Дорого и неприлично

Оценить
Машин, за которые придётся доплачивать государству, стало на 200 моделей больше

Роскошными автомобилями в 2018 году будут считаться 1126 моделей против 909 прошлогодних. Перечень в очередной раз расширил Минпромторг РФ – инфляция сделала свое дело. Такими темпами любой личный автомобиль скоро перестанет быть просто средством передвижения и снова приобретет статус атрибута богатства и благополучия. А для некоторых и вовсе превратится в дорогую обузу.

Почувствуй себя богатым

С 2014 года в России действует так называемый налог на роскошь автомобиля. Самого понятия «налог на роскошь» в законодательстве нет. Это народное название повышенных коэффициентов, которые используются при расчете транспортного налога на автомобили стоимостью от 3 млн рублей. По замыслу авторов «налога на роскошь», богатые должны платить больше. Но на практике больше начинают платить не только они, но и те, у кого с деньгами не так чтобы густо.

Из-за падения рубля машины, купленные еще при курсе 36 рублей/долл., подорожали как минимум в несколько раз, и многие из них попали в разряд роскошных. В 2014 году в перечне роскошных авто было всего 189 моделей. В основном категорий премиум и люкс (Land Rover, Jaguar, Rolls-Royce и т.п.). То есть за последние четыре года, что существует «налог на роскошь», список дорогих машин увеличился в 6 раз.

В этом году перечень пополнился как новыми моделями марок премиум-класса, так и старыми моделями, которые некоторое время назад считались дорогими, статусными, но не роскошными, и повышенный налог за них не брали. Есть среди них и утилитарные кроссоверы. Например, внедорожник Chevrolet Tahoe никогда не считался роскошным, а на родине он вообще относится к транспорту фермеров. И по набору оборудования, и по качеству отделки этот автомобиль уступает представителям премиального сегмента, утверждают эксперты, удивляясь его присутствию в перечне Минпромторга.

Или Mercedes-Benz Е300, которого тоже не было в прошлогоднем перечне, потому что стоил он дешевле 3 миллионов. В обновленном списке эта модель есть, потому что за последние полгода значительно подорожала. Для владельцев таких авто этот момент, полагаю, неприятный. Ведь если в Саратове, предположим, владелец такой машины в прошлом году должен был заплатить транспортный налог в размере 18750 рублей, то сейчас, учитывая, что модель попала в перечень «роскошных», сумма платежа увеличится больше чем на треть – до 28125 рублей. Потому что согласно закону, к автомобилю данной ценовой категории при расчете транспортного налога применяется коэффициент 1,5. Но особенно неприятно тем автовладельцам, которые в прошлом году купили в кредит семейные кроссоверы, а в 2018 году узнали, что приобрели «роскошь» вместе с обязанностью платить дополнительный налог.

Кроме того, из-за прошлогоднего роста цен на автомобили, который в свою очередь был спровоцирован повышением акцизов и утилизационного сбора, у моделей, уже находившихся в перечне, в этом году повысился коэффициент. Например,у кроссоверов Audi Q7 quattro, BMW X6 версии xDrive40d и итальянского Maserati Levante коэффициент с 1,1 поднялся до 2.

Эксперты не слишком переживают за хозяев автомобилей категории премиум и люкс. Для тех, кто владеет машиной или сразу несколькими стоимостью 3–5 или 10–15 миллионов рублей, уплата дополнительных 20–30 тысяч к транспортному налогу – задача не обременительная. Другое дело, что за всё время существования налога на роскошь автомобиля машины в России уже подорожали в два раза. «Получается, что сейчас под действие повышенного налога попадают большие кроссоверы непремиальных марок. Скоро могут и семейные минивэны попасть. Налог на роскошь давно уже нужно пересматривать. Планку стоит поднять хотя бы до 4 млн рублей», – считает партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Согласно Налоговому кодексу РФ (п. 2 ст. 362) при расчете транспортного налога к моделям автомобилей в ценовом диапазоне 3–5 млн рублей применяется коэффициент 1,1–1,5. Повышенный налог за автомобили этого сегмента придется платить до достижения ими четырехлетнего возраста. В первый год повышающий коэффициент равен 1,5, во второй год коэффициент равен 1,3, на третий – 1,1. Для автомобилей стоимостью 5–10 млн рублей коэффициент составляет 2, если машина моложе 10 лет; если старше, коэффициент – 3. Такой же коэффициент применяется при расчете суммы налога для авто за 10 млн рублей и дороже, независимо от возраста транспортного средства.

Пересаживаемся на б/у

По данным «Автостата», в прошлом году россияне потратили на новые легковые автомобили премиум-класса 543 млрд рублей. Это на 2% больше результата годичной давности. Самыми популярными «роскошными» марками стали премиальные бренды Mercedes-Benz (выручил 150 млрд рублей), BMW (112 млрд рублей) и Lexus (94 млрд рублей). Также хорошо заработали на «роскоши» немецкий Audi и британский Land Rover – 53 и 49 млрд рублей соответственно. Как отмечают эксперты аналитического агентства «Автостат», на долю премиальных автомобилей в России приходится лишь около 10% продаж. Но за счет более высоких средневзвешенных цен они занимают свыше четверти от всего объема выручки на российском рынке.

