его конструкция позволяет велосипедисту ехать полулежа или даже лёжа. Такую модель я увидел впервые. А завидовать ему стал на обратном пути, когда силы уже были на исходе и неудобное сидение натерло всё, что только можно.

Со всех сторон слышатся восторженные реплики от прохожих. Кто-то одобрительно хлопает, кричит «ура!», машет рукой, а кто-то смотрит на велотолпу как на восьмое чудо света.

Преодолевая мост

Попетляв немного по саратовским улочкам, выезжаем вновь на Московскую. По направлению к улице Чернышевского дорога идет под уклон. Можно немного расслабиться и педали не крутить. Заставляет вернуться с небес на землю парнишка, едущий рядом. Своему товарищу он дает наказ слишком не радоваться – обратно, когда силы будут на исходе, придётся ехать в гору.

Увидеть, насколько растянулась колонна, можно при повороте с Московской на Чернышевского – велосипедисты, едущие во главе парада, уже заворачивают к Предмостовой площади.

На мосту через Глебучев овраг я впервые вижу человека, у которого случилась поломка. Участнику парада для ее устранения пришлось перевернуть велосипед. Хочу отметить доброжелательность всех участников – несколько велосипедистов остановились и предложили свою помощь.

Въезжая на мост, соединяющий Саратов с Энгельсом, замечаю еще одного необычного участника велопарада. В корзине, закрепленной на раме велосипеда, сидит... собака. Для нее всё происходящее в новинку. Хозяин, крутящий педали, признается, что его домашний питомец принимает участие в велопараде впервые: «Она еще успевает обнюхать велосипедистов!»

Мост заканчивается. Оказываемся в Энгельсе. Теперь ехать гораздо сложнее. Нам нельзя занимать всю проезжую часть. Только половину. По второй половине вскоре поедут те велосипедисты, которые успели развернуться на кольце у «Ленты». Чтобы исключить столкновения, через каждые десять метров на двойной сплошной выстраиваются волонтеры. Движение заметно замедляется. Некоторые останавливаются у обочины – решают переждать, пока основная масса проедет.

А где второй велосипед?

А вот и долгожданный разворот! Обратно, в сторону Саратова, мы едем уже значительно быстрее, так как можем совершенно спокойно занимать всю проезжую часть. Примерно на середине моста силы заканчиваются не только у меня, но и других участников веломарафона. Остановки делаются чаще. «Блин, как сейчас на Соколовую взбираться? Я язык на плечо положу!» – готовится к непростому участку трассы один из велосипедистов. Его товарищ подбадривает: «Да какая разница – просто крути педали и всё». На самом деле в горку, где Предмостовая площадь заканчивается и начинается Соколовая улица, многие идут пешком, толкая средство передвижения рядом.

На обратном пути по улочкам Саратова мы уже не петляем – выезжаем на Московскую и по ней до Театральной площади. Всё это путешествие заняло у меня чуть больше полутора часов.

Уставший, но довольный (такое расстояние на велосипеде я преодолевал впервые) иду сдавать велосипед. И вот здесь велопрокатчики умудряются испортить мне настроение. После нескольких попыток мне всё-таки удается найти человека, у которого в залоге находятся мои права. Он мне их отдаёт, но интересуется: а где, собственно, второй велосипед? Сказать, что я офигел – ничего не сказать. Какой второй велосипед? Я брал только один и подписывал договор, в котором только один серийный номер велосипеда фигурировал. Видимо, кто-то дописал мне потом еще один. Ребята предлагают мне немного подождать – типа сейчас разберемся. И я остаюсь стоять на солнце с велосипедом в обнимку. Тут подъезжает еще одна группа сдавать арендованный транспорт, и сотрудникам становится не до меня. В принципе, я мог бы совершенно спокойно оставить велосипед и пойти дальше – документ у меня на руках, но воспитание не позволило. Ещё пару раз напоминаю сотрудникам, что неплохо было бы поторопиться с решением вопроса – до вечера обниматься с велосипедом у меня в планы не входит. В итоге им всё-таки удается найти на парковке записанный на меня второй велосипед, после чего мне приносят извинения за почти двадцатиминутное ожидание.