Дважды обманутые

Оценить
Сначала дольщиков этих домов подвёл застройщик Абасов. Потом они зря поверили председателю думы Володину

На днях судебными решениями продлены сроки содержания под стражей застройщику Алексею Абасову. Он пробудет под стражей, как минимум, до начала апреля. Абасов был задержан одновременно с началом кампании по помощи обманутым дольщикам Саратовской области, инициированной нашим земляком, председателем Государственной думы Вячеславом Володиным. С тех пор в правительстве области губернатору еженедельно рассказывают о положении дел на десятках долгостроев. Но по домам Абасова до сих пор нет ясности ни у кого.

Обанкротятся – просветлеет

14 домов Абасова министр строительства и ЖКХ Дмитрий Тепин еще неделю назад называл самыми сложными. Хотя формально не все люди, оплатившие в них квартиры, включены в государственный список обманутых. Тепин говорит, что для этого, как минимум, требуется запуск процедуры банкротства. Потом всё пойдёт по единственно правильной схеме, где банкрот-застройщик отдаст права на достройку дома вновь образованному кооперативу, объединившему дольщиков. Не все из них пока осознали, какой путь им предстоит пройти, чтобы отвоевать свои деньги и квадратные метры.

Поэтому по некоторым домам заявление о банкротстве абасовских организаций, взявших на себя обязательства по строительству домов, будет подавать администрация города Саратова. Формальный повод есть – неуплата арендной платы за земельные участки.

Все объекты в разной степени готовности. По каждому из них и через полгода после остановки строительства из-за ареста Абасова у минстроя есть только «предварительная экономика». Дмитрий Тепин коротко прошёлся по списку, отвечая на вопросы.

Недострой на Зерновой

На улице Зерновой проблемно зависли четыре 14-этажных дома. На завершение первого требуется 44 млн рублей, у второго стоимость достройки – 54 млн, у третьего – на 13 млн рублей «незавершёнки», на четвёртый дом потребуется 62 млн рублей. Жители всех четырёх домов, по словам министра, приняли решение «идти вместе в банкротство». А вот как выходить из процедуры – одним новым ЖСК или четырьмя – пока не решили.

Председатель областной общественной палаты Александр Ландо, быстренько подсчитав сумму достройки, тут же хотел её сравнить с ценой арестованного имущества Абасова. Дмитрий Тепин ответил, что до окончания следствия об этом будет неизвестно, «а в следствие мы лезть не будем».

Представитель инициативной группы дольщиков донесла до губернатора и других ответственных лиц в президиуме собрания уныние людей и их всё нарастающие страхи. Потому что они видят, как увезли кран с площадки, но не видят хоть каких-то созидательных конкретных действий от власти. При Володине обещалось, что с сентября начнется достройка. Но ничего не делается даже на доме, где она минимальна. А если министр говорит, что ничего не будет решаться пока, зачем тогда собирать людей на такие совещания?

– Зачем собираемся? Чтобы неразрешимое понять, – ответил озабоченной женщине из зала губернатор Валерий Радаев.

Прокурор области Сергей Филипенко предложил не связывать все проблемы абасовских домов с завершением расследования: «Нужно параллельно искать, как выйти из ситуации». Депутат Госдумы Татьяна Касаева, наоборот, попросила не торопиться. По её мнению, сначала нужно в ходе процедуры банкротства убрать из реестров аффилированных Абасову лиц. Резон в словах депутата Госдумы был. Потому что, если верить многочисленным публикациям в СМИ, в недостроенных домах Абасова только он сам и его супруга претендуют на 163 квартиры. А ещё придётся разбираться с теми квартирами, которые продавались за 40 тысяч рублей «близким», а потом те продавали их по нормальной цене «дальним», а разницу клали себе (или Абасову?) в карман.

Главный достройщик проблемных домов в регионе Леонид Писной предупредил дольщиков, что никакого решения по инвестору не может быть, пока они не определятся, будет у них четыре дома и четыре ЖСК или один дом и один ЖСК? На его взгляд, один чреват скандалами и проблемами, где больше времени будет тратиться на разговоры, чем на дело, тогда как четыре ЖСК окажутся каждый со своей судьбой и своими сроками завершения строительства.