Кроме Москвы и Санкт-Петербурга больше всего премиальных автомобилей, по данным «Автостата», покупают жители Екатеринбурга (2,4 тыс. новых авто), Краснодара (2,3 тыс. шт.) и Казани (2,2 тыс. шт.). В десятку лидеров также попали Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Челябинск, Самара, Воронеж, Уфа и Красноярск.

В целом, по данным агентства, россияне за год потратили на приобретение автомобилей свыше 4 трлн рублей. Новых легковых машин в 2017 году было куплено 1,46 млн штук, на общую сумму 1,97 трлн рублей.

Больше всего новых машин купили в Москве – 213 тысяч штук, потратив при этом 390 млрд рублей. На втором месте по ёмкости рынка располагается соседнее Подмосковье с результатом 173,6 млрд рублей на 118 тысяч автомобилей. Замыкает тройку лидеров Санкт-Петербург – 158 млрд рублей и 100 тысяч автомобилей.

Саратовская область, где в середине прошлого года было зарегистрировано свыше 800 тысяч автомобилей, по ёмкости рынка попала в топ-30 регионов, заняв в рейтинге «Автостата» 17-ю строчку. Саратовцы, по данным агентства, за год приобрели около 22 тысяч новых машин, потратив при этом порядка 24 млрд рублей.

На подержанные машины россияне потратили в прошлом году 2,3 трлн рублей. Более 90% от этой суммы пришлось на иномарки с пробегом – их покупка обошлась гражданам в 2,1 трлн рублей. Соответственно, оставшиеся примерно 10% (219 млрд рублей) были потрачены на б/у автомобили отечественных марок.

И снова «потому что бедность»

По оценкам экспертов аналитического агентства «Автостат», в 2017 году авто с пробегом продавались намного лучше новых. На одну проданную новую машину приходилась продажа 4 подержанных. И если в целом автомобильный рынок России показал ощутимый рост – аж на 12 процентов за год впервые за последние 5 лет, что само по себе должно свидетельствовать об улучшении экономической ситуации в стране, то вот это соотношение продаж новых и старых машин путает все карты.

По словам аналитиков «Автостата», чем богаче страна, тем больше новых автомобилей в ней продаётся. Нормальным показателем считается соотношение 1:2, то есть одну новую купили, две подержанных продали.

Если смотреть по регионам, то самые благополучные экономики у нас в отдельно взятых субъектах РФ. Например, в Москве (1:1,5), затем в Татарстане и Санкт-Петербурге (1:2), а также в Московской области (1:3). В остальных регионах всё плохо. Худшее соотношение продаж новых машин к старым на Дальнем Востоке – 1:50. «То есть на два новых автомобиля там приходится 98 перепродаж очень подержанных, ввезенных когда-то из Японии «праворуких» машин, чей средний возраст перевалил за 20 лет», – пишет Игорь Моржаретто, партнёр аналитического агентства «Автостат».

Обращают внимание аналитики и на марки машин, которые предпочитают россияне. Согласно исследованию, в прошлом году самыми популярными моделями на вторичном рынке в «богатых» федеральных округах европейской части были относительно свежие иномарки российской сборки – Ford Focus, Hyundai Solaris, KIA Rio, Skoda Octavia. При этом на юге страны и на Урале самый высокий спрос был на дешевые автомобили АвтоВАЗа, причем по большей части уже снятые с производства: ВАЗ 2107, 2110, 2114 и т.д.

Другой аналитик агентства Алексей Грамматчиков указывает, что разброс в предпочтениях моделей напрямую связан с доходами населения и падающей покупательской способностью. «При нынешних зарплатах далеко не каждая семья может позволить себе приобретение новой машины. Статистика говорит, что только 20–25% домохозяйств в России могут задуматься о приобретении нового транспортного средства», – отмечает он и указывает, что наряду с ростом цен на новые автомобили (прогнозируют скачок на 10–15% до конца 2018 года) это основной фактор, замедляющий рынок.

Эксперты говорят также о том, что в России в связи с низким уровнем доходов населения в регионах авторынок может расти только за счёт столиц, где есть деньги. Однако здесь есть серьёзный инфраструктурный тормоз. Так, по их словам, власти Москвы, например, делают всё, чтобы горожане отказались от личного транспорта и пересели на общественный – узкие дороги, пробки, платные парковки, бесчисленные камеры и т.п.

Будущее развития авторынка, по мнению экспертов отрасли, зависит от сообразительности властей: или придется заниматься развитием инфраструктуры в крупных городах, или всё-таки повышением благосостояния жителей в регионах. Идеально, если бы действовать начали в обоих направлениях. Впрочем, по словам экспертов, на ближайшую перспективу рынку поможет и внедрение новых программ господдержки и стимулирования автокредитования.

Дорого и неприлично