– Вот с этим вы должны были сюда прийти, – заметил Александр Ландо Дмитрию Тепину.

– Этот вопрос потом будем решать, – отрезал министр Тепин.

– Потом к этому вернуться будет сложно, – почему-то посчитал областной прокурор.

На 4-м Чернышевском проезде тоже нашлись «счастливчики»

По плану в доме намечено 20 этажей. Распродано 60 квартир из 139. Стоимость достройки оценивается в 197 млн рублей. Но по словам министра Тепина, от продажи свободных площадей можно выручить 117 млн рублей. А если всерьёз заняться теми, кто покупал квадратный метр по 12 тысяч рублей, в то время как остальные платили по 25–27 тысяч?


[кстати сказать]

Заплатят участками и бюджетными деньгами

Компенсация убытков подрядчиков, берущихся достраивать дома, происходит разными способами. Как правило, сначала они подписывают с городскими администрациями договор на предоставление бесплатных участков земли под будущее коммерческое строительство. А потом власть тем или иным образом гарантирует застройщикам компенсационных участков покупку квартир в новостройках для участников разнообразных госпрограмм. Без таких гарантий застройщикам сейчас строить новые дома невыгодно. Спрос на квадратные метры у жителей Саратовской области упал из-за снижающейся платежеспособности.

Новоастраханская, 38А, просит власть подсобить коммуникациями

По этому адресу строятся две секции дома в 19 этажей. Для достройки, по подсчётам минстроя, необходимо 206 млн рублей. Свободные площади дела не меняют. После их продажи власть всё равно должна компенсировать инвестору не меньше 180 млн рублей.

Представитель от дома посетовал, что уже понял после общения с чиновниками, что никто не собирается помочь деньгами на достройку. А как насчёт того, чтобы подвести коммуникации к дому за бюджетный счет? Министр Тепин категорически отмёл все надежды на финансирование бюджетными деньгами подвода тепла, газа и других благ цивилизации к дому. В лучшем случае минстрой может попытаться снизить цену подключения в переговорах с коммерческими организациями.

Тогда из зала попросили уменьшить нагрузку на дольщиков, снизив арендную плату за участок земли, который передадут вновь образованному ЖСК для достройки дома. Губернатор Валерий Радаев сказал, что навсегда, конечно, ставки никто снижать не будет, но «на период активного строительства почему бы и нет?».

Почувствовав, что власть уступает, представители этого дома решили, что можно выторговать сегодня кое-что ещё. И попросили губернатора обязать центр экспертизы строительства при минстрое посчитать реальную, а не приблизительную стоимость достройки всех домов. Потому что конкурсный управляющий её не посчитает – он не специалист, а потенциальный инвестор завысит смету с прибылью для себя. Администрацию Саратова губернатору пора тоже заставить работать для дела, а не для галочки. Потому что ей уже давали задание сделать список свободных земельных участков для строительства в городе открытым, и она вроде обозначила 17 территорий, но непонятно, в каких «красных линиях». Понятно, что инвесторы на такую размытую наживку не клюют.

– Хорошо, – устало вздохнул губернатор. Но заданий здесь и сейчас не раздал.

Из дома по улице Новоастраханской, 38, представителей не было. Поэтому всё ограничилось информацией министра Тепина, что МКД находится на начальной стадии строительства. Дольщиков здесь 109, а квартир 180. Так что 100 млн можно получить от распродажи свободных площадей, но 56 миллионов инвестору придётся вложить, чтобы потом получить за это компенсацию.

Положительная экономика домов на Орджоникидзе

Лучше всего, по словам министра Тепина, обстоят дела у домов на площади Орджоникидзе. В 26-этажном должно быть 150 квартир. Свободные площади можно распродать чуть ли не за 300 млн рублей и остаться в прибыли, потому что на достройку требуется меньше денег. В 27-этажном доме число участников строительства 99. Чтобы достроить дом, необходимо 486 млн рублей. Но продав 400 свободных пока квартир, можно выручить 639 млн рублей.

Адекватные дружные люди с 4-го Нагорного проезда

ЖСК «Нагорный» – это три блок-секции по 20 этажей. 100 миллионов рублей надо инвестору компенсировать только на секцию А. На секцию Б требуется 130 млн на достройку. Завершение работ на секции В обойдётся в 185 млн. Но на третьей секции больше всего непроданных квартир.

ЖСК сейчас проходит процедуру банкротства. И чиновники хотели бы, чтобы на выходе из процедуры организовалось три новых кооператива. Но у дольщиков пока другая позиция. Они видят свой дом единым и не хотят, чтобы участок земли под ним дробили, прицепляя к каждой секции.

Обидно платить ипотечный кредит за надежды жить поблизости от леса

На 8-й Дачной Абасов хотел построить 22 дома по 22 этажа и выше. И даже купил землю под них. Но пока здесь в «наследство» от него осталось две «незавершёнки». Для достройки одной необходимо 330 млн рублей (свободных площадей для реализации на 291 млн), на другой экономика хуже. Около 300 млн возможно получить за счет продажи свободных квартир, но 200 с лишним млн рублей всё равно ложатся на будущего инвестора.

Несостоявшихся пока жителей этих домов больше всего волнует ипотека. Здесь половина квадратных метров куплена через банк. И он требует свой немаленький процент. Выступающие из зала назвали пугающий свой – 16,5% годовых. Люди попросили губернатора, депутатов Государственной думы и прочих представителей власти инициировать какой-то закон, чтобы снизить выплаты по таким кредитам хотя бы до начала строительства.

Леонид Писной подсказал несчастным ипотечникам, что и сейчас есть закон, по которому можно перекредитоваться под 10,5%. Дмитрий Тепин сказал, что министерство тоже поддерживает перекредитование и даже готово помогать. Однако представитель коммерческого банка поставил под сомнение открывшиеся было перспективы. Было сказано, что так как квартиры в новостройках теперь являются проблемными, а для реструктуризации необходимо залоговое имущество, то есть квартиры, то их стоимость будет уменьшена и залога для необходимой суммы кредита будет недостаточно. Так что другой банк вряд ли рефинансирует такую ипотеку.

Губернатор Валерий Радаев предложил разобраться в ипотечном вопросе повнимательнее. Может, как-то такие обидные кредиты можно уменьшить с помощью социальной ипотеки.


[кстати сказать]

В октябре прошлого года Алексей Абасов написал Вячеславу Володину письмо, предложив решение проблем дольщиков своих домов. Указав, что в семи его строительных компаниях в штате осталось всего три человека, кроме него самого, он предупредил, что без охраны теперь почти все остановленные стройки. Абасов не согласен с позицией минстроя области, предлагающего дольщикам пройти через вариант банкротства. По его мнению, в ходе этой длительной процедуры замороженные объекты могут прийти в негодность. Абасов утверждает, что сроки передачи объекта участникам долевого строительства нарушены только в отношении трёх домов и максимально на 8 месяцев, а не на годы. При этом задержка строительства вызвана искусственными препятствиями со стороны муниципальных властей и тем, что подрядчики стали неохотно принимать оплату по договору квартирами.

Для того чтобы оплачивать работы деньгами, Абасову пришлось обращаться в банки, закладывая своё имущество. После того как его арестовали, он не может рассчитываться с банками, и они получили право продать его помещения и автомобили за бесценок. Если бы его выпустили, разрешив достроить дома, то он бы вернул банкам 60 млн рублей и тут же продал бы заложенное сейчас имущество, рыночная цена которого 150 млн. Эти деньги он бы с дорогой душой вложил в свои стройки под контролем власти и дольщиков.

Что ответил председатель Госдумы опальному застройщику – неизвестно. Но судя по тому, что автор письма остался под стражей, а дольщиков всё настойчивее склоняют к банкротству, предложенный Абасовым план реализован не будет